Top.Mail.Ru
архив

Купаясь в ненависти

Американский биотехнологический гигант Monsanto может претендовать на звание самой ненавидимой компании мира. В 2009 г. ее заверения в том, что посевы ГМО снижают содержание углекислого газа, были оценены на Конференции по изменению климата в Копенгагене премией "Рассерженная Русалка".

история бизнеса, ГМО, Monsanto

Организация Natural Society признала Monsanto худшей компанией 2011 г. В 2012 г. ей присудили Greenwash Award за дезинформацию о собственных заслугах в деле защиты окружающей среды. В 2013 г. прошли массовые протесты против Monsanto, в которых приняли участие около 2 млн человек, недовольных тем, что компания агрессивно продвигает на рынок ГМО-семена. Ничто из этого, однако, не мешает Monsanto получать миллионные прибыли.

Менеджеру по продажам одной фармацевтической фирмы Джону Фрэнсису Куини в 1900 г. исполнился 41 год, когда он нашел-таки способ заработать побольше денег. Сам Куини вырос в многодетной ирландской семье в Чикаго и работал с 12 лет. Начал с курьера за $2,50 в неделю, а потом сделал карьеру в продажах оптовой фармацевтики, успев поработать в Новом Орлеане, Нью-Йорке и, наконец, в представительстве немецкой Meyer Brothers Drug Company в Сент-Луисе. В Нью-Йорке Джон женился на Ольге Монсанто, девушке с еврейско-испанскими корнями и, как водится, с появлением детей задумался о дополнительном источнике дохода.


Ух, как я погорел!

На первой своей попытке Куини погорел в прямом смысле слова: открытый им на собственные $6000 в 1900 г. цех по переработке серы пожар уничтожил в первый же день. Жене, устроившей в честь начала работы цеха вечеринку, Куини о провале не сказал и стал планировать следующий шаг.

Этим шагом стало производство сахарина, вещества в 500 раз слаще сахара, получаемого из каменноугольной смолы. Оно было открыто еще в 1879 г. в американском Университете Джона Хопкинса. Работодатель Куини Meyer Brothers Drug Company успешно импортировала сахарин из Германии, но на территории США его тогда еще никто не производил. Из общения с химиками Куини знал, что процесс несложен. В 1901 г. он, лично вложив $1500 и заняв остальное у знакомых, основал Monsanto Chemical Works. Использование девичьей фамилии жены было связано с тем, что Куини изначально не собирался уходить из Meyer Brothers и не хотел светиться перед начальством.

На место главного технолога Куини нанял молодого и никому не известного химика из Швейцарии Луи Вейлона, оказавшегося не только талантливым специалистом, но и настоящим трудоголиком. В 1926 г., когда Monsanto стала вполне конкурентоспособной, он вынужден был уйти на пенсию с диагнозом "нервное истощение", а завоевание рынка сахарина оказалось не столь простым, как это представлялось поначалу.

Кстати, в Meyer Brothers, разумеется, заметили конкурента и постарались вытеснить его, сбросив цену с $4,50 до половины доллара за фунт сахарина. Куини терпел убытки, вынужденно продал лошадь, повозку, заложил дом и полис страхования жизни. Вместо необременительного заработка предприниматель получил проблемный бизнес, который тем не менее было жалко бросать - столько в него он вложил сил и денег. Ситуацию спасли дополнительные инвестиции в $15 000 (их Куини собрал у друзей и родственников) и контракт на поставку сахарина одному из самых быстро развивающихся производителей газированных напитков из штата Джорджия, подписанный в 1902 г. Партнер Куини назывался Coca-Cola. В 1905 г., ориентируясь опять же на производителей газировки, Monsanto запустила линии ванилина и кофеина и получила первую прибыль. И только через два года Джон Куини решился наконец бросить работу и поставить все на собственное дело.


