Top.Mail.Ru
архив

Жизнь удалась

Страховые компании собирают все больше и больше денег, а спрос на страхование все растет. За 9 месяцев 2001 года страховщики привлекли более 200 млрд руб., что составляет 166% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В основном растет спрос на страхование жизни – более половины сборов приходится на этот вид услуг.

 

Первые девять месяцев этого года сюрпризов страховому рынку не принесли. В лидерах все те же компании – Промышленно-страховая компания, РОСНО, «Ингосстрах», «Интеррос-Согласие», «Прогресс-Гарант», «Согаз», «Альфа-Страхование», «РЕСО-Гарантия», «Спасские ворота», то есть крупные и стабильные страховщики, как правило связанные родственными узами с крупными финансово-промышленными группами. Эти компании более или менее поровну поделили $8 млрд (по прогнозам, объем сборов за год составит около 250 млрд руб.), которые принесли им в этом году клиенты. В этом проявилась закономерность развития страхового рынка в последние несколько лет. Новичков в тусовку больше не пускают. Как раз этим и вызвано обилие сделок по приобретению крупных компаний на страховом рынке: создать компанию заново, с нуля, и раскрутить ее обойдется дороже, чем купить готовую. А заполучить страховую компанию сейчас хочется многим – больно уж прибыльным стал этот бизнес. В основном благодаря налоговым льготам, которых не имеет больше ни одна другая отрасль.

 

Бочка меда

Масштабы развития страхования жизни привлекли внимание правительства. Как известно, этот вид страхования чаще всего используется предприятиями для оптимизации налогообложения. Сокращение налоговых выплат становится возможным благодаря льготам страховых компаний. И хотя правительство уже не раз пыталось бороться с фиктивными страховыми договорами, вводя все новые ограничения, страховщики находят новые лазейки.

Налоговая планка снижается, но предприятия все равно предпочитают пользоваться услугами страховых компаний для оптимизации налогов. Это дешевле, чем платить любые даже самые низкие налоги. Страховая компания берет за свои услуги примерно 5%, а значит, государство ни при каком раскладе не может конкурировать со страховщиками. Но, похоже, сладкая жизнь закончилась: вице-премьер Алексей Кудрин, по информации из правительства, намеревается лично заняться страховщиками, так что «обнальщикам» придется туго.

Многие страховщики и сами уже поняли, что им выгоднее развивать «нормальное» страхование, тем более что рынок для этого уже созрел, а не увлекаться «схемами», приносящими не только большой доход, но и массу неприятностей. «Страховые схемы вполне легальны, но страховщики уже в этом году стали от них уходить», – считает вице-президент «Росгосстраха» Павел Логинов. Судя по динамике роста премий, этого пока сказать нельзя, но, возможно, многие страховые компании действительно предпочтут заниматься более традиционным для них бизнесом. Ведь страховой компании на то, чтобы доказать налоговым органам легальность своих действий, приходится порой тратить массу усилий. Так было в этом году с ПСК, руководитель одного из филиалов которой подвергся судебному преследованию за то, что помогал предприятиям родного города сокращать расходы на налогообложение.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что спрос растет не только на страхование жизни. В этом году все больше предприятий страховали имущество и ответственность, а также покупали своим сотрудникам полисы медицинского страхования и страхования от несчастных случаев.

 

Ложка дегтя

Крупнейшие международные страховые компании уже давно стоят в одном ряду с транснациональными финансово-промышленными холдингами. AIG, Allianz, AXA и другие монстры могут поспорить своими финансовыми возможностями с Bank of New York или General Electric. У нас все по-другому. Хотя сборы страховых компаний и растут с каждым годом, по своим финансовым возможностям все страховщики, вместе взятые, не могут сравниться даже с самой захудалой ФПГ. «Российские страховые компании страдают от недостаточной капитализации», – сокрушается Капитолина Турбина, директор московского представительства перестраховочной компании GeneralCologne Re, входящей в холдинг Berkshire Hathaway, активы которого составляют $100 млрд.

