Top.Mail.Ru
архив

Звезды обещают бессмертие

New Media Stars, медиарынок
На протяжении всей 11-летней истории холдинг New Media Stars привлекал внимание общественности своими проектами, в числе которых интернет-издания dni.ru и vzglyad.ru, книги-бестселлеры "Духless" и "Метро-2033", популярная онлайн-игра "Дозоры". Но, кроме успешного бизнеса, известности New Media Stars способствует публичность руководителей компании. Еще на заре становления холдинга, когда первоначальный капитал делался на развлекательных и порнографических порталах, его основатель Константин Рыков, характеризуя свой стартап, сказал: "Я зарабатываю за ночь столько, сколько "Яндекс" за год". Фраза передавалась из уст в уста и вкупе с личным имиджем "человека из тусовки" обеспечила Рыкову и его детищу мощный пиар. Несколько лет назад Константин Рыков из тусовщика и главного идеолога контркультурного Рунета превратился в политика, члена партии "Единая Россия".

Сегодня Константину Рыкову даже посвящена статья в "Википедии", откуда можно узнать, что в качестве депутата господин Рыков обещал лоббировать законопроекты, связанные с обеспечением сел и малых городов нашей страны новыми технологиями и подключением к Интернету, а также планировал продолжать реализацию проекта "Слава России", направленного на пропаганду во Всемирной паутине положительного образа РФ, а также идеологии "Единой России". "По общепринятой версии, холдинг Рыкова поднялся на политических деньгах и админресурсе, источник которых находился в администрации президента, - объясняет успех New Media Stars Михаил Голованов, генеральный директор Insiders on-line. - В нелояльных власти проектах эта компания не участвует априори". Зато принимает участие в законодательных инициативах регулирования пространства Интернета.

Сегодня у руля холдинга - однокурсник Константина Рыкова по плехановской академии Дмитрий Ицков. Он стоял у истоков бизнеса, хорошо усвоив правила игры на отечественном медиарынке и приобретя умение интриговать общественность, оставаясь на грани между сумасшедшей популярностью и популярным сумасшествием. Не забывая при этом демонстрировать верноподданнические чувства.


"Когда б вы знали, из какого сора..."

Холдинг New Media Stars начал свою деятельность в 2000 г. с появления газеты dni.ru и через пять лет состоял из целого ряда направлений: интернет-СМИ, печатные СМИ, онлайн-развлечения и продюсирование медиапроектов.

Но не менее интересна предыстория New Media Stars - этап накопления первоначального капитала, пришедшийся на 1998 - 2000 гг.

Как утверждает сайт allseo.ru, в 1998 г. нынешний владелец New Media Stars, депутат от "Единой России" Константин Рыков создает молодежный интернет-проект Fack.ru - сайт, состоящий из материалов, написанных с использованием ненормативной лексики и без соблюдения правил русского языка, а также запускает целый ряд развлекательных и эротических сайтов, которые первое время оформляет на себя, а позднее - на своих сотрудников. Первоначальный капитал, заработанный таким образом, господин Рыков вложил в расширение бизнеса в области пиар-услуг. В 2000 г. появился интернет-портал dni.ru, посещаемость которого почти сразу стала очень высокой. Как рассказывает в одном из интервью основатель журнала "Столица", автор романа-памфлета "Советник президента" Андрей Мальгин, "главную для новых сайтов проблему - накрутку трафика, то есть увеличение статистики посещений, Костя решил до гениальности просто. Взял и разместил баннер "Дней" на своих же эротических и развлекательных ресурсах типа www.erotoman.ru или www.anekdotov.net. И народ повалил!" Ноу-хау Рыкова прижилось на рынке. "Очень много крупных холдингов, которые сегодня в реальных топах, до сих пор не гнушаются порнотрафиком", - отмечает Влад Титов, директор PR-бюро Vovlekay. Константин Рыков также является одним из создателей системы баннерного обмена в Рунете.

В 2007 г. холдинг Рыкова польстился на популярную интернет-игру "Дозоры". Тогда же в СМИ впервые громко прозвучало имя Дмитрия Ицкова (в то время генерального директора интернет-газеты "Взгляд.ру"), в одну ночь ставшего 100-процентным владельцем ООО "Дозоры". Господин Ицков заявлял, что таким образом спасает компанию от банкротства, однако разработчики, как сообщал в 2007 г. "Коммерсантъ", обвинили его в рейдерском захвате. "Игра продолжает приносить доход, - комментирует Дмитрий Ицков старый скандал. - А насчет той медийной истории... Она была вполне закономерна, поскольку в игру вовлечено много людей, это настоящая социальная сеть. Неудивительно, что журналисты, среди которых оказались игроки "Дозоров", даже пытались обвинить меня в мошенничестве. Но ситуация разрешилась быстрее, чем утихли домысли и сплетни. Нам с партнерами удалось сесть за стол переговоров, в ходе которых мы поняли, что сложности возникли из-за недостатка общения. Уже давно друг к другу нет никаких претензий".

