Top.Mail.Ru
бизнес

Карантин в Москве вызвал бум доставки продуктов

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Спрос на доставку продуктов на дом, рост которого в Москве журнал «Компания» прогнозировал две недели назад, резко вырос в минувшие выходные, когда жители мегаполиса убедились, что коронавирус — это серьезно.

Ретейлеры готовятся к дальнейшему росту спроса в связи с массовым карантином и переводом работников московских офисов на удаленную работу. При этом аналогичного скачка спроса на доставку готовой еды не наблюдается.

В «Перекрестке.Онлайн» исчезла скидка 500 руб. на каждый из первых трех заказов — и в целом отменены все акции и скидки в связи с высокой загруженностью.

Сейчас минимальная сумма заказа — от 4000 руб. Ближайшая дата, на которую можно было оформить заказ в понедельник, — пятница, 20 марта.

В «Пятерочке» минимальная сумма заказа для бесплатной доставки выросла с 900 до 1200 руб. Доставку сайт официально обещает в тот же день, но сотрудники магазинов сообщают, что курьеров для бесплатной доставки стало не хватать. В связи с этим клиентам предлагают перенести время получения заказа или воспользоваться платными сервисами, где стоимость доставки по Москве может начинаться от 400 руб.

В X5 Retail Group подтверждают рост спроса на доставку, но на какие категории товаров он вырос и как изменился средний чек — не уточняют. «В условиях возросшего спроса мы временно корректируем условия доставки, чтобы сохранить высокий уровень сервиса, — сообщил представитель X5 Retail Group. — Наши мощности работают в полную силу, и мы оперативно увеличиваем ресурсы доставки, число машин и курьеров».

2 марта, отвечая на те же вопросы, представитель группы сообщил «Ко»: «Мы не наблюдаем заметного изменения спроса на пищевые продукты длительного хранения». Колебания спроса на онлайн-покупку продуктов и рост числа заказов там связывали тогда с погодой, ситуацией на дорогах и другими факторами.

В «Утконосе» сроки доставки официально также не изменились: сайт магазина гарантирует доставку в день заказа при оформлении до 12:30. Но минимальная сумма для бесплатной доставки внутри МКАД выросла с 2000 до 4000 руб., а ближайшая фактическая дата доставки при заказе 16 марта — это воскресенье, 22 марта. При этом клиенты сети в отзывах на «Яндекс.Маркете» жалуются, что им предлагают перенести заказ, отменяют его «по техническим причинам» или привозят не полностью из-за отсутствия тех или иных продуктов. Попытки корреспондента «Ко» связаться с магазином не увенчались успехом.

«Сбермаркет» (бесплатной доставки нет, минимальная сумма заказа от 2000 руб.) доставляет заказы с недельным шагом: сегодняшняя доставка в связи с большим числом заказов «переехала» на субботу, 21 марта. Привезти заказ раньше нельзя, даже если магазин находится радом с домом клиента, объяснили корреспонденту «Ко» в службе доставки: слишком вырос спрос в последние два-три дня.

В Delivery Club зафиксировали рост спроса на доставку продуктов на 22 % и рост среднего чека. Учитывая тренд на самоизоляцию граждан, компания запустила сервис бесконтактной доставки: курьер оставляет оплаченные дистанционно продукты у двери клиента и сообщает ему об этом. Время доставки пока не меняется, но сервис набирает новых курьеров.

Во всех службах доставки продуктов фиксируют резкий рост спроса на крупы, консервы, макароны, сахар, кофе, чай, корма для животных и средства личной гигиены.

Директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (далее — АКОРТ) Илья Власенко говорит, что спрос на продукты длительного хранения и санитайзеры в России вырос, но не в разы, как на Западе, а на 10–15 %. Пустые полки, которые можно увидеть в супермаркетах вечером, он объясняет не дефицитом товара, а тем, что сейчас магазинам трудно прогнозировать дневной спрос.

«У нас 65 тыс. торговых точек по России, из них 61 тыс. — маленькие магазины формата "у дома", — объясняет он. — Им физически негде хранить большие запасы продуктов, их заказывают ежедневно из распределительных центров, поэтому в случае скачка спроса чего-то может не быть. Сейчас сети с Минпромторгом прорабатывают способы ускорить доставку».

По словам Власенко, крупы, макароны и картошка пользуются сейчас повышенным спросом не только из-за коронавируса, но и в связи с постом, а туалетную бумагу скупают без рациональных причин: «все купили, и я купил». Но даже если на карантине окажется вся Москва, дефицита он не ждет. «Запасы по социально значимым товарам в городе — до двух месяцев, — говорит представитель АКОРТ. — Предприятия, которые производят продукты питания, расположены за пределами подверженных панике мегаполисов. Минпромторг уже объявил, что не собирается закрывать магазины, продавцов обеспечат средствами индивидуальной защиты и будут проводить дополнительную уборку помещений».

Между тем аналогичного роста спроса в сегменте доставки готовой еды пока не заметно. В службах доставки пиццы и суши — самых распространенных видов еды на заказ — гарантируют доставку по Москве в течение 30–50 минут. Такие сроки корреспонденту «Компании» назвали, в частности, в Pizza Sushi Wok, Domino’s Pizza и в Tanuki.

Это вполне объяснимо: готовую еду заказывают главным образом в офисы, которые в целях профилактики заражения коронавирусом сейчас повсеместно переводят сотрудников на удаленную работу. Еду на дом чаще принято заказывать, когда приходят гости, а эпидемия сводит подобные формы досуга на нет. Кроме того, судя по структуре спроса в ретейле, москвичи готовятся к длительному затворничеству и не знают, как это отразится на их доходах, поэтому склонны готовить самостоятельно из соображений экономии.

Еще по теме