Top.Mail.Ru
архив

CASHируя это

банки
Практически все эксперты, опрошенные "Ко", оценили динамику развития российского рынка Cash Management (CM) как очень высокую. "Если несколько лет назад мы говорили о единичных клиентах, то сегодня это уже десятки и сотни, - подчеркивает вице-президент, директор департамента маркетинга и банковских продуктов Нордеа-банка Владислав Боднарчук. - При этом нужно понимать, что эти клиенты в основном - большие холдинги со значительным объемом ежедневных операций, а также международные корпорации". Так или иначе, крупный бизнес, как правило, вынужден оперировать десятками или сотнями счетов в разных банках и разных странах, а это десятки различных систем "банк - клиент", десятки форматов обмена данными с банками, распыление средств между счетами и прочие сложности управления глобальной структурой финансов. Масштабы деятельности становятся препятствием для эффективного управления ликвидностью и контроля за бюджетом.

Продукты Cash Management призваны решить подобного рода сложности, так как все они направлены на обеспечение удобства клиентов - на упрощение процесса управления финансами и счетами, увеличение скорости проведения платежей и обработки данных, отладку контроля за движением средств.

"Основным потребителем этой услуги сейчас являются крупные компании с разветвленной сетью дочерних структур и децентрализованными казначейскими функциями, - добавляет заместитель председателя правления Инвестторгбанка Сергей Серов. - Они несут ощутимые издержки при проведении операций. Это компании, финансовый менеджмент которых думает о повышении эффективности текущей деятельности. Посыл для иностранных компаний тот же, просто для Запада использование такой услуги характерно и традиционно, да и банковские институты предоставляют эту услугу как обычную, а не как эксклюзивную".

Отсыл к зарубежному опыту неслучаен. Дело в том, что потребности клиентов в части Cash Management в России и за рубежом становятся все более схожими, что постепенно стирает различия и в "портретах" потребителей этих услуг. "Разница, пожалуй, только в широте использования, - рассуждает Владислав Боднарчук. - В России Cash Management до сих пор остается сервисом для всех, но не для каждого. Основным потребителем являются крупные компании, в том числе имеющие бизнес за рубежом. Теоретически все продукты и услуги Cash Management могут использовать компании среднего и малого бизнеса, желающие получить соответствующий эффект, однако в России таких клиентов пока мало. За рубежом сервис востребован шире и используется любыми категориями клиентов".

По словам директора департамента развития корпоративного бизнеса Московского кредитного банка (МКБ) Анны Стопневич, сегодня о Сash Management уже слышали многие, но о преимуществах и возможностях, которые предоставляют клиенту продукты этой линейки, к сожалению, известно пока не всем. "Cash Management появился в 1970-х годах в США как инструмент повышения доходности, тогда как на российском рынке услуга существует не более десяти лет, - рассказывает Анна Стопневич. - Внедряя сложно структурированные продукты линейки Сash Management, российские банки могут располагать более чем двадцатилетним опытом зарубежных финансовых организаций". Тем не менее практика показывает, что западного опыта недостаточно. Этому у эксперта "Ко" есть свое объяснение: разница в законодательстве (то, что возможно за рубежом, недопустимо на нашем банковском рынке), нехватка инновационных технологических решений для дистанционного банковского обслуживания.

Как поясняет директор департамента развития корпоративного бизнеса Связь-банка Владимир Борзенков, "в соответствии с общепринятым определением у нас Cash Management - это расчетные продукты, позволяющие передать банку часть казначейских функций компании по управлению ликвидностью, платежами, поступлениями средств и процентными ставками". В понимании западных финансистов, по его словам, понятие Cash Management несколько шире и включает в себя, помимо вышеописанных функций, еще и РКО, инкассацию, эквайринг (как торговый, так и интернет-эквайринг) и прочие продукты. Но, как не бывает одинаковых людей, так и подходы к ведению бизнеса отличаются друг от друга. Зачастую компании, относящиеся к одному рыночному сегменту, в значительной мере различаются как внутренней корпоративной структурой, так и внешней тактикой и стратегией. В связи с этим набор необходимых продуктов из СМ-семейства, а также их опций может сильно разниться. Основу современного продуктового ряда Cash Management в практике российских банков составляют такие решения, как Cash pooling (виртуальный и материальный, с опциями контроля операций и без такового, с различной технологией перемещения денежных средств между счетами участников), различные схемы начисления процентов на остатки денежных средств на счетах компаний, сложные кредитно-расчетные решения (овердрафты с общими лимитами, с компенсацией процентных расходов, расчетные овердрафты с минимальными сроками принятия кредитных решений). К указанной категории еще относятся такие решения, как идентификация входящих и исходящих платежей, получение информации и управление группами счетов, бюджетирование расходных операций, дополнительные средства контроля. "Но в силу ограниченности российского банковского законодательства и задержек в разработке регулирующих норм права, адаптированных к современным реалиям, наши банки сталкиваются с затруднениями при внедрении подобных решений, - сетует эксперт. - В практике же западных расчетных банков дополнительно представлены такие решения, как различные трансграничные пулинги, прямые списания денежных средств в счет погашения кредиторской задолженности в рамках обслуживания документарных операций и др.".