Следы полония

Первая мировая война и связанный с ней разрыв торговых отношений с Германией стали подарком для Monsantо. Правда, уход с рынка немецких конкурентов принес и проблемы: большинство химикатов поставлялось из Германии. Но, справившись с этими трудностями, предприятие Джона Куини начало выпускать, ко всему прочему, антисептик фенол и аспирин, на чем в 1915 г. заработала первый миллион.

Однако после войны с возвращением в США немецких товаров вернулась и конкуренция, и дела Monsantо пошли значительно хуже. Для покрытия долгов в 1927 г. Джон Куини превратил компанию из частной в публичную, выпустив акции на рынок, и потерял контрольный пакет. Через год управление перешло к сыну, при котором Monsantо активно расширялась, поглощая химические компании и став к 1940 г. лидером в производстве пластика, синтетических волокон, а также фосфора в США.

Попытки выхода на рынок потребительских товаров были, скорее, неудачными: большинству американцев бренд Monsanto ни о чем не говорил. Правда, пытаясь довести до ума дешевое моющее средство, химики компании создали побочный продукт: удобрение для газонной травы. И в середине 1950-х строительный бум и мода на пригородный дом с безупречным газоном принесли производителю удобрений неплохую прибыль. Но все же в известный потребительский бренд Monsanto так и не превратилась.

Зато ей удалось получить важный госконтракт: в рамках ныне известного Манхэттенского проекта в 1943-1949 гг. в Дейтоне (штат Огайо) Monsanto проводила очистку полония для бомбы, впоследствии сброшенной на японский город Нагасаки. Сегодня, кстати, эта история - один из аргументов для тех, кто считает Monsanto мировым злом.


За все в ответе

Общественное недовольство Monsanto начало нарастать в 1960-х на фоне активности экологов и негативных настроений по отношению к химической отрасли в целом. Корпорация отвечала на обвинения в прессе "зелеными" инициативами: в 1964 г. представила биоразлагаемый стиральный порошок, в 1976 г. объявила о постепенном отказе от использования полихлорированных бифенилов (ПХБ), веществ, применявшихся в химическом производстве и подавлявших иммунитет человека. Но это мало помогало, и практически все, что приносило Monsanto прибыль, приносило ей и скандалы. В 1979 г. против группы компаний, в числе которых была и Monsanto, выдвинули обвинение в производстве печально известного вещества Agent Orange, применявшегося американцами во время войны во Вьетнаме для уничтожения растительности. От контакта с ядовитым химикатом стали инвалидами не только миллионы вьетнамцев, но и сотни американских военных, подавших на производителей в суд. В 1984 г. ответчики предпочли урегулировать претензии, не доводя дело до судебных слушаний, и заплатили пострадавшим истцам $180 млн, что, конечно, подкосило курс акций Monsanto. В том же году компания проиграла громкий антимонопольный иск на $10 млн, поданный против нее экс-партнером - распылителем удобрений Spray-Rite.

Приобретение фирмы G. D. Searle в 1985 г., напротив, казалось беспроигрышной сделкой. Благодаря ей Monsanto получила популярный бренд сахарозаменителя NutraSweet, и только в первый год после покупки его было продано на $700 млн. Приобретение, однако, было не без сюрприза. Эта же фирма производила спиральные контрацептивы Copper-7, которые, как выяснилось, наносили вред здоровью женщин. В итоге Monsanto пришлось иметь дело с 500 судебными исками, а также волной негатива в прессе.

Не все слава богу оказалось даже с самым популярным в мире гербицидом Roundup, выпускавшимся Monsanto с 1976 г. В 1998 г. компанию вынудили выплатить в общей сложности $225 000 штрафа, поскольку слова "биоразлагаемый" и "экологически чистый" на упаковке гербицида были признаны не соответствующими действительности.


