Top.Mail.Ru
архив

"Мы недосчитаны, и довольно серьезно"

Глава Росстата Александр Суринов: «Экономика России так и не восстановилась после кризиса»

финансовый кризис
- Александр Евгеньевич, Росстат опубликовал данные по 2011 г. Расскажите, какие сектора экономики растут, какие стагнируют?

- Продолжают развиваться обрабатывающие производства. В 2011 г. объем производства в данной сфере увеличился на 6,5% по сравнению с 2010 г. Наиболее быстрыми темпами росло производство строительных материалов (прирост на 9%), машин и оборудования (около 10%). Почти на четверть увеличилось производство транспортных средств и оборудования.

Теперь сопоставим эти показатели с добычей полезных ископаемых: рост за год меньше чем на 2%. При этом добыча топливно-энергетических ископаемых (нефть, газ, уголь, сланцы, торф) выросла на 1,3%, все остальное (черные и цветные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, гравий, песок и т.д.) - на 4,8%. Мы привыкли рассуждать о том, что у нас сырьевая экономика. Темпы роста говорят нам: идет смещение в сторону обработки. Рост на четверть в сегменте производства транспортных средств - это серьезно.


- Можно ли по итогам 2011 г. утверждать, что промышленность восстановилась после кризиса?

- Правильнее будет сказать, что по отдельным видам промышленной деятельности удалось выйти на докризисный уровень. Вместе с тем, до настоящего времени производство строительных материалов, машин и оборудования существенно меньше, чем в 2008 г.


- Не секрет, что промышленные предприятия распределены крайне неравномерно. Если посмотреть на регионы, кто у нас развивается, кто теряет позиции?

- Самый высокий индекс промышленного производства в 2011 г. по сравнению с 2010 г. зафиксирован в Калужской области - 127% (в 2010 г. - 145% к 2009 г.). На его величину по региону наиболее значительное влияние оказало автомобилестроение. Значительное увеличение выпуска промышленной продукции имело место в Камчатском крае, Калининградской и Амурской областях. 120,5% - темпы роста в Ингушетии, сказался эффект низкой базы после сокращения производства в 2010 г. (93,9%).


- Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность регионов в динамике? По данным статистики, показатели идут вниз...

- На фоне высоких значений индексов промпроизводства в 2010 г., вызванных эффектом низкой базы, в 2011 г. во многих регионах темпы роста промпроизводства существенно снизились. Так, по Владимирской области индекс промпроизводства в 2011 г. по отношению к предыдущему году составил 104,6 против 117% в 2010 г. В Ленинградской области соответственно 106,2 и 114%. Тяжело держать столь высокие темпы.


- Чем 2011 г. отличается от предыдущих, с позиции макроэкономических показателей, с точки зрения статистика?

- Хотя инфляция и серьезно сократилась (до 6,1%), наши цифры выше европейских. Но и без инфляции нельзя, структурные изменения в экономике без этого невозможны. У нас ситуация в экономике быстро меняется, она не такая инерционная, как на Западе. К тому же соотношение цен на различные товары и услуги сильно отличаются от тех, которые мы видим в других странах.


- В чем разница выражается?

- У нас дешевые водка и табак, а дорогие продовольствие и одежда. Еще мы дешевая страна по услугам образования и здравоохранения.


- Почему так получается? Мы как потребители понимаем, что цены на лечение в России, Израиле и Германии давно сопоставимы, а качество - не всегда.

- Сравниваются уровни зарплат работников этих отраслей. Что касается образования, то, поскольку оно частично платное, частично бесплатное, получается вроде как дешевле, но для тех, кто учится платно, образование получается дороже. Такие вот выкрутасы статистики.

- Власти постоянно твердят: мы шестая экономика мира. С кем нам сейчас себя корректно сравнивать по объемам экономики?

- По результатам международных сопоставлений ВВП, проведенных и рассчитанных ОЭСР, по данным за 2008 г., объем ВВП России ($2,8 трлн по ППС) сравним с объемом ВВП Германии ($3 трлн), Великобритании ($2,3 трлн), Франции ($2,2 трлн). Среди стран ОЭСР Россия занимает 4-е место по объему ВВП. В то же время по такому показателю, как объем ВВП на душу населения, в том же году РФ занимала 37-е место ($20 350).


- И все же, с кем мы сопоставимы с точки зрения статистики? Скажем, в БРИК...

- Действительно, с кем мы можем себя сравнивать? Это вопрос... На кого мы похожи? Россия нетипична, производство у нас, что бы там ни говорили, довольно диверсифицировано. Мы производим и космические корабли с самолетами, и иголки, и хлеб растим. Пожалуй, с Бразилией.

- Росстат регулярно становится мишенью для критики: "не те методики, не так считаете". Обычно ругают коллеги, а не министр экономического развития Эльвира Набиуллина, непосредственный куратор Росстата. Но недавно глава МЭР публично заговорила о том, что не все, что нужно, Росстат считает, а как выдаст свои данные, так они непременно расходятся с подсчетами независимых аналитиков...

- Я так понимаю, что речь шла о таких индикаторах, как деловая активность или потребительские намерения. Мы 20 лет уже эти индексы считаем. Методика у нас европейская.

Критика же, вероятно, связана с тем, что мы плохо доносим сведения до потребителя. А может быть, потребитель не слишком ими интересуется. Скажем, на Euronews очень популярны эти индикаторы - данные по ЕС и США, аналитики и инвесторы ими пользуются. И отечественные инвесторы смотрят на них, потому что ЕС - наш главный торгово-экономический партнер.

Мы смотрим на то, каков уровень безработицы в США - это огромная экономика, от нее зависит очень многое в мире. А тем, что происходит в России, наши игроки рынка не очень интересуются.

Нас проверяли из ОЭСР, методики полностью совпадают. Мы обследуем и промышленные предприятия, и строительные, и торговые, и потребительские ожидания населения. В ближайшее время рубрику "Опережающие индикаторы" на сайте сделаем, может быть, интерес вырастет.


- В российской практике часть статистики, связанная с финансами, - прерогатива ЦБ и Минфина. Но все же есть ли планы обновления методик, их "осовременивания". Грядут ли, скажем, глобальные изменения оценок ВВП?

- Изменения последуют, но происходить они будут в несколько этапов. Первое, что существенно повлияет на величину ВВП, - это включение в расчет условной жилищной ренты. Сегодня мы одна из тех немногих стран, кто данный стандарт расчетов еще не внедрил. И это серьезный упрек нам. Далее последуют изменения, связанные с переходом на стандарты системы национальных счетов 2008 г. И здесь мы не исключение, потому что это тоже относится ко всем странам мира.


- А в чем тут "засада"?

- Проблема в сложности восприятия этих изменений обществом в целом и научным сообществом в частности. Кто-то скажет, что Суринов решил сделать приятное руководству страны и повысить виртуально наш ВВП. А те, кто занимается анализом национальной экономики, болезненно воспринимают любые изменения рядов динамики макроэкономических показателей.


- Что от этого "приятного" правительству?

- Правительству - ничего, но российская экономика будет в мировом сообществе представлена более правильно, потому что из-за отсутствия этого показателя мы недосчитаны, и довольно серьезно. Наша доля в мировой экономике увеличится. Данные будут сопоставимы с другими странами, мы выполним требования ОЭСР по статистике в этой части. Для нас важно иметь сопоставимыми все показатели.


Еще по теме