Дым без огня
На табачном рынке сложилась забавная ситуация. С одной стороны, производители табака жаждут увеличения продаж, а значит, они вовсе не против распространения вредной привычки. С другой – в мире набирает популярность здоровый образ жизни. Табачным монстрам сейчас непросто: надо и сигареты продать, и здоровый образ жизни поддержать.
Конечно, лучше не курить, но если трудно избавиться от вредной привычки, мировые табачные холдинги предлагают все новые и новые способы минимизировать риски курения, например, инновационные сигаретные фильтры и прочее в том же духе.
До недавнего времени единственной альтернативой курению табака считались электронные сигареты. Так, по данным «Директ ИНФО», совокупный объем продаж электронных сигарет в России в 2014 г. превысил $110 млн. В 2015 г. общий объем рынка составил уже больше $1 млрд. И этот рынок продолжает расти. А на днях компания Philip Morris International вывела на российский рынок гаджет iQOS – еще одно устройство, которое, по словам его создателей, обладает потенциалом к снижению риска для здоровья по сравнению с курением обычных сигарет.
Цена иллюзии безопасности
«Когда в России только появился рынок электронных сигарет, никто не знал о таком продукте, продавцам приходилось работать в информационном вакууме, – рассказывает руководитель службы контроля качества сервиса компании Vardex Максим Катенев. – Сначала электронные сигареты позиционировали как способ бросить курить. Потом те, кто почестнее, стали говорить, что электронная сигарета – это способ бросить курить обычные сигареты, т.е. альтернатива курению табака».
Продукт прижился на рынке не сразу. Сначала электронные сигареты продавала компания Pons (сейчас она занимается одноразовыми электронными сигаретами). Первая партия ушла быстро, но отзывы оказались не очень хорошими. Курильщики поиграли в новую игрушку и забросили ее. Потом в Санкт-Петербурге открылся магазин электронных сигарет, который сейчас называется iCigarette, и интерес к курительному гаджету снова стал расти.
По словам экспертов, до недавнего времени рынок электронных сигарет был полностью серым, и только сейчас стали появляться компании, работающие абсолютно прозрачно. Но исследовать рынок все еще сложно – именно из-за обилия нелегальных игроков. Лидерами отрасли считаются такие компании, как Vardex, Pons, Luxlite.
В 2010 г. появилась компания Vardex, чьим владельцем и генеральным директором, согласно данным сервиса «Контур.Фокус», является малоизвестный бизнесмен Дмитрий Борисов. Vardex занимает сейчас около 60% рынка электронных сигарет. «В России около 40% курильщиков, и все они – наши потенциальные клиенты, – говорит Максим Катенев – Рост продаж пришелся на вступление в силу второго этапа антитабачного закона. Если до этого закона нашими покупателями были курильщики, которые захотели минимизировать вред от курения, то после вступления закона в силу электронные сигареты стали покупать те, кто не желает отказываться от своих привычек, в том числе и курить в общественных местах. Ведь электронные сигареты под действие закона не подпадают».
Инвестиции Vardex в открытие и ее обороты не обнародуются, но за шесть лет работы компания открыла более 70 магазинов, из которых 60% собственные, а остальные – франшиза. Выручка Vardex за 2014 г., по данным «Контур.Фоукс», превышает 250 млн руб.
Новый гаджет гаджет iQOS от Philip Morris – это не электронная сигарета. В устройство вставляется табачный стик, который нагревается при температуре 350 градусов, но горение не происходит, образуется лишь табачный пар (аэрозоль). Как известно, обычные сигареты вредны как раз из-за канцерогенов, выделяющихся в результате горения, а в случае использования iQOS уровень выделяемых веществ значительно ниже, чем в дыме обычной сигареты, в силу того, что табак нагревается, а не горит. В комплект iQOS входят держатель, зарядное устройство, блок питания, USB-кабель и устройство для чистки. iQOS может использоваться только со специальными стиками, которые содержат обработанный особым образом табак и систему фильтров для сохранения вкуса. Розничная стоимость гаджета на российском рынке – 7000 руб., пачка стиков (20 штук) обойдется курильщику в 150 руб., или в среднюю стоимость пачки сигарет.
