Top.Mail.Ru
компания будущего

Электрокатамаран на водороде: экологичность и эффективность в новом измерении

Катамаран Эковольт, на базе которого создан первый прототип пассажирского судна на водородном двигателе. Фото: Emperium Катамаран Эковольт, на базе которого создан первый прототип пассажирского судна на водородном двигателе. Фото: Emperium

Центр водородных технологий АФК «Система» — претендент на премию «Компания будущего» в номинации «Технологический суверенитет». ЦВТ разработал и успешно испытал судно с инновационным двигателем, а также создает колесную технику с новыми типами моторов

Водородная энергетика — одна из наиболее перспективных технологических сфер, развитием которой целенаправленно занимаются ведущие страны мира. Водород, полученный из альтернативных источников, является самым экологически чистым и энергоэффективным видом топлива (теплота сгорания максимальная, а продукт сгорания — вода), а его применение способно снизить антропогенное воздействие на климат, привести к качественным изменениям во многих отраслях экономики и повысить их устойчивость.

Собственные исследования и разработки в этом направлении активно ведутся и в России, которая за счет развития независимых наукоемких технологий способна совершить скачок через один технологический уклад и стать одним из глобальных игроков на формирующемся рынке водорода. Еще в 2020 году был утвержден национальный план развития низкоуглеродной водородной энергетики, к его реализации присоединились и крупнейшие отечественные компании.

АФК «Система» первой из частных корпораций включилась в реализацию дорожной карты по созданию новой отрасли, учредив два R&D-подразделения: Центр водородных технологий (ЦВТ) и Центр водородной энергетики.

В 2023 году на Неве состоялись испытания первого прототипа пассажирского катамарана на водороде. Судно было создано на верфи компании Emperium (входит в Sitronics Group) — единственного в России серийного производителя электросудов. Оснащено оно уникальными электродвигателями, более экологичными, чем дизель, и более энергоэффективными, чем аккумуляторы.

Кроме того, инновационный двигатель требует более редких заходов в порт на дозаправку, а сама заправка проходит в 10 раз быстрее обычного электрического мотора — всего за 6 минут.

Компания в партнерстве с Российской академией наук (РАН), ведущими университетами и предприятиями занимается разработкой и внедрением передовых отечественных разработок в разные сектора экономики. Среди ключевых направлений НИОКР — производство водородных топливных элементов, которые создаются совместно с Федеральным исследовательским центром проблем химической физики и медицинской химии РАН в Черноголовке. Эти технологии планируется реализовать в таких продуктах, как заправочные станции, водородные складские погрузчики, а также водородные речные суда и грузовики.

Вместе с белорусским BKM Holding (бывший «Белкоммунмаш») ЦВТ планирует запустить серию грузовиков, работающих на водороде, для одного из крупных ритейлеров. Российские специалисты совместно с белорусскими коллегами уже разрабатывают инновационную технику, способную перевозить до 12 тонн груза.

При поддержке благотворительного фонда «Система» ЦВТ на базе МГТУ имени Баумана открыл вечернюю школу «Водородная энергетика». В этом году она выпустила 58 студентов, которые могут реализоваться в профессии и обучаться в профильной магистратуре.

Магистранты участвовали в проектировании энергетической установки для электрокатамарана. В рамках подготовки квалифицированных специалистов достигнуты соглашения с университетом «Дубна», МГИМО и Международным институтом энергетической политики и дипломатии.

Также БФ «Система» в партнерстве с ЦВТ запустил стипендиальную программу с отдельной номинацией «Технологии водородной энергетики». Кроме того, специалисты центра провели открытый онлайн-урок о технологиях и профессиях будущего, посвященный водородным технологиям.

«Компания будущего»
Премия журнала «Компания»
Компания будущего

Еще по теме