Top.Mail.Ru
архив

"Девушка созрела..."

Расширенное заседание совета директоров "ЕЭС России" одобрило действия команды Анатолия Чубайса по реструктуризации РАО. Правда, концепцию реструктуризации совет не одобрил - ее просто не было. Этот документ, на основе которого и будут проводиться масштабные реформы в энергетике, будет представлен совету директоров в июне, после обсуждения с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также с акционерами и региональными властями. Таким образом, борьба за контроль над крупнейшей компанией России переносится на три месяца.

Вкратце суть плана реструктуризации такова. Сейчас РАО де-юре принадлежат контрольные пакеты дочерних региональных энергосистем. Де-факто эти предприятия управляются не "ЕЭС России", а губернаторами, которые через региональные энергетические комиссии контролируют тарифы территориальных производителей энергии. Весь энергетический бизнес будет разделен на три составляющие - сетевую, генерирующую и сбытовую. РАО постепенно выкупит (возможно, через взаимозачеты) у регионалов сети высокого напряжения и сконцентрирует их в единой сетевой энергокомпании. Она будет объединять магистральные линии энергопередач и останется государственной монополией. Выработка и сбыт энергии по-прежнему будут в ведении региональных энергокомпаний, которые впоследствии распадутся на отдельные станции. Гидростанциями будет управлять компания "ГЭС-генерации", а тепловыми - "ТЭС-генерации". РАО намерено уменьшить свою долю в генерирующих и сбытовых компаниях до 35%, а остальное продать инвесторам. Всю эту глобальную перестройку планируется начать в марте 2001 года. А пока энергетики будут детализировать концепцию, менять под нее законодательство и проверять на отдельных региональных энергосистемах правильность своих теоретических расчетов.

По словам зампреда правления "ЕЭС России" Валентина Завадникова, разделение бизнесов позволит инвесторам выбирать из трех направлений возможных вложений. Консервативная зона инвестиций - электросети. Государство наверняка будет закладывать низкую рентабельность тарифа на транспортировку, зато этот инвестиционный бизнес наименее рискованный. Вложения в сбытовую сферу (сбыт - это в основном установка приборов учета потребления электроэнергии) быстро обернутся, но не дадут таких сверхдоходов, какие могут принести вложения в генерирующие объекты. Завадников говорит, что некие хеджевые фонды уже проявили интерес к вложениям в сбытовую сферу и что существуют "стратеги", жаждущие вложиться непосредственно в производство электроэнергии. Только когда они на это пойдут?

Решение совета директоров "ЕЭС России" в основном рассматривают в политическом контексте. Политическая версия звучит следующим образом. Реструктуризация энергомонополии стала разменной монетой в борьбе Чубайса и Березовского за место возле Путина. Чубайс готовил программу реструктуризации давно. Президентский указ и постановление правительства о реформировании естественных монополий вышли еще в 1997 году, а в 1999 году было принято еще одно постановление, в котором правительство обязывалось реформировать энергетику в обмен на кредиты Всемирного банка, направленные на структурную перестройку экономики (SAL-3). Согласно постановлению крупные пакеты акций некоторых генерирующих станций должны были быть проданы частным инвесторам уже в апреле 2000 года. Политическая неразбериха сделала эти сроки нереальными. Чубайс собирался представить общую концепцию реформирования отрасли нынешним летом. Однако президентские выборы завершились намного раньше, и главе "ЕЭС России" пришлось представить предварительную концепцию, на которую с подачи Березовского тут же стали нападать руководители Минтопэнерго и коммунисты. Минтопэнерго к тому же тормозило разработку концепции: со схемами Чубайса оно не соглашалось, а собственного плана представить не могло.

Сейчас антагонисты по велению Кремля примирились. Видимо, поэтому заседание совета директоров состоялось именно в Кремле. По итогам заседания вышло так, что главный энергетик все равно представит концепцию летом, как и хотел.

