Мобилизация экономики: что это значит для бизнеса и россиян
Выступая в Госдуме после снятия обвинений в мошенничестве, ректор РАНХиГС Владимир Мау предложил кабмину подумать над сценарием «экономической мобилизации» — то есть над усилением роли в ней государства. Он отметил, что такая модель не противоречит рынку и не означает отката к СССР. Эксперты же называют это опасным шагом, но вполне реальным в новых условиях.
Что предлагает Мау
Российскому правительству нужно проработать сценарий «экономической мобилизации» в макроэкономическом прогнозе, заявил Мау во время выступления в Госдуме. Он пояснил, что мобилизация в экономике подразумевает усиление роли государства, специфичный рынок труда, «институционализацию индивидуальных предпринимателей» и МСП.
Также речь идет о том, что роль государственных инвестиций будет значительно выше, чем раньше. В разговоре с «Ведомостями» Мау пояснил, что нынешняя ситуация отличается от конца 1990-х и 2000-х. Тогда, по его мнению, наблюдалось вытеснение частных инвестиций, а сейчас же частный сектор просто не готов вкладываться ввиду высокой неопределенности.
«Пандемия, по сути, была репетицией войны в отношении перехода к мобилизационной экономике», — сказал ректор РАНХиГС.
Мау также считает, что финансировать структурные сдвиги в экономике можно за счет целевых займов при условии сбалансированного бюджета. Описанная экономическая модель, по его мнению, не противоречит рынку и не означает возврата к советским управленческим практикам.
Мау выступил в Госдуме спустя несколько дней после закрытия уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. Его возбудили против ректора РАНХиГС летом 2022 года.
Кто еще говорил о мобилизации
На заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам выступили также глава Минфина Антон Силуанов и министр экономического развития Максим Решетников. Как отмечают «Ведомости», они не стали комментировать предложения Мау, хотя в их речи тоже упоминалась мобилизация ресурсов.
Об этом в том числе говорил председатель комитета Андрей Макаров. Он назвал эффективность бюджетных расходов одним из основных приоритетов для власти в данный момент.
В сентябре пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил, что в Кремле не принимались какие-либо решения об экономической мобилизации. При этом уже 16 октября он сообщил, что помощь НАТО Украине существенно усложняет выполнение задач спецоперации — это, по его словам, требует «внутренней экономической и иной мобилизации».
Тем не менее в российском законе нет понятия «мобилизационная экономика», напомнила ранее глава Совфеда Валентина Матвиенко. Она также добавила, что объявлять ее сейчас нет смысла. «Должен быть разумный баланс. Где-то время требует государственного усиления, а где-то, наоборот, большей свободы», — сказала она.
ВВП вырастет, а доходы населения упадут
Призывы к переходу на мобилизационную экономику вполне логичны в реалиях, в которых сегодня находится Россия, говорит директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. Очевидно, что теперь подходы к управлению экономикой и расстановке приоритетов должны поменяться. Вопрос в нюансах: что, собственно, понимается под мобилизационной экономикой.
«Если в общих чертах, это означает увеличение госзаказа, госрасходов, перекачивание ресурсов из потребления частного в государственное — то есть на снабжение армии и т. д.», — считает Брагин. По его словам, мобилизационная экономика не означает падения ВВП страны, а, скорее, наоборот. При этом уровень жизни населения будет снижаться.
Обычно к таким практикам переходят в периоды войн, когда все ресурсы направляются на достижение одной цели — победы на фронте, отмечает в разговоре с «Компанией» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. При этом Мау в своей речи описывает эту модель слишком широкими мазками, поэтому эксперты интерпретируют сказанное по-разному, говорит она.
Неизвестно, какими могут быть структурные сдвиги в экономике и отраслевой политике, а также механизмы их финансирования (повышение налогов, заимствования или прямая инфляционная эмиссия). Все эти механизмы имеют существенные недостатки, отмечает эксперт. В частности, повышение налогов лишает ресурсов бизнес и население, увеличение заимствований со временем может привести к росту госдолга, а целевая эмиссия провоцирует рост инфляции.
«В связи с этим применение таких инструментов должно быть весьма ограниченным и проходить под жестким контролем правительства и Банка России», — считает Беленькая.
С более резкой критикой идей Мау выступил профессор Высшей школы экономики и инвестиционный банкир Евгений Коган. По его мнению, переход к мобилизационной экономике не имеет смысла — напротив, участникам рынкам нужно дать больше свободы.
«Да, инвестиции сегодня частный сектор делать не готов. Не поспоришь. Но вот еще зажимать гайки? Может, наоборот — дать максимум стимулов, чтобы вкладывать захотел? Институционализация индивидуальных предпринимателей — это как? Денег с них больше драть? Так и без того еле дышат…» — написал он в своем Telegram-канале.
По словам экономиста, вместо озвученных предложений правительству стоило бы предоставить больше льготных кредитов МСП. Так компании смогут справиться с нынешним кризисом и обеспечить занятость населения, но такие инициативы не звучали. «Хочется надеяться, я просто недопонял что-то в концепции Владимира Александровича. Иначе грустновато становится», — написал Коган.
По словам Беленькой, мобилизационная экономика отчасти может ускорять внедрение новых институтов и технологий. В пример она привела, период Второй мировой войны, когда в США и СССР развернулись работы по атомным проектам. Однако подобные прорывы происходили лишь в отдельных отраслях, в то время как не связанные с военным производством сферы страдали от недостатка ресурсов.
«Горькая ирония в том, что с таким предложением выступает реформатор, известный как помощник Егора Гайдара и советник наиболее либерального в постсоветской России правительства. Именно оно начинало тяжелый и болезненный переход от плановой экономики к рыночной».
Насколько реален переход к «плану»
Сейчас нет явной установки к переходу на мобилизационную экономику (если не считать выступление Мау как сигнал к этому), говорит Беленькая, но отмечает, что законодательная база для этого создается быстро.
В июле президент Владимир Путин подписал закон, который позволяет правительству вводить специальные меры в экономике во время проведения военных операций за рубежом. Тогда Песков пояснил, что кабмин будет самостоятельно решать, когда использовать кризисный механизм.
Он подразумевает, например, то, что российские юрлица не смогут отказываться от заключения договоров с госкомпаниями, связанными с оборонно-промышленным комплексом (ОПК), сказала Беленькая.
Кроме того, в августе также были приняты законы, наделяющие кабмин особыми полномочиями в регулировании трудовых отношений в организациях ОПК, занятых выполнением гособоронзаказа. Им разрешается привлекать сотрудников без их согласия к сверхурочной работе, в выходные и праздничные дни, переносить их отпуска или досрочно отзывать из них, пояснила эксперт.
Она отметила, что сейчас речь может идти об усилении полномочий правительства по стимулированию отдельных направлений развития экономики — например, импортозамещения.
По мнению Брагина, если такое регулирование усилится, то в первую очередь это коснется крупных предприятий, промышленного и сырьевого сектора. «Какие-то компании будут получать заказы от государства, которые бы не получали в условиях рыночной экономики и по ценам тоже нерыночным», — заключил собеседник.