Top.Mail.Ru
архив

«Хорошее вино надо пить регулярно»

Генеральный директор компании «Виннариум» Сергей Авдеев человек в российском виноторговом бизнесе уникальный. Он обладает всеми возможными французскими винодельческими регалиями (в том числе является кавалером ордена MeriteAgricole – правительственной награды Франции «За заслуги перед сельским хозяйством») и слывет признанным знатоком вина. Впрочем, его компания не собирается ограничиваться поставками дорогого французского вина. По словам Авдеева, скоро в ассортименте «Виннариума» будет «весь мир».

 

«ПГ»: У вашей компании эстетский имидж. Как вы зарабатывали его? С чего все начиналось?

Сергей Авдеев: «Виннариум» молодая компания. Она возникла в сентябре 2001 года. Можно сказать, что ее создание – логическое продолжение моей деятельности в винном бизнесе. Я в нем достаточно давно, с 1994 года. Сначала был генеральным директором «Галереи вин» – фактически первой российской компании, профессионально занимавшейся поставками элитных французских вин. У нас были представлены все крупнейшие бордоские grandcru и великолепная Бургундия.

После кризиса 1998 года я ушел в компанию «Русьимпорт». Полтора года курировал ресторанное направление и работал с частной клиентурой. Для меня это была хорошая школа, я научился руководить большой компанией. Эти два этапа в карьере, безусловно, помогли мне и при создании «Виннариума». Сегодня главная задача компании – квалифицированно и профессионально работать с лучшими производителями из всех основных винопроизводящих стран. Естественно, главным нашим партнером была, есть и будет Франция, поскольку ее винодельческая культура, бесспорно, лучшая в мире, французские вина всегда будут пользоваться повышенным спросом у знатоков и любителей. Но я считаю, что работать с вином только из одной страны неправильно – это сужает круг потенциальных покупателей. Поэтому сейчас нас очень интересуют вина Испании, активно занимаемся итальянскими винами. Надеюсь, что примерно через полгода наша итальянская коллекция будет одной из лучших в Москве. В списке «Виннариума» уже появились вина из Новой Зеландии, Австралии, Португалии – ресторанные гаммы высокого уровня. В нашем ассортименте будут представлены также калифорнийские, чилийские, аргентинские и южноафриканские вина. То есть фактически весь мир.

Работая в первую очередь с элитными винами, мы не забываем и о массовых марках и даже разработали собственный брэнд – «Мирамбо». Вина этой марки появились на рынке в январе 2002 года – это линейка наиболее популярных французских AOC, состоящая из 20 наименований (от Бордо и Бургундии до Шабли, Божоле и Роны). Это очень красивый продукт – красивые бутылки, красивые этикетки… Да и качество не хуже, чем у Malesan, а цены куда более приемлемы. К этому брэнду уже проявляют интерес розничные сети «Перекресток», «Седьмой континент», «Рамстор». Мы сейчас начинаем серьезно работать над «большой дистрибуцией». У нас создано специальное направление, которое только этим и занимается.

 «ПГ»: Будете ли вы продвигаться в регионы? Есть ли там покупатель?

С.А.: Рынок элитных вин сложился только в Москве. В Санкт-Петербурге объем рынка элитных вин – всего 10% от московского; в Новосибирске, Самаре и еще нескольких крупных городах – не более 5%. При этом в Москве почти не осталось возможностей для серьезного роста, а у нашей компании столько возможностей по выводу на рынок новых марок, что грех ими не воспользоваться.

Но в любом случае элитные марки останутся главной составляющей имиджа «Виннариума». Мы сейчас заканчиваем переговоры о создании в Москве филиала CommanderieduBontempsdeMedoc, Graves, SauternesetBarsac. Коммандерия – это такая своеобразная организация, объединяющая знатоков и любителей французских вин. Очень хочется, чтобы и у нас люди могли собираться, обсуждать интересующие их вопросы, получать консультации специалистов и вообще приятно проводить время. Мы планируем открыть своеобразный клуб – со своей атрибутикой, специальным ритуалом приема в члены коммандерии… В общем, все будет красиво и эффектно.

