Top.Mail.Ru
архив

Заработать на воде

Вопреки прогнозам, рынок безалкогольных напитков в России является инвестиционно привлекательным, и некоторые его сегменты позволяют игрокам получать довольно высокие прибыли

Отечественный рынок безалкогольных напитков в прошлом году не показал существенного падения. По данным Союза производителей безалкогольных напитков, из-за снижения спроса его объем в натуральном выражении в 2009-м году сократился всего на 3,72%, до 595 млн дал (в 2008-м - 618 млн дал). Согласно исследованию, проведенному РБК под эгидой ассоциации "Вода - Медицина - Экология", в прошлом кризисном году инвестиции в основной капитал компаний-производителей безалкогольных напитков, минеральной и питьевой воды в России составили 8,3 млрд руб.
   Дело в том, что наш рынок газированных напитков - самый крупный в Восточной Европе как по объему, так и по стоимости. Однако потребление напитков на душу населения в России значительно ниже, чем в восточноевропейских странах: объем покупки на одного потребителя в 2008-м составлял 80 литров, а годовые затраты на приобретение безалкогольных напитков - 1546,4 руб. на человека в год. При этом с 2002-го по 2008-й производство минеральных и питьевых вод в России возросло более чем в три раза.
   Концентрация рынка безалкогольных газированных напитков весьма высока - на долю пяти ведущих игроков приходится почти 90%. Лидируют The Coca-Cola Company (52% рынка газированных напитков без учета кваса) и PepsiCo Holdings (29%), тем не менее локальные фирмы все активнее заявляют о себе. В первую тройку российских производителей в первом полугодии 2009-го входили "ОСТ-Аква" (4%), "Очаково" (2%) и "Лолинга" (2%).
   По прогнозам аналитиков, уже в 2010-м рынок начнет восстанавливаться, объем должен практически вернуться к уровню 2008-го - 614 млн дал. В целом до 2013 года эксперты предполагают среднегодовой рост рынка безалкогольных напитков на 3 и 2% в натуральном и стоимостном выражении соответственно.
   Вполне вероятно, что этот сегмент в России ждет новый приток инвестиций. Рентабельность продаж безалкогольных напитков в докризисные годы лишь возрастала. В 2006-м она составила 5,1%, в 2007-м - 10%, в 2008-м - 13,1%. Как утверждается в исследовании РБК, в отрасли существует возможность для получения вполне высоких дивидендов. Исследователи отмечают, что потенциал нашего рынка раскрыт далеко не на 100%.
   "Инвестиционная привлекательность рынка объясняется не только растущей потребностью населения в качественной питьевой воде, но и значительным интересом к инновационным продуктам - в частности, функциональным напиткам, полезным для здоровья. Тренд здорового образа жизни остается одним из основных факторов, стимулирующих развитие российского безалкогольного рынка", - говорит Александр Анфиногенов, директор по маркетингу и стратегическому развитию компании "ОСТ-Аква". В числе перспективных сегментов также холодный чай, напитки на натуральном сырье, квас, энергетические напитки, напитки для спорта.

 

Таблица 1 СТРУКТУРА РЫНКА БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ*


Безалкогольные напитки, без учета газированных 51%
Газированные 18%
Соки 15%
Бутилированная вода 16%
* в натуральном выражении в 2009 году, %