В любом случае, как отмечает Сергей Серов, главное, что Cash Management в России реально востребован, причем им готовы воспользоваться не только крупные, но и средние клиенты, имеющие два счета и более в разных банках.

"Да, сегодня спрос исходит почти исключительно от крупных корпораций, и лишь немногие банки могут соответствовать предъявляемым ими высоким требованиям, - дополняет коллегу Владислав Боднарчук. - СМ-услуги для банка - это высокая стоимость разработки и внедрения, а также владения таким продуктом. Ведь очень важно обеспечить надежность всех систем, защитить их от сбоев. Таким образом, текущая структура спроса и предложения, скорее всего, не приведет к массовому распространению Cash Management. Однако по мере появления спроса на эту группу продуктов со стороны других клиентских сегментов банки, безусловно, сформируют предложение и для них".

При этом Владимир Борзенков считает нужным напомнить, что технология предоставления комплексных услуг Cash Management все же значительно отличается от продажи банковских услуг массового сегмента как в силу внутренних особенностей потенциальных клиентов, так и в плане уровня развития продуктового ряда в самих банках. "Данная технология предполагает построение индивидуальной системы решений, связанной с набором ряда опций, как стандартных, так и эксклюзивных, - поясняет эксперт. - Поэтому, говоря о массовости предлагаемых решений, следует разделять типовые СМ-продукты и набор взаимосвязанных продуктов и их опций, которые все еще представляют собой эксклюзивный расчетный сервис. Но уже с уверенностью можно говорить о том, что по мере развития российской экономики все большее количество клиентов внедряют как типовые, так и эксклюзивные расчетные решения".

"За последние пять-семь лет в управлении финансами стали очень распространены функции централизованного казначейства, многие крупные компании смогли позволить себе покупку дорогостоящего программного обеспечения, с помощью которого стало возможным осуществлять оптимизацию денежного потока компании, - продолжает тему Анна Стопневич. - Те организации, которые не выбрали для себя это направление, все больше полагаются на возможности банковских продуктов линейки Сash Management. Я полагаю, что за ближайшие три-четыре года большинство предприятий среднего и крупного бизнеса высоко оценят и с удовольствием начнут пользоваться банковскими продуктами, помогающими централизовать казначейские функции. Возможно, что полная массовость всей линейки продуктов достигнута не будет, но точно можно будет выделить несколько самых востребованных".

Спросили мы игроков этого рынка и о том, что может стать существенным драйвером роста рынка Сash Management в России? По мнению Владислава Боднарчука, сегодня основным драйвером СМ-рынка является уже упомянутая тенденция централизации казначейских функций компаний. "Все большее количество групп компаний переходит на единый казначейский принцип управления финансами, - рассказывает он. - Такой подход позволяет применять унифицированные регламенты и процедуры, сокращать издержки путем внедрения единой IT-системы. Для такой структуры организации финансовых потоков продукты Саsh Management подходят как нельзя лучше". Таким образом, банки берут на себя часть функций современного казначейства. Помимо спроса со стороны корпораций, дальнейший рост рынка, по мнению Владислава Боднарчука, может быть простимулирован также созданием более прозрачной законодательной базы, регулирующей финансовые отношения в холдингах. Это позволит многим корпорациям выстроить удобную структуру платежей и использовать для этого продукты Cash Management. Сейчас это бывает затруднительно ввиду неоднозначности ряда законодательных требований для холдингов. Эксперт также уверен, что повлиять на упрощение и унификацию стандартов продуктов, форматов обмена данными способен и Банк России - как один из регуляторов рынка. Сергей Серов, в частности, считает в этом вопросе наиболее важным моментом заинтересованность регулятора в нормировании и стандартизации ряда специфических операций, связанных, например, с электронными платежами.

Владимир Борзенков несомненным драйвером рынка Cash Management в России считает общее развитие экономики, которая, в свою очередь, являясь все еще сырьевой, напрямую зависит от мировых цен на энергоносители. Если говорить об объемах отечественного рынка в указанном сегменте, то мерилом является объем расчетов между хозяйствующими субъектами. "В заключение хотелось бы отметить, что технологии Cash Management являются выгодным финансовым инструментом как для компаний, так и для банков, - резюмирует Владимир Борзенков. - Для первых это существенная экономия на расчетном обслуживании и заемном финансировании, наличие возможностей дополнительного финансового контроля, а для вторых - хорошее подспорье в конкурентной борьбе за клиента и увеличение комиссионного и процентного дохода".