Экономическую версию изложил Валентин Завадников. По его словам, в последние годы "ЕЭС России" сглаживало социальные последствия перехода России от одной экономической модели к другой и кредитовало промышленность и социальную сферу. Но при продолжении такой политики "ЕЭС России" к 2005 году может стать главным тормозом экономического роста страны. В это время может произойти критическое пересечение двух тенденций - графика износа основных фондов "ЕЭС России" и графика роста потребления электроэнергии (по сути роста экономики вообще). Энергии перестанет хватать, и Россия превратится в электродефицитную страну.

Заметим, что прогнозы, простирающиеся далее чем на один-два года, почему-то обычно никем на веру не принимаются. Никто, например, не слушал главу "Газпрома" Рема Вяхирева, когда тот призывал российских потребителей газа по мере возможности переходить на альтернативные виды топлива. Еще несколько лет назад Вяхирев говорил, что скоро в стране вырастет потребление газа, и топлива катастрофически не будет хватать. Теперь топлива не хватает на самом деле. По мнению Завадникова, реформу в энергетике нужно начинать не раньше 2001-го и не позже 2005-го. Опять-таки желательно, чтобы к 2004 году - сроку следующих президентских выборов - уже были видны какие-то результаты.

Планы РАО "ЕЭС", однако, выглядят столь убедительно только на бумаге. На деле же их ждет трудная судьба. Уже сегодня можно предположить, что реформа "ЕЭС России" обойдется Чубайсу болезненнее, чем ваучерная приватизация.

Во-первых, будут сопротивляться регионы. Для местных властей энерготарифы - один из основных рычагов управления региональными компаниями. К тому же менеджеры региональных энергосистем давно связали себя коммерческими отношениями с провинциальным бизнесом. Оторвать от энергосистем губернаторов и региональные элиты будет крайне сложно. Например, в октябре прошлого года совет директоров "ЕЭС России" утвердил список "экспериментальных" энергосистем в Карелии, Хакасии, Чувашии, Калмыкии, Калининградской, Самарской, Свердловской, Омской, Оренбургской и Кемеровской областях. Руководство монополии начало эксперимент с дочерней компании "Омскэнерго", однако региональные реформы испортил шеф Минтопэнерго Виктор Калюжный, который прилетел в Омск и высказался против "поспешной реструктуризации". По сообщениям информационных агентств, Омская обладминистрация считает, что в ситуации, когда компания закончила 1999 год с убытками, делить "Омскэнерго" на 7 частей нецелесообразно: "Если в разных районах области будут разные тарифы, это может привести к хаосу в экономике региона". Позже в интервью "Газете.ру" представитель "ЕЭС России" Александр Кулаков подтвердил, что принять решение по реструктуризации конкретной компании достаточно сложно: "Мы пытались сделать это в Омске, Свердловске, Самаре - ну просто караул! Нужно учесть интересы всех кредиторов. У региональных энергокомпаний куча дебиторов. Поставщики топлива и сами топ-менеджеры компаний по-разному смотрят на то, как лучше торговать теплом, электроэнергией, как более эффективно организовать выработку электроэнергии".

Кроме того, реструктуризации энергетики может испугаться и Путин. Ведь если реформы провалятся, то это осложнит его дальнейшую карьеру президента. К 2004 году реформы (если они, конечно, начнутся) зайдут очень далеко. Поворачивать их вспять будет крайне трудно. Как государство сможет вернуть себе генерирующие и сбытовые энергоструктуры? Либо через национализацию, либо через экспроприацию энергетической собственности инвесторов. Национализация будет означать колоссальные бюджетные затраты на выкуп предприятий. Экспроприация - это по сути дефолт, только уже не в банковской сфере, а в энергетической. Но последствия для России на мировом рынке могут быть те же самые.

Если страх Путина перед энергореформами окажется решающим фактором, то на этот случай уже имеется вариант замены председателя правления "ЕЭС России" Анатолия Чубайса на нынешнего главу президентской администрации и председателя совета директоров РАО Александра Волошина. Уже давно ходят слухи, будто Путин пообещал Волошину взамен Кремля адекватную по статусу должность реального главы одной из монопольных компаний - "ЕЭС России", "Газпрома" или "Транснефти".

Еще по теме