Но если страховым компаниям необходимы инвестиции, то и ФПГ стали понимать привлекательность обладания страховой компанией в составе группы, причем не карманной, кэптивной, а настоящей, универсальной. Сначала это поняла «Альфа-групп». Покупка этим холдингом раскрученной страховой компании «ВЕСтА» весь год будоражила рынок. Но «Альфа» пошла еще дальше – преобразив «ВЕСту» и объединив ее с другими компаниями, придумала ей новое имя – «Альфа-Страхование» и новую рекламную политику. А недавно «Альфа» подкрепила свое приобретение финансово: уставный капитал «Альфа-Страхования» был увеличен до 1 млрд руб., а это крупное событие на российском страховом рынке.

ФПГ «Интеррос» и так уже владела крупной страховой компаний с весьма узнаваемым брэндом – «Интеррос-Согласие», но в этом году еще и объединилась с еще несколькими страховщиками (может быть, не столь значимыми, но зато дополняющими ее в сфере работы с частными клиентами – ведь «Интеррос-Согласие», как ни крути, все-таки кэптив).

А «Ингосстрах» вошел в состав ФПГ после того, как «Русский алюминий» купил его основного акционера – «Автобанк». Только АФК «Система» идет не в ногу со временем. В этом году «Система» продала 49% акций своей компании РОСНО немецкому гиганту Allianz и хотя и не полностью лишилась контроля над страховой компанией, но будет вынуждена позволить немцам заправлять в РОСНО. За это акционеры РОСНО надеются получить как финансовые вливания, так и ноу-хау, что, несомненно, укрепит компанию.

Председатель правления СОАО «Русский страховой центр» Дмитрий Извеков считает, что распространение на нашем страховом рынке иностранного капитала может негативно затронуть такую специфическую сферу, как страхование предприятий оборонно-промышленного комплекса. «При работе с российской оборонкой одним из основных условий является наличие соответствующих разрешений и лицензий ФСБ на работу с закрытыми организациями. В «Русском страховом центре», который давно и активно работает в этом секторе страхования, считают, что энергичное проникновение западных структур на российский рынок может создать ситуацию, когда крупные страховые компании, имеющие иностранных акционеров, окажутся неспособными обслуживать ОПК», – считает Дмитрий Извеков.

 

На грани фола

Основательно подготовившись к захвату рынка, в будущем году страховщики начнут серьезную конкурентную борьбу. В основном конкуренция затронет рынок услуг, предоставляемых клиентам – физическим лицам и небольшим компаниям: клиенты – крупные предприятия уже поделены. Ожидается, что тарифы на некоторые виды страхования понизятся. Кроме того (и многие компании уже начали это делать), клиентов будут стремиться удержать новыми методами продаж, более внимательным отношением и индивидуальным подходом. В особенности это касается автолюбителей. В будущем году рынок страхования автомобилей и ответственности автовладельцев станет полем боя, на котором разгорятся первые битвы новых гигантов от страхования. Дело в том, что страховые компании будут усиленно готовиться к вступлению в силу закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. Принятие этого закона уже «на мази»: он прошел второе чтение в Госдуме и теперь нуждается только в небольшой корректировке. Ожидается, что закон будет принят в третьем чтении в начале 2002 года, а вступит в силу 1 января 2003 года. Предсказывают, что этот закон принесет более миллиарда долларов на рынок страхования в виде взносов автовладельцев.

За эти деньги будут бороться компании «Ингосстрах», «Интеррос-Согласие», РОСНО, «РЕСО-Гарантия», «Альфа-Страхование», ВСК и многие другие. «Мы предполагаем естественный рост числа корпоративных клиентов в области автострахования, однако количество договоров по автострахованию, заключенных с физическими лицами, будет расти опережающими темпами», – полагает заместитель генерального директора ВСК Владимир Новиков.

Всем этим компаниям предстоит огромная работа. Помимо того что они должны заранее устроить себе массированную рекламную кампанию, чтобы впоследствии привлечь как можно больше клиентов, им предстоит еще серьезно расширить сеть своих филиалов. Ведь по закону только компании, которые имеют филиалы во всех субъектах Федерации, смогут заниматься обязательным страхованием автогражданской ответственности. Впрочем, компании могут объединяться, чтобы дополнить друг друга. Но, видимо, объединяться захотят не все – слишком много конфликтных моментов. Другой выход – поглощать мелкие региональные компании. Этим уже начали заниматься компании «Интеррос-Согласие» и «Альфа-Страхование». Если к ним присоединятся и другие игроки, то мелкие провинциальные страховщики будут уничтожены как класс.

Еще по теме