Top.Mail.Ru
архив

Наш паровоз, вперед лети...

На этой неделе в правительстве должна быть рассмотрена концепция структурной реформы железнодорожного транспорта. Как сообщили корреспонденту "Ко" источники в Министерстве путей сообщения, к заседанию кабинета министров все разногласия по проекту концепции будут устранены, а документ будет завизирован всеми заинтересованными министрами. По словам источника в МПС, сегодня уже достигнут консенсус со всеми оппонентами.

Время собирать шпалы

Концепцию железнодорожной реформы приняли на расширенной коллегии МПС еще 16 августа, после чего документ был направлен на рассмотрение в правительство РФ. Программа вызвала шквал критики со стороны причастных ведомств. Особенно острой была реакция Министерства по антимонопольной политике (МАП), Комитета по имущественным отношениям и Министерства экономического развития. У сторон не было понимания по ряду вопросов: какова будет форма акционирования и какое из двух ведомств - МАП или МПС - должно устанавливать тарифы на перевозки грузов и пассажиров.

В основе реформы лежит идея разделения управляющих и хозяйственных функций МПС. Предполагается, что хозяйственные функции МПС будет выполнять компания "Российские железные дороги" (РЖД), которой будет передано все имущество министерства.

Вопрос о форме собственности этой компании вызвал множество споров. МПС полагает, что РЖД должна существовать в виде единого юридического лица - акционерного общества со 100-процентным государственным капиталом, причем акции этой госкомпании не должны продаваться ни в коем случае. Комитет по имущественным отношениям настаивал на создании отдельных юридических лиц со статусом "дочек" для всех ныне существующих 17 российских железных дорог. После длительной дискуссии было решено представить в правительство первоначальное предложение МПС.

Проблема передачи регулирующих функций в ведение специальной структуры в обновленном МПС тоже вызвала споры. Как сообщил "Ко" руководитель департамента МПС по реформированию Павел Чичаков, МАП выступало против того, чтобы тарифы устанавливало Министерство путей сообщения. До сих пор тарифы на внутренние перевозки МПС и МАП устанавливали сообща, а стоимость международных перевозок железнодорожное министерство регулировало самостоятельно. МАП хотело заниматься тарифами единолично, настаивая на том, что оно сможет сделать тарифы "более прозрачными". Заметим, что сегодня единственным сегментом рынка, приносящим стабильную прибыль, являются международные грузовые перевозки, на которые тарифы устанавливает само МПС.

Вопрос о тарифах, по словам Чичакова, остался единственным камнем преткновения между МАП и МПС, но, как сообщили нам анонимные источники в МПС, позиция МАП уже не столь категорична, как месяц назад, и глава этого ведомства Илья Южанов готов завизировать проект концепции.

Таким образом, в скором времени отредактированный и дополненный предложениями смежников проект концепции будет рассмотрен на заседании правительства, а после этого в течение месяца должен быть окончательно утвержден.

Равенство всех вагонов

Непросто решался и вопрос отношений с грузоотправителями. В какой-то момент МАП предложило упразднить систему фирменного транспортного обслуживания (СФТО) - сбытовую структуру МПС. Эта служба с ее 17 филиалами ведет коммерческую деятельность, взаимодействует с грузоотправителями. МАП предложило создать вместо СФТО "единую компанию - организатора перевозочного процесса", которая будет подчиняться "правилам, установленным правительством", и будет "равноудалена" от участников рынка. В данном случае дискуссия между МАП и МПС опять сводилась к вопросу о том, кому отдать регулирующие функции. Правда, МАП в конце концов согласилось с доводами МПС, что железными дорогами должно управлять соответствующее министерство. По крайней мере в сфере компетенции МПС должны остаться те вопросы, которые нельзя отдать на откуп стихии, то есть свободному рынку.

Хотя в целом реформа нацелена как раз на создание свободного рынка в сфере транспортных услуг: грядущая перестройка должна открыть доступ к использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта и другим перевозчикам помимо СФТО. Тем не менее СФТО сохранит координирующие функции на рынке грузоперевозок. В концепции МПС так и записано: "Операторские грузовые компании, владеющие собственными вагонами, взаимодействуют с грузоотправителями самостоятельно, но могут привлекать для этого и СФТО на правах договорных агентских взаимоотношений".

По мнению Павла Чичакова, для создания действительно конкурентной среды в области перевозки грузов необходимо изменить подход к тарифной политике и разработать механизм равноправного доступа к железнодорожной сети для всех перевозчиков.

Чтобы создать равные условия, нужно четко определить тарифы на эксплуатацию инфраструктуры, цены на использование подвижного состава и т.п. Столь детальная проработка тарифной политики требует много времени и привлечения большого количества экспертов. По сообщению источника в МПС, работа над подобным проектом тарифного регулирования в министерстве уже ведется и к концу нынешнего года документ должен быть готов.

Ближе других к рельсам

Что касается СФТО, то согласно концепции реформирования отрасли в редакции Министерства путей сообщения в задачи этой структуры входят разработка и воплощение в жизнь маркетинговой стратегии, направленной на повышение "коммерческой эффективности перевозочного процесса" и обеспечение "устойчивого положения компании (РЖД. - Прим. "Ко") на рынке услуг по перевозке грузов".

СФТО, по версии МПС, будет выступать единым заказчиком в отношениях со всем участвующими в процессе перевозки подразделениями РЖД и одновременно гарантировать клиенту от лица компании своевременность и качество доставки груза. Таким образом, эта структура будет заниматься организацией транспортно-экспедиционного обслуживания (в том числе оплатой тарифа, доставкой "от двери до двери"), приемом заявок и организацией перевозок, а также реализацией тарифной политики.

В регионах сбытовая структура РЖД будет работать через территориальные и линейные агентства, расположенные в административных центрах, на грузовых станциях и на крупных предприятиях. Агентства станут уполномоченными представителями РЖД по вопросам взаимодействия с отправителями грузов.

По мысли сотрудников МПС, такой менеджмент позволит разграничить производственно-технологические и маркетингово-сбытовые функции РЖД. Как считают в МПС, это должно сделать перевозку грузов по железной дороге более эффективной и прибыльной, а новая атмосфера конкуренции не позволит СФТО расслабляться, даже если эта структура поначалу будет чуть "менее равноудаленной", чем все остальные грузоперевозчики.

Еще по теме