Top.Mail.Ru
архив

АРКАДИЙ НОВИКОВ, 36 ЛЕТ

21.12.199800:00

ОТРАСЛЬ: РЕСТОРАНЫ

КОМПАНИЯ: сеть ресторанов

ГОД ОСНОВАНИЯ: 1992*

ОБОРОТ: $80 млн**

ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ: 1200

Про каждый новый проект Аркадия Новикова коллеги-конкуренты говорят: попал в точку. Пожалуй, самый известный московский ресторатор объясняет свою сверхъестественную точность любовью к стрельбе. Говорит, что в армии его посылали на чемпионат округа по троеборью: «Каждый стрелок стремится попасть в десяточку, и ресторатор тоже. Чем лучше подготовлено оружие - место, название, идея, персонал, повар, - тем метче выстрел».

Вот несколько «выстрелов» Новикова. Первый собственный ресторан - «Сирена» - стал одним из первых рыбных. «Клуб Т» - один из первых элитных. «Царская охота» - первый солидный русский, куда президенту не стыдно пригласить французского коллегу. «Елки-палки» - первая сеть трактиров. Новиков владеет контрольным пакетом почти во всех созданных им ресторанах, и, хотя в каждом заведении есть партнеры, основной фигурой является он сам.

При создании ресторана Новиков больше художник, чем бизнесмен, тем не менее все его проекты получаются коммерчески выгодными. Он придумывает идею, следит за ее воплощением, переделывает, несмотря на дополнительные - подчас двойные - инвестиции, если что-то оказывается не так. После открытия «Белого солнца пустыни» и «Кавказской пленницы» (по слухам, зал переделывали три раза) ему не хватает времени, чтобы каждый день, как раньше, объезжать все свои рестораны. На сегодня их шесть (кроме уже упомянутых еще есть «Гранд-Опера»), трактиров «Елки-палки» - восемь.

Сеть трактиров возникла в 1997 году не случайно. В то время по приглашению завсегдатая «Сирены» - японского торгового представителя - Новиков посетил его родину. Поразился количеству заведений общепита на квадратный километр и запомнил разговор: «Аркадий, если ты хочешь делать бизнес, ты не должен делать дорогие рестораны. Дорогие рестораны - это не бизнес». И действительно, получившиеся у Новикова рестораны для среднего класса с проходимостью порядка 400 - 500 человек в день - проекты более коммерчески выгодные, чем его первые заведения. Правда, нет уверенности в том, что Новиков не начнет в следующий раз делать что-то совершенно иное - он первым чувствует изменение вкусов публики.

Люди, которые знают Аркадия, говорят, что составляющие его успеха - порядочность, опыт и широкий кругозор. Он много ездит по миру и перенимает хорошее даже в харчевнях. Интересно, что создатель роскошных ресторанов, чьи завсегдатаи - политики и звезды шоу-бизнеса, считает недосягаемой для себя вершиной сеть McDonald's. «Как бы его еду ни ругали - люди туда идут, значит, он нужен. Мы пытаемся сделать похожее управление. Насколько можем».

Путь к расширению сети - франчайзинг. Новиков и его партнер Михаил Тужилкин получают много предложений от желающих купить франшизу «Елок-палок». Но в ближайшее время франчайзинга не будет - нет отлаженного производства и технологий, условий для проверки работы. Новиков говорит, что, пока смогут, будут развивать сеть собственными силами. Он не может допустить дискредитации одного из своих детищ - он слишком любит их все.

* Год открытия первого ресторана. ** Оценочно.

Еще по теме