Владислав Боднарчук, вице-президент, директор департамента маркетинга и банковских продуктов Нордеа-банка:

"Нордеа-банк имеет уникальный опыт работы на международном рынке, так как является частью группы Nordea, одного из лидеров по Cash Management в Европе. Благодаря этому наша линейка продуктов Cash Management очень разнообразна. Предметом повышенного интереса со стороны корпораций являются продукты для усиления прозрачности денежных потоков и контроля дочерних компаний, позволяющие управлять счетами корпорации из одного офиса, а также акцептовать платежи в соответствии с набором настроек. Повысить эффективность внутренних процессов помогает и сервис по идентификации входящих платежей. Группа продуктов по управлению ликвидностью (Cash pooling) позволяет автоматически "выравнивать" разрыв между счетами, на которых средства в избытке, и счетами, где они в недостатке, с помощью реальной или виртуальной консолидации. Особое значение имеют продукты для международных корпораций, позволяющие подключить счета, открытые в России, к централизованным каналам управления всеми счетами корпораций в разных странах мира. Все эти высокотехнологичные продукты в комплекте с качественными расчетными услугами делают процесс взаимодействия с банком простым и удобным, способствуют экономии времени, трудозатрат и финансовых средств клиентов. Мы активно развиваем продукты Cash Management, в том числе энергично работаем над расширением доступных каналов дистанционного обслуживания и повышением удобства их использования и разрабатываем индивидуальные сервисы для клиентов".


Анна Стопневич, директор департамента развития корпоративного бизнеса Московского кредитного банка (МКБ):

"Сегодня продукты Cash Management - одно из наиболее бурно развивающихся направлений для корпоративных клиентов на российском банковском рынке. МКБ подошел осмысленно к данным тенденциям. Перед выходом на рынок банковских расчетно-информационных услуг у нас была возможность оценить предложенный комплекс продуктов на рынке и соотнести их с потребностями клиентов. На наш взгляд, перед тем, как предложить Cash Management, важно понять, что именно хочет получить клиент, пользуясь такими услугами. В первую очередь это расчетные продукты, с помощью которых у компании есть возможность осуществлять мониторинг остатков денежных средств и оперативно получать информацию о движении на счете. В конце прошлого года мы выпустили продукт, максимально соответствующий запросам рынка, - "Расчетный центр клиента" (РЦК), позволяющий головной компании - клиенту банка с помощью удобного интерфейса в онлайн-режиме осуществлять акцепт платежей и финансовый мониторинг дочерних структур. Другой новый продукт банка "РЦК-ПИФ" - услуги РКО профессиональным участникам инвестиционного рынка (УК) - будет интересен управляющим компаниям. УК осуществляют операционную деятельность с доверительными фондами в соответствии с прописанным порядком в уставе и законодательстве. МКБ реализовал возможность комфортного управления счетами, полностью отражающими структуру расходования средств".


Владимир Борзенков, директор департамента развития корпоративного бизнеса Связь-банка:

"Основу продуктовой линейки Cash Management в Связь-банке на текущий момент составляют система "Расчетный центр клиента" (РЦК) и Cash pooling (пулинговые продукты). Система РЦК - это сервис, базирующийся на дистанционном банковском обслуживании и представляющий собой набор информационных инструментов по оперативному контролю и управлению движением денежных средств. РЦК позволяет ускорить обмен информационными и финансовыми потоками с помощью централизации принятия управленческих решений. Основные функции системы РЦК можно сформулировать в виде четырех крупных блоков: финансовый мониторинг, авторизация платежных документов, контроль за исполнением бюджета предприятия, получение различной отчетности (управленческой). В рамках Cash pooling у нас есть два основных продуктовых предложения. Первое, с кредитной составляющей, представляет собой овердрафт к расчетному счету головной компании и/или выделенного участника группы и депозиты всех участников группы. Размер процентной ставки по овердрафту определяется в зависимости от совокупной суммы денежных средств, размещаемой в депозиты банка всеми участниками группы на ежедневной основе. Второе направление - это финансовый пулинг, или поддержание исходящих остатков на счетах филиалов в рамках установленных лимитов, и централизация остатков денежных средств филиалов сверх лимитов на счетах головного предприятия".


Сергей Серов, заместитель председателя правления Инвестторгбанка:

"Основным содержанием решения Cash Management (CM), как правило, являются три основные составляющие: управление процентными ставками и остатками на счетах в банках (Liquidity M.), управление денежными потоками (Cash Flow M.), иногда говорят еще об управлении оборотным капиталом (Working Capital M.). При этом в иностранных банках набор инструментов CM шире просто потому, что сама услуга имеет более длинную историю. Для России характерна продажа, скорее, корпоративного казначейства, в то время, как зарубежные коллеги, помимо предоставления исчерпывающего перечня продуктов (объединенные расчетные центры, "зонтичные" овердрафты), по сути, управляют стоимостью компании. У нас в стране такой сервис предоставляют единичные банки".


Еще по теме