«ПГ»: Вы тратите немалые средства, организуя визиты в Москву владельцев шато и виноделов. Что это дает вашей компании?

С.А.: Мы сознательно идем на эти расходы. Это в некотором смысле наша просветительская и образовательная миссия. В ближайшем будущем подарим Москве целую серию дегустаций продукции выдающихся винодельческих хозяйств. На мой взгляд, любая компания, которая думает о будущем, должна идти на такие расходы. Рынку необходима квалифицированная информация о вине, особенно о вине дорогом.

Не менее 80% всех дорогих вин, продающихся на российском рынке, – бордоские. Система закупки и торговли такими винами весьма сложна, и порой эти вина, к сожалению, становятся предметом спекуляций. Хорошо, что есть добросовестные негоцианты, которые честно делают свою работу. Они покупают вино «на примере» (еn premiere – система закупок, при которой негоцианты приобретают у производителей молодое вино. – Прим. «ПГ»), перевозят в свои подвалы, где оно хранится в идеальных условиях. Такое вино никогда не покидает территорию Франции, прежде чем быть проданным непосредственному потребителю или импортеру.

Но таких негоциантов мало. 90% представителей негоциантского племени действуют по-другому. К примеру, получив заказ из Москвы на 20 ящиков одного вина, 20 – другого, пятого, десятого, они начинают лихорадочно искать, где же найти эти вина. Что-то покупают в Англии, что-то в Швейцарии, что-то в Голландии и т. д. Каким был путь этих вин в Москву, знает только Господь. Возможно, вино много раз оказывалось на палубе под раскаленным тропическим солнцем. Потом долго хранилось в порту – отнюдь не в идеальных условиях. Бывало и так, что разорившиеся виноторговцы отказывались от вина, оно отправлялось обратно в Голландию и уже оттуда – скорее всего испортившимся – попадает в Россию. Я никогда не куплю такую партию. Это не подделка, но после скитаний по земному шару вино становится некачественным.

В России доля таких серых поставок, к сожалению, очень велика. Есть приличные импортеры, которые соблюдают все правила закупки вина, но большинство покупают вина именно таким образом. Купить как можно дешевле, быстренько на этом заработать – вот и вся их философия.

Бороться с этим очень трудно. Но мы пытаемся. Например, французский негоциант, с которым мы работаем, наклеивает на каждую бутылку grandcru дополнительную контрэтикетку с клеймом. Она будет свидетельствовать о том, что негоциант гарантирует происхождение и качество вина, что вино выдерживалось в идеальных условиях и никогда не покидало территорию Франции. Этот метод помогает уличить недобросовестных негоциантов и, возможно, нанесет урон серому рынку.

«ПГ»: Почему все-таки на рынке находится место недобросовестным негоциантам и недобросовестным торговцам? Почему сохраняется спрос на «серятину»?

С.А.: К сожалению, такова людская психология. Не буду называть фамилий, но я знаю одного серьезного человека в Москве, который несколько лет назад купил большой лот такого вина. Заплатил немалые деньги, позвонил мне и говорит: приезжай, будем пробовать. Я согласился. Мы стали пробовать… Вино оказалось никуда не годным. Он страшно расстроился, но, когда попытался получить назад свои деньги и вернуть товар, оказалось, что фирмы, у которой он купил вино, уже не существует. Она исчезла.

Да, в России уже есть добросовестные импортеры, которые покупают вино только у проверенных негоциантов. Но большинство виноторговцев в погоне за дешевизной по-прежнему закупают вино непонятно у кого – хотя все цены давно известны. Если вам предлагают хорошее вино на 40 – 50% дешевле общепринятых цен, то покупать его я никому не советую.