«Если выбирать из двух зол меньшее, то, конечно, электронные сигареты и iQOS менее вредны для здоровья, чем обычные сигареты, – говорит терапевт, врач высшей категории, к.м.н. Светлана Фабрицкая. – Но, во-первых, от никотиновой зависимости все эти приспособления не избавляют, а во-вторых, их действие на организм еще недостаточно изучено. Чтобы понимать, как употребление этих продуктов повлияет на здоровье в долгосрочной перспективе, исследования должны длиться десятки лет. Поэтому не стоит верить мифам, что электронные курительные приспособления не наносят вред здоровью. Это иллюзия».
Новая игрушка для курильщиков обошлась недешево. «Начиная с 2008 г. мы инвестировали более $2 млрд в фундаментальные исследования, разработку продуктов, научное обоснование и понимание потребностей совершеннолетних курильщиков, – говорит вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний Philip Morris International в России и Белоруссии Сергей Слипченко. – Также порядка $120 млн было вложено в строительство научно-исследовательского центра в Нюшателе (Швейцария), где разработали дизайн держателя и зарядного устройства iQOS. Сейчас компания инвестирует $670 млн в фабрику в Болонье (Италия) по производству табачных стиков для продуктов с потенциально пониженным риском».
В состав стиков входит табак, обработанный для использования при более низких температурах по сравнению с сигаретами, т.е. поджигать стики, как обычные сигареты, не стоит.
Пар сигарет с ментолом
Надо сказать, что создателям iQOS для начала придется объяснить потребителям разницу между новым гаджетом и ставшей уже привычной электронной сигаретой.
По слухам, Philip Morris пыталась договориться с компаниями, торгующими электронными сигаретами, чтобы те взяли на реализацию iQOS, но успехом эти попытки не увенчались. «Это совершенно разные рынки, – считает близко знакомый с ситуацией источник. – Закон о защите граждан от табакокурения заставил табачников задуматься, как его обходить. Потому что, например, электронные сигареты под этот закон не подпадают. А вот новый гаджет iQOS все равно относится к табачным продуктам. Зачем продавцам электронных сигарет такая головная боль?»
У электронной сигареты, кроме того, что ее можно курить в общественных местах, есть и еще одно преимущество перед iQOS: она появилась на российском рынке еще в 2008 г., и потребители неплохо осведомлены о принципе ее действия. Электронная сигарета – это, по сути, ингалятор, который создает высокодисперсный пар за счет интенсивного закипания малого количества жидкости. Получаемый пар внешне похож на табачный дым.
Рынок электронных сигарет, безусловно, интересен табачным компаниям. Так, в 2012 г. группа British American Tobacco купила британскую компанию – разработчика электронных сигарет CN Creative. Позднее в отчете группа указала, что покупка обошлась в 40 млн фунтов стерлингов. А в 2015 г. British American Tobacco закрыла еще одну крупную сделку – приобрела Chic Group, крупнейшего в Польше производителя электронных сигарет и жидкостей для них, с собственной розничной сетью, насчитывающей около 800 магазинов. Эта сделка обошлась British American Tobacco в 52 млн фунтов стерлингов.
Сейчас электронные сигареты можно увидеть даже на кассах сети эконом-магазинов «Атак». В отличие от первых экземпляров, к которым прилагались шнур для зарядки и набор наполнителей, эти сигареты уже одноразовые. Цена сигареты около 100 руб., и хватает ее на несколько часов. Линейка вкусов современных электронных сигарет очень разнообразная – от классических табака и ментола до тропических фруктов и кофе. Есть наполнители с никотином и без него. А табачные стики iQOS в России представлены всего в двух вариантах – Parliament Blue с полноценным вкусом отборных табаков и Parliament Fresh с ментолом. Этим потребителей вряд ли удастся удивить. В Голландии, например, продаются электронные сигареты со вкусом марихуаны от компании E-Njoint. Уже в 2014 г. она выпускала до 10 000 изделий в день. По заявлению производителей, в этой электронной сигарете нет не только вредных для здоровья никотина, смолы и токсинов, но и марихуаны как таковой тоже нет.