Сейчас приоритетным направлением в холдинге считаются интернет-СМИ, хотя игровое тоже присутствует. Соотношение прибыли от проектов в New Media Stars не раскрывают, так же не озвучивается и годовой оборот компании. По оценкам экспертов УК "Финам", ее годовой оборот может составлять порядка $6-8 млн.


Операция "Преемник"

Дмитрий Ицков родился в 1980 г., закончил Российскую экономическую академию имени Плеханова и в 30 лет стал президентом и совладельцем холдинга New Media Stars. А начиналось все с мальчишеского интереса к компьютерам еще в школе, тогда Дмитрий подрабатывал настройками софта знакомым. Во время учебы в академии он пробовал зарабатывать на бирже, находившейся по соседству с вузом, но первой серьезной деятельностью стали интернет-проекты, для работы в которых Дмитрия пригласил Константин Рыков. "Если честно, Интернет мне очень нравился, но его потенциал на тот момент я недооценивал, - рассказал "Ко" Дмитрий Ицков о своем приходе в этот бизнес. - И по окончании учебы в экономической академии видел себя в более традиционной сфере бизнеса". Однако спустя несколько лет отдельные проекты переросли в полноценный медиабизнес. Компания прошла стандартный путь становления начала 2000-х. Сначала в ней работало всего несколько сотрудников, потом несколько десятков, потом уже больше сотни. "Для запуска в 1990-х большинства тогдашних интернет-бизнесов из ресурсов требовались только свежая голова и пара единомышленников, работающих из дома на 386 компьютерах, - комментирует становление медиахолдинга Влад Титов. - Затем логичная диверсификация в желтое интернет-СМИ. Вот тут уже, конечно, инвестиция накопленного ранее капитала. Но изначально это только интуиция и предпринимательский напор". Согласна с коллегой по цеху и управляющий партнер PR-агентства Intelligence Екатерина Толкунова: "В то время в России инвестиции в стартап бизнеса являлись менее значительными, чем сейчас. Шансы для успеха в новом начинании были намного выше, чем в нынешние времена. Примеров таких успешных бизнесов масса - от ресторанных проектов до глянцевых изданий".

Дмитрий Ицков долгое время оставался в тени харизматичного Константина Рыкова. Но, став главой холдинга, Ицков не мог себе позволить быть менее ярким, чем его предшественник. "Специфика медиарынка такова, что стоимость медиакомпании зависит от популярности - это прямая зависимость, - поясняет независимый аналитик Мария Синдинская. - А популярность проще всего создается сенсацией и эпатажем". Знание этой специфики и активная жизненная позиция подвели Ицкова к созданию проекта "Россия-2045", который в одночасье сделал его одной из самых популярных личностей Рунета. Это общественное движение, целью которого стало создание к 2045 г. искусственного человеческого тела, куда сначала можно было бы пересаживать человеческий мозг, а затем отделенное от мозга сознание. В движение привлекли серьезных ученых, а затем было объявлено о создании корпорации "Бессмертие".


И целого мира мало

"В течение жизни у меня появлялись различные увлечения, в которых я достигал определенных результатов, - делится историей возникновения своего, пожалуй, самого громкого проекта Дмитрий Ицков. - Каждый раз, достигая ощутимых результатов в новом хобби, я понимал, что для того, чтобы добиться в нем чего-то по-настоящему серьезного, хобби должно стать делом всей жизни, ради хобби нужно пожертвовать чем-то другим, не менее интересным... Вот так становится заметно, как коротка наша жизнь, какое разнообразие возможностей она дает и как мало мы успеваем узнать и сделать! Видимо, в результате таких размышлений в моей жизни и появилось новое увлечение, которое, по-моему, уже переросло в дело всей жизни - проект "Бессмертие". И это не просто увлечение технологиями - это целая философия.

Когда получится реализовать этот мегапроект, у меня наконец появится тысяч десять свободных лет для многочисленных хобби".

