Top.Mail.Ru
архив

Мигранты мигрантам

Когда Таисия Вильгельм рекламирует свое турбюро, это выглядит так: с чашкой черного чая она садится за компьютер и жмет на кнопку "Добавить в друзья". За последние три месяца на российском сайте "Одноклассники" более шестисот человек приняли ее приглашение стать друзьями. Турбюро Таисии Вильгельм находится в Дюссельдорфе, но почти все ее клиенты говорят по-русски.

В Германии живут порядка 20 млн выходцев из других стран. Около 10 млн из них родились за границей, там же ходили в школу, работали на фабриках или в офисах, ходили по магазинам. А потом, перебравшись в Германию, они прихватили с собой свои вкусы и привычки. Здесь бывшие соотечественники продают им продукты, газеты и другие товары с родины. Это явление, когда мигранты ведут дела с мигрантами, эксперты называют "этническим бизнесом".

"Многие русские живут в Германии так, словно и не уезжали из России", - отмечает Таисия Вильгельм. Она сидит, выпрямив спину, с поднятой головой. Ей 65 лет, и большую часть своей жизни она была танцовщицей и галеристкой, а в 1989 г. бежала из СССР в Германию. Когда она заметила, что все больше русских немцев приезжает сюда, то в 1995 г. основала в Дюссельдорфе свое турбюро. Теперь у него уже есть филиалы в Штутгарте, Кельне и Франкфурте. Летом Viktoria Reisen отвозит на автобусах в Париж, Мадрид или Рим около тысячи человек в неделю. Почему же они не пользуются услугами немецких турфирм? "Это разница культур, - поясняет Таисия Вильгельм. - Русских нужно держать за руку и все им показывать. Здесь они находятся среди своих. Здесь они задают вопросы; находясь среди немцев, они бы на это не решились".

В Германии предприниматели вроде Таисии Вильгельм уже стали играть серьезную роль в экономике: почти каждое пятое новое частное предприятие в стране создается выходцами из-за рубежа. По данным немецкого государственного банка KfW, в 2012 г. число таких предпринимателей составило 147 000 человек. Большая часть из них - мигранты из Турции, которые становятся основателями каждой четвертой новой фирмы, создаваемой иностранцами. Основателями каждой десятой являются выходцы из России. Трудно установить точно, кто из них ведет этнический нишевой бизнес, а кто содержит, например, парикмахерскую или компьютерную фирму. В любом случае создание собственного предприятия для многих мигрантов является способом обеспечить себе самостоятельность в Германии, а равно и сохранить контакт с другими выходцами со своей родины.

В лавке мелочей Сукхджидера Сингха царят запахи незнакомого мира - карри, кориандра и благовоний. Сингх превратил воспоминания о своей родине в бизнес: на полках двадцатикилограммовые мешки риса соседствуют с фильмами Болливуда на видеокассетах, косметикой с блестками и со статуэтками богов. Сукхджидер Сингх сидит за кассой. Ему 36 лет, он носит длинную бороду, мелированную под седину, и тюрбан. Лавка досталась ему почти шестнадцать лет назад от одного из знакомых, и сегодня вся семья помогает ему в торговле.

Не мешает ли подобный этнический бизнес процессу интеграции приезжих? Еще сотню лет назад социолог Георг Зиммель опубликовал часто цитируемый труд о мигрантах и еврейских торговцах как о "чужаках". Зиммель утверждал, что "чужак" - не тот путешественник, который сегодня приезжает, а завтра уезжает, а тот, кто "сегодня приезжает, а завтра остается". Согласно Зиммелю, этнические группы остаются за пределами основной части общества.


Шанс на участие

Лудгер Прис, специалист по экономической социологии, считает, что подобные анализы базируются на устаревшем представлении о миграции. "Нам следует отказаться от идеи полностью однородного общества", - подчеркивает он. По его мнению, люди тянутся туда, где они надеются получить возможность участвовать в общественной жизни. А это проще в том случае, если в данном месте найдутся люди, близкие им по культуре. Для многих приезжих этнический бизнес является важнейшим фактором, позволяющим им вписаться в чужую культуру. И нередки случаи, когда такой бизнес превращался в предприятие, предлагающее услуги для всех.

Клиентура Сукхджидера Сингха столь же многообразна, как и выбор товаров в его лавке: индийцы, пакистанцы, иранцы и африканцы прогуливаются по узким проходам между полками. Между тем почти половина его клиентов - немцы, уверяет Сингх. По его словам, многие из них увлекаются кулинарией или интересуются Индией, но есть и те, кто не прочь сэкономить: они знают, что специи выгоднее покупать не в супермаркете, а на "азиатском базаре".

Эта лавка мелочей - одно из многочисленных индийских малых предприятий в бывшем греческом торговом квартале Кельна. Буквально по соседству находится семейный бизнес по пошиву и продаже сари. Сейчас это место называют "индийским кварталом", хотя собственно индийцы здесь почти не живут - "слишком дорого", считает Сингх, поселившийся вместе с семьей по другую сторону Рейна. Но если даже большинство приезжих из Азии здесь и не проживают, все же "индийский квартал" дал им работу в собственном небольшом бизнесе и стал для них родиной.


Еще по теме