«ПГ»: Но, может быть, совместными усилиями добросовестных компаний можно выработать некий свод общих правил или создать ассоциацию, которая бы строго следила за нарушителями…

С.А.: Это непросто. К сожалению, наш рынок настолько разобщен, что все попытки создать ассоциацию или объединение виноторговых компаний ни к чему не привели. А потом, у нас пока мало компаний, для которых важнее всего имидж. Большинство, сделав деньги на вине, переключаются на другой бизнес. Я же не собираюсь зарабатывать «быстрых» денег в ущерб престижу «Виннариума». Мне бы хотелось, чтобы наша компания существовала долгие годы, развивалась и росла. Для меня торговля вином – единственный бизнес. Я его люблю и занимаюсь только им.

«ПГ»: А как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние российского винного рынка? Что он собой представляет? Насколько полно на нем представлены лучшие алкогольные брэнды?

С.А.: Отечественный рынок вина вполне цивилизованный. На нем представлены все известные мировые марки. Многие компании строят свою стратегию и ценовую политику весьма разумно, и их маржа не выходит за рамки общепринятой практики. Заоблачные цены на вино, которые вы видите в винных картах ресторанов и в некоторых магазинах, – это не наша «игра». Рестораторы почему-то считают, что, купив вино за $10, его можно спокойно продавать по $50. Если бы у меня была такая маржа….

Это больная тема, но, к счастью, тут наметились позитивные сдвиги. Люди, которые имеют возможность покупать дорогие вина, все реже заказывают их в ресторанах, предпочитая приобретать их по нормальной оптовой цене в таких компаниях, как наша. Эти люди много путешествуют и знают, что вот это вино в любом ресторане мира будет стоить примерно $500, и покупать его в Москве за $1500 не имеет смысла. Но мы не можем влиять на рестораторов. У них свои взгляды на то, сколько должно стоить вино в ресторане.

«ПГ»: Насколько рентабелен винный бизнес, если им заниматься абсолютно честно?

С.А.: Этот бизнес приносит прибыль при больших объемах сбыта и работе на большую дистрибуцию. Главная проблема в том, что мы вынуждены поддерживать колоссальные складские запасы. Поясню. Мы работаем с ресторанами, которые должны обеспечивать ассортимент своей винной карты. В каком-то заведении у нас 30 позиций, в другом – 100. В какой бы день нам ни позвонили из ресторана, мы обязаны на следующий день поставить им это вино. Регулировать потребительский спрос на вино крайне сложно. Любые прогнозы будут точными всего на 40%. Никто не знает, что будет лучше продаваться завтра. Поэтому мы вынуждены держать на складе большие запасы вина. А это замороженные средства – деньги, которые не работают. Именно по этой причине снижается рентабельность бизнеса, и это беда всех импортеров.

Вторая проблема – обучение. Мы тратим очень много средств и сил именно на обучение, проведение дегустаций, прекрасно понимая, что без образованных сомелье и официантов невозможно развивать бизнес. К сожалению, официант чаще всего очень безразличный человек, которого ничего, кроме чаевых, не интересует, и научить эту публику продавать вина безумно сложно. Поэтому в первую очередь мы обучаем продавцов.

«ПГ»: А как строится ваша работа с продавцами? Ставите ли вы консультантов возле полки со своим вином в магазине, как это делают другие виноторговцы, или у вас другая стратегия?

С.А.: Продавцы действительно должны быть квалифицированными консультантами, а не просто стоять у полки с нашим вином. Меня не устраивает уровень подготовки консультантов, которые работают в магазинах. Поэтому мне бы хотелось разработать специальную обучающую программу, помогающую подготовить хорошо информированных специалистов.

 «ПГ»: А вы верите в российского потребителя? Увеличивается ли в нашей стране потребление качественного вина?

