Top.Mail.Ru
архив

Игра в поддавки

ВИЗИТ Михаила Касьянова в Турцию имел своей целью в числе прочего реанимировать попытки России победить в тендере на поставку вертолетов для турецкой армии. Мало того, что общая цена предложения упала с $4 млрд до $2 млрд, так еще, как выяснилось, Россия готова поставить часть техники в счет $400-миллионного российского долга Турции и предоставить турецким властям право самостоятельно экспортировать лицензионные Ка-50-2. Это прецедент: до сих пор Россия не предлагала покупателям прав на реэкспорт своих новейших разработок.

Такое поведение может очень сильно испортить картину на остальных рынках сбыта российского оружия. Столь радикальный поступок российской стороны можно объяснить двумя причинами. Первая причина - технологическая. Предложение России - вертолет Ка-50-2 - отдает легкой экзотикой. До сих пор "Камову" не удалось продать за границу ни одного своего вертолета. И это несмотря на раскрученность марки и очень хороший "пиар" "Черных акул" и "Аллигаторов". Вторая причина из области политики. Похоже, Касьянов решил "вытащить" сделку, на которой клялся как на Библии (или на Торе) вице-премьер Илья Клебанов. Если премьеру это удастся, то переход кураторства над ВТС и оборонным экспортом от Клебанова к Касьянову можно будет считать делом состоявшимся. Политические ставки чрезвычайно высоки. Больше того - они преобладают.

Искренне желаю удачи и Касьянову, и Клебанову. Но надо признать одну вещь: все тендеры на экстремальных рынках (то есть на традиционных рынках США и ее сателлитов) для России всегда кончались одинаково унизительно - и тендер на поставку зенитных комплексов в Грецию, и тендер по поставкам танков Южной Корее, и попытки прорваться в Эмираты. Как правило, участие российской стороны использовалось этими странами для снижения цены интересующей их американской продукции. Больше того, эти страны покупают оружие не для того, чтобы им воевать, а для того, чтобы вместе с оружием получить некие внешнеполитические гарантии - как формальные, так и неформальные. С этой точки зрения американские гарантии действительно чего-то стоят. Российские - нет.

Конечно, несостоявшиеся покупатели ведут себя по-разному. Например, Южная Корея и Тайвань нас просто кинули, а греки все же кое-что закупили. Тем не менее надо четко осознавать место таких прорывов. Постоянные разговоры о преимуществах российских систем (особенно по параметрам цена-качество), абсолютно адекватные по содержанию, совершенно бессмысленны по контексту.

Так что Касьянов напрасно пытается "обскакать" Клебанова на экстремальных рынках. Вместо этого премьеру стоило бы разобраться с ситуацией вокруг КБ "Миль". Оно находится в чудовищном состоянии. В те времена, когда в России не было никакой внешней политики, а была одна ваучерная приватизация, крупнейшим акционером КБ оказались несколько фондов и фирм, за которыми стоит United Technologies. Это крупнейший в мире, почти монопольный производитель вертолетов. С технологической точки зрения единственным его конкурентом является КБ "Миль".

Сейчас наконец-то появилась возможность вернуть КБ к жизни и сохранить российское вертолетостроение. Но это никого не интересует. Хотя это то самое место, где Касьянов мог бы показать доблестному Клебанову, как надо работать. Причем ситуация в КБ "Миль" один в один повторяет историю с МиГом, который был также успешно "зачищен". А ведь и вертолеты Ми, и самолеты МиГ - это огромные рынки сбыта емкостью в десятки миллиардов долларов. За эти деньги идет отчаянная борьба, в которой Россия снова играет в поддавки.

Каким образом в такой ситуации должна строиться военно-техническая политика? Есть два противоположных пути. Первый - отстаивать конкурентные позиции. Россия сегодня является единственным технологическим соперником США в военной сфере. В одних областях военных разработок мы отстаем от американцев, в других - обгоняем. У нас даже есть заделы, которых американцы не достигнут никогда. Чтобы этого добиться, им надо попросту уничтожить конкурентов, что они пока успешно и делают. Противостоять этому давлению трудно и муторно. Но если мы хотим это делать, нам необходима совершенно иная структура ВТС. Нужна жесткая президентская вертикаль. Военно-техническое сотрудничество - это область, в которой экономические задачи невозможно отделить от политических.

Второй путь - потихоньку вписываться в те технологические цепочки, куда нас пускают. То есть становиться не конкурентом, а подрядчиком. При этом подрядчиком не технологических лидеров - американцев, - а французских, израильских и немецких компаний. Будем изготавливать обтекатели для лазера: четыре заклепки, две железки. И то недолго - потом нас вышвырнут и из подрядчиков. Зато это легко и приятно. К нам относятся как к людям, все нас хвалят, пускают в приемную, иногда даже дают снять калоши.

Россия сейчас стоит перед выбором между этими двумя путями. Этот выбор она не сделала. Более того, я боюсь, что эта задача не очень четко осознается. А ведь уже скоро наступит этап, когда осознавать что-либо будет поздно.

Еще по теме