British American Tobacco недавно вывела на рынок Румынии новое электронное устройство glo iFuse, которое комплектуется картриджами Neopod, содержащими одновременно и жидкость с никотином, и натуральный табак, что, по словам производителя, позволяет передать натуральный вкус и аромат табачного листа. Картриджи состоят из трех секций: нагревательного элемента, емкости с жидкостью и капсулы с натуральным табаком. Нагревательный элемент превращает жидкость в пар, содержащий никотин. Проходя через капсулу с натуральным табаком, пар насыщается ароматом табачного листа. «Сейчас в портфеле British American Tobacco три вида никотиносодержащей продукции нового поколения: электронные сигареты Vype, электронное табачное устройство glo iFuse и никотиновый ингалятор Voke, лицензированный в Великобритании как медицинское устройство», – рассказывает директор по корпоративным отношениям компании «БАТ Россия» Александр Лютый. Кстати, ежегодно British American Tobacco инвестирует около 170 млн фунтов стерлингов в исследования и разработку альтернативных видов табачной и никотиносодержащей продукции.
Гаджеты vs сигареты
«Бросить курить легко, я сам бросал раз двадцать» – эту цитату из Марка Твена знают все. Кстати, электронные сигареты до сих пор часто позиционируются как не вредящая здоровью альтернатива курению. Однако Всемирная организация здравоохранения запрещает продавцам и производителям электронных сигарет утверждать во всеуслышание, что электронная сигарета не вредит здоровью и помогает бросить курить.
Несмотря на сомнения, касающиеся электронных сигарет, их рынок продолжает расти. По мнению аналитиков, если государство не будет вводить ограничения на потребление электронных сигарет, а запреты на курение традиционного табака останутся в силе, в 2016–2017 гг. рынок электронных сигарет ежегодно будет расти в среднем на 20%. И это несмотря на кризис.
Казалось, у другого курительного гаджета – iQOS – неплохие шансы. Но финансовые аналитики думают по-другому.
«Целевая аудитория iQOS – курильщики с доходами значительно выше среднего уровня, интересующиеся гаджетами и являющиеся «ценителями настоящего вкуса», считает финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. – В том числе из-за кризисных явлений в экономике это очень тонкая прослойка населения, и потенциальные размеры рынка крайне невелики. На мой взгляд, iQOS не сможет составить конкуренцию электронным сигаретам по нескольким причинам: более высокая цена устройства и расходников, необходимость длительной зарядки гаджета и слабый аккумулятор. Таким образом, производитель вряд ли сможет закрепиться на быстро растущем рынке гаджетов для курения».
Курительные гаджеты, равно как и сигареты, – это профанация курения, считает совладелец сигарного онлайн-магазина Cigarius.ru Петр Давыдов. «Курение – это удовольствие, ритуал, мир вкусов, – говорит Петр Давыдов, – А сигареты – всего лишь никотиновый удар по организму. Часто у людей даже нет физиологической зависимости, только психологическая. И на этом зарабатывают производители разнообразных гаджетов. Хотите курить с удовольствием и минимизировать вред для здоровья – переходите на сигары и трубки. Да, курение сигар и трубочного табака тоже не оздоравливает организм, но вред от них существенно меньше, чем от сигарет, а удовольствие несравнимо больше. Гаджеты, может быть, и не приносят столько вреда, сколько обычные сигареты, но подкармливают психологическую зависимость. А уж удовольствия и настоящего вкуса в этой истории – точно ноль».