С.А.: Россия всегда пила и будет пить водку. И сказать, что через 10 – 15 лет россияне перейдут на вино, я, конечно, не могу. Наша задача – научить людей грамотно потреблять спиртное. Французам ведь давно известно, что без вреда для здоровья можно выпить три бокала хорошего вина – со столь же хорошей едой, естественно. Однако не надо забывать, что хорошее импортное вино продается в России примерно с 1994 года. То, что продавалось до этого, трудно назвать вином. И вся история потребления качественного вина в нашей стране насчитывает 7 лет, хотя, конечно, и сейчас еще в магазинах много суррогатов. Впрочем, надо отдать должное розничным сетям: они постепенно сокращают круг компаний-поставщиков, выводя из ассортимента «непьющиеся» позиции. В результате такой политики через пару лет на рынке могут остаться только крупные операторы, которые будут поставлять качественные продукты по хорошей цене. Время подделок и некачественной продукции уходит. Один раз человек может по совету магазинного консультанта купить гадость, но вторично он этого делать не станет. Компании просто будут вынуждены поставлять на рынок качественную продукцию.

«ПГ»: Как формировались ваши личные вкусы?

С.А.: Так сложилось, что моя жизнь оказалась связанной с Францией. Я окончил МГИМО, и основным иностранным языком был французский. Потом я попал во Францию – конечно, еще не в качестве специалиста по вину. Однако, работая в системе внешней торговли и часто выезжая в заграничные командировки, я старался изучать местные вина. А серьезное знакомство с качественными винами состоялось в 1992 году, когда друзья пригласили меня в Бургундию. Я просто влюбился в бургундские вина. Начал читать литературу о вине, общаться с виноделами. Хочу сказать, что начинал я с самых простых вин. Мне не сразу понравились ChateauMargaux или LafitRothschild. Мой вкус эволюционировал постепенно. Кстати, хочу дать совет всем начинающим: даже если у вас есть деньги, никогда не начинайте с великих вин. Начинайте с самых простых божоле и шабли. И еще – вино надо пить регулярно. Если ты его пьешь раз в полгода, то никогда не научишься в нем разбираться. Не поймите это как призыв к алкоголизму: если пить хорошее вино, то алкоголиком не станешь. Наоборот, это будет только на пользу здоровью.

 «ПГ»: Какие из вин ваши любимые?

С.А.: Что касается белых вин, то, на мой взгляд, лучшие из них производят в Бургундии. С красными винами сложнее. Не могу ответить однозначно, но сегодня отдаю предпочтение бордоским винам. Причем это необязательно Lafit, Petrus или Mouton. Есть достойные вина класса crubourgeois.

Бургундия – сложный регион, и в бургундских винах надо научиться разбираться, прежде чем их покупать. Вот вам пример – Clos Vougeot. Выдающееся бургундское вино. 50 га виноградников, расположенных практически в одном месте. На этих 50 га работают 92 винодела: у кого-то клочок, у кого-то 2 га и т. д. Соответственно производится 92 марки вин, которые называются Clos Vougeot GrandCru. Продаются они примерно по одной цене, но это совершенно разные вина. Великих вин из них десять. Остальные тоже неплохи, но это совершенно другой уровень. То есть, чтобы купить действительно хорошее бургундское вино, надо знать производителей. В Бордо проще. ChateauMargaux делается только в «Шато Марго» и другим быть не может.

Я очень люблю вина из Роны – Cote-Rotie, Hermitage. Я вообще любопытен по натуре, мне нравится пробовать разные вина. Сейчас, к примеру, мне интересны итальянские вина.

 «ПГ»: Какие, на ваш взгляд, тенденции сегодня преобладают в мировом виноделии? Что важнее – мода или качество?

С.А.: Мода на вино, конечно, существует. Сейчас, к примеру, во всем мире модны более легкие вина. Во Франции – мода на так называемые вторые вина замков, которые можно пить уже через три-четыре года. Поскольку ChateauLatour, например, раньше чем через 15 лет пить не стоит, то все большим спросом пользуется Les Forts de Latour, которое можно пить уже через пять лет. Дело в том, что люди не готовы вкладывать деньги в молодые вина, чтобы затем хранить их в течение 10 – 15 лет. Особенно в России, где деньги очень дороги. Вообще люди предпочитают пить молодые вина. Старые вина пользуются несколько меньшим спросом, но это понятно: они редки, их трудно достать. Конечно, моду на вино нельзя сравнивать с модой на одежду или автомобили. Если я люблю какое-то вино, то мне без разницы, в моде оно или нет.

Еще по теме