"Конечный лозунг про бессмертие, безусловно, привлекателен, но именно как лозунг, - отмечает участник проекта "Россия-2045", доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией математической нейробиологии обучения Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Александр Фролов. - Зато в процессе работы есть возможность решить ряд прикладных задач, которые помогут улучшить качество жизни людей. Привлекает и амбициозность этого проекта. 90% заявленных целей понятно, как реализовывать".

Амбициозность поставленных задач действительно поражает.

Пока разные государственные и коммерческие компании скромно пытаются делать себе имя на российских ай-падах и прочих "ё-мобилях", президент New Media Stars заявил о возможном бессмертии как о самой перспективной идее обозримого будущего. "Технологии искусственного тела - это мировой глобальный тренд в науке, экономике и медицине будущего! - обращается Дмитрий Ицков к читателям Интернета. - Нас не спрашивают, быть этим технологиям или не быть. Западные страны развивают их, существенно опережая Россию. Страна, которая их не внедрит, будет находиться на обочине мировых процессов в геополитике и экономике. На обочине мировой истории".


Фантастическая модернизация

"Проект "Россия-2045", очевидно, создавался под модный до последнего времени "модернизационный" тренд Медведева, - рассуждает Михаил Голованов. - Думаю, авторы вдохновлялись идеями видного большевика Александра Богданова, который в 1920-е годы успешно пудрил мозги кремлевским вождям идеями физического бессмертия. Так что Рыкова не накажут, а потреплют по головке. Но денег вряд ли дадут".

Впрочем, на средства налогоплательщиков господин Ицков и не рассчитывает, хотя отмечает, что государство на определенном этапе могло бы и поспособствовать. "Если государство предложит помощь, я с благодарностью ее приму, - сказал "Ко" Дмитрий Ицков. - Я задумывал проект и как помощь самому государству, для популяризации и возрождения науки, как поиск дополнительного частного финансирования для российских ученых. Мы понимаем, что в силу объективных причин наука в России существенно недофинансирована, и, чтобы изменить эту тенденцию, нужны яркие и амбициозные шаги. Наш научный центр, наши фонды будут выявлять смелые проекты в контексте целей движения, первично прорабатывать, а государство сможет подключаться для их реализации на более предсказуемых стадиях. Более того, я считаю, что для реализации кибернетического бессмертия необходима помощь не одного государства. И поэтому моя задача - вывести проект на обсуждение в ООН и сделать это актуальной повесткой дня для десятков государств". Пока же деятельность проекта финансируется из личных средств Дмитрия Ицкова. Но уже в ближайшем будущем начнет работу специальный фонд. Кроме того, появятся расчетные счета, и любой пользователь Интернета и сторонник движения сможет пожертвовать деньги на развитие проекта, на исследования технологий кибернетического бессмертия.

Сторонники проекта настроены оптимистично. "Мы познакомились с Дмитрием Ицковым в то время, когда идея "движения-2045" только вызревала, - рассказывает доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Каплан. - Дмитрий проявил себя не только как очень разумный и вдумчивый деловой партнер, как очень эрудированный оппонент, но и как человек, глубоко заинтересованный в своем деле". Эксперты же медиарынка в проекте видят исключительно пиар самого Ицкова. "Пока что мы видим красивый сайт и некую возню вокруг оного ($10 000-15 000 в месяц). "Аватара" они не создадут, зато пропиариться в целевых аудиториях (потребители научно-фантастического контента - книги, игры, софт и т.п.) холдинг сможет по полной программе, - комментирует Михаил Голованов. - В любом случае заявленные цели требуют вложений и технологий, которых нет сегодня ни у кого в мире". Холдинг New Media Stars - структура закрытая. По мнению экспертов, Дмитрий Ицков, выросший как профессионал под влиянием Константина Рыкова, может вести "темную лошадку" New Media Stars к прибыли, используя любой эпатажный пиар. В компании этот инструмент давно и хорошо освоен.

"Для повышения капитализации медиахолдинга нужно умело лавировать между интересами рекламодателей и потребителей медийного контента плюс знать каналы привлечения трафика", - подчеркивает Влад Титов. Однако аналитики отмечают, что проект "Россия-2045" носит яркую политическую окраску, а в этом случае эпатаж не всегда актуален. Тем более для "Единой России", с которой тесно связан холдинг. Поэтому повышение капитализации New Media Stars за счет такого пиара - это из области фантастики, коей Дмитрий Ицков, кажется, слишком увлекся.


Еще по теме