Снова по кругу

В конце 1996 г. тогдашний президент Monsanto Роберт Шапиро выступил с сенсационным заявлением: компания намерена отказаться от основного производства, приносящего прибыль в $3 млрд в год, оставить лишь фармацевтический бизнес и выпуск ингредиентов для пищевой промышленности и сосредоточиться на агробиотехнологиях. По словам Шапиро, речь шла ни много ни мало о том, чтобы накормить весь мир, не нанося при этом вреда окружающей среде.

Биотехнологиями Monsanto занялась еще в середине 1980-х, когда о них практически никто не знал и, тем более, не мог предсказать их рыночные перспективы, и за десять лет потратила на исследования около $1 млрд. В 1993 г. она вывела на рынок первые генетически модифицированные помидоры, а затем занялась продвижением других ГМО-культур. В 1996 г. Monsanto начала продавать фермерам по всему миру генетически модифицированную сою, кукурузу, свеклу, картофель, клубнику и другие растения.

Но и этот маневр не помог Monsanto наладить связи и понимание с общественностью. Набрав запрос "ГМО" в поисковиках, обязательно найдешь в списке результатов сайты, утверждающие, что выросшая из семян Monsanto еда - короткий путь к мучительной смерти от ужасных болезней, бесплодию и мутациям собственных генов. Участники акций протеста возмущались монополией корпорации на экспорт семян из США и тем, что она патентует свои семена, что может привести к зависимости от них целых государств.

На сегодняшний Monsanto - крупнейший в мире производитель ГМО-продуктов. Недаром весной 2013 г. без лишнего шума Конгресс США принял Monsanto Protection Act, или буквально Закон о защите "Монсанто". Этот документ, полагают некоторые эксперты, по сути, лишает федеральные суды в США возможности запретить выращивание и реализацию генномодифицированных продуктов, независимо от того, какой вред они наносят здоровью потребителей и окружающей среде (причем речь идет о продаже без соответствующей предупреждающей маркировки). По состоянию на апрель 2013 г., по данным ресурса oko-planet.su, под петицией в адрес Барака Обамы с требованием наложить вето на этот закон подписались более 200 000 человек из всех 50 штатов страны. В общем, все с Monsanto, как всегда.


Что такое плохо

Рейтинги самых ненавидимых компаний в мире очень разнятся и напрямую зависят от того, на чье мнение опираются. Корпорации могут разозлить клиентов, подвести акционеров, плохо обращаться с сотрудниками... И не всегда то, что плохо или очень плохо для одних, столь же отвратительно для других. Например, по разным оценкам, от курения ежегодно умирают около 5 млн человек, так что мало кто всем сердцем любит табачные компании. Но, скажем, за последние три года акционерный капитал Philip Morris International вырос на 95%, а выплаты на акцию увеличились на 46%. Компания считается одной из самых привлекательных для инвесторов.

Ритейлера Walmart всячески склоняют в СМИ как одного из виновников увеличения вредных выбросов в атмосферу (на его заводах в Азии за последние несколько лет объем выбросов парниковых газов удвоился) и жадного работодателя, экономящего на медицинских страховках для сотрудников. В то же время доходность акций Walmart в прошлом году достигла пятилетнего максимума.

Bank of America, в свою очередь, был одной из основных мишеней движения Occupy Wall Street в 2011 г., и в тот же год инвестор-миллиардер Уоррен Баффетт вложил в банк $5 млрд.

Судя по американскому индексу удовлетворенности клиентов, рассчитываемому Университетом Мичигана, одной из самых нелюбимых американских компаний является Facebook. Социальная сеть не нравится инвесторам, так как ее IPO обмануло ожидания многих, и не нравится пользователям: их раздражают недоработки в политике и практике обеспечения конфиденциальности. Портал MarketWatch, принадлежащий The Wall Street Journal, в первых строчках списка самых ненавидимых компаний в США в 2013 г. назвал также ритейлера JC Penney (из-за повышения цен), провайдера спутникового телевидения Dish Network (за отключение нескольких телеканалов, включая те, что транслировали хиты телесезона).