Top.Mail.Ru
$ 57.93
£ 62.65
¥ 40.17
 58.43
 8.07
Нефть WTI 78.67
GOLD 1640.94
РТС 1060.03
DJIA 29590.41
NASDAQ 10867.93
BTC/USD 18849.00
бизнес

Дорога длиной в 90 лет

Фото: Cordiant Фото: Cordiant

Создать популярный на массовом рынке продукт — задача не из простых, особенно на таком высокотехнологичном, как автомобильный. Но сделать так, чтобы он пользовался спросом 90 лет, способны лишь единицы. У всех компаний-долгожителей, в какой бы индустрии они ни работали, есть один ответ на вопрос, как это им удается, — наукоемкое производство и высокие технологии.

Ярославский шинный завод АО «Кордиант» в этом году отмечает 90‑летие со дня запуска завода.

Решение о строительстве в Ярославле резино-асбестового комбината, в который входили в том числе шинный завод и кордная фабрика, было принято в 1928 году, а в 1932 году предприятие было запущено в эксплуатацию. Интересно, что в СССР на тот момент отсутствовал опыт создания промпредприятий подобного масштаба, поэтому команда советских специалистов проходила стажировки у западных коллег.

К 1938 году производство шин вышло на проектную мощность — 3 035 395 штук в год. Это вывело региональное предприятие в мировые лидеры и сделало главным отраслевым центром страны. Позднее на этой площадке был открыт первый в шинной промышленности испытательный полигон. В Ярославле тестировали и производили шины для легковых и грузовых автомобилей, для авиационной и сельскохозяйственной техники, специальных автомобилей для бездорожья.

Ярославские шинники — непосредственные участники транспортной эволюции. Именно они делали шины для первого в СССР троллейбуса, который производили на Ярославском автозаводе, и для первого двухэтажного троллейбуса, который начали делать еще в 1938 году. Здесь придумали и создали гигантские покрышки для 25‑тонного самосвала Минского автозавода (МАЗ-525), которые работали на больших стройках внутри страны и за границей, например при возведении Асуанской плотины в Египте.

Инновации всегда были приоритетом ярославских шинников. Здесь в 1933 году под руководством ленинградского химика Сергея Лебедева начали работать с синтетическим каучуком, что позволило частично заменить натуральный, который было дорого покупать и сложно доставлять. При этом ученый предложил заменить нефть в качестве сырья для производства нового каучука этиловым спиртом, который в свою очередь получали из картофеля. Результат удивил иностранных коллег — впервые удалось запустить промышленное производство синтетического аналога. Качество покрышек, изготовленных с применением такого каучука, было проверено во время автопробега Москва — Каракумы — Москва в 1933 году, естественно — преимущественно по бездорожью.

Инновационная находка позволила хотя бы частично избавиться от сырьевой зависимости для шинного производства. Тогда каучук, как и все импортные товары, покупали исключительно за золотые червонцы. А потребности зарождающейся промышленности росли: если в 1929 году импортировалось 12,8 тыс. тонн каучука, то в 1932 году — уже более 30 тыс. тонн.

Двадцать лет спустя именно на ЯШЗ впервые в СССР было запущено производство бескамерных шин для легендарного ГАЗ-320 «Победа».

И о машине, и о бескамерных шинах тогда мечтал каждый автомобилист страны. Реальностью для граждан могли стать «Жигули»: самый массовый автомобиль СССР с 1968 года также обували ярославские шинники.

В 1970‑х завод наладил выпуск шин со съемным протектором. Водители могли самостоятельно поменять износившийся протектор, что превращало покрышки в практически «вечные».

Технологический поиск для повышения прочности и износостойкости шин в дальнейшем привел к запуску производства автомобильных покрышек на основе металлокорда (множество стальных канатиков создают своеобразный щит для защиты шины).

Шины CordiantФото: Cordiant

Не останавливается исследовательская деятельность и сейчас. Чуть более 10 лет тому назад на ярославском заводе был открыт R&D-центр Cordiant — научно-технический комплекс позволил объединить компетенции международных отраслевых исследовательских институтов и испытательных полигонов. Это источник технологической эволюции шинного бизнеса, что подтверждается многочисленными наградами: в 2011 году Cordiant стал обладателем премии Бренд года/EFFIE 2011 в категории «АВТО-МОТО», а в 2017 году удостоен премии «Народная марка».

В России бренд Cordiant самый массовый и известный среди отечественных. Как показали тесты издания «Авторевю», шины Cordiant Comfort 2 стабильно выдавали результаты лучше более именитых конкурентов, например Pirelli или Bridgestone. Неплохо проявили себя шины Cordiant Sport 3 в сравнительном тесте белорусской версии Auto Bild.

Первая шина на ЯШЗ была выпущена 7 ноября 1932 года. В то время производственная мощность завода составляла 9 покрышек в минуту. Сегодня ярославская площадка шинного завода Cordiant производит 3 млн покрышек в год, чего удалось добиться благодаря полной автоматизации производства.

Когда российское качество — бонус

С 2005 года Ярославский шинный завод входит в крупнейший в России объединенный шинный холдинг «Кордиант», который производит и поставляет более 200 вариаций типоразмеров и моделей легковых и легкогрузовых шин и около 90 моделей грузовых шин.

Ежегодно на площадках холдинга в Ярославле и Омске производится 8 млн шин. Эта продукция известна более чем в 50 странах мира. В случае с шинами «Сделано в России» становится лучшей рекомендацией: они разарботаны специально для российских условий, а это значит, что выдержат любые испытания.

Сегодня широкий ассортимент шинной продукции АО «Кордиант» занимает большую часть российского рынка: на конец 2021 года ее доля составляет по грузовым шинам — 50%, по легковым шинам — 8,3%, а по легкогрузовым — 14,5%.

Сегодня благодаря собственному научно-техническому центру Cordiant разрабатывает и использует самое передовое оборудование для производства российских шин

Еще по теме