Top.Mail.Ru
архив

Не пара

Грубоватая поговорка про гуся и свинью – сценарий развития многих совместных проектов. Это на Западе компании работают по понятным друг другу стандартам. В России каждая фирма уникальна, стыковка бывает невозможна.

Как стало известно «Ко», распался альянс компании «Седьмой континент» и группы «Гиперцентр», созданный в декабре 2002 года для развития сети гипермаркетов «Мосмарт». Источники в обеих компаниях подтвердили информацию, заявив, что причина развода – разные подходы к развитию бизнеса. Впрочем, и в «Семерке», и в «Гиперцентре» отказались от официальных заявлений и комментариев.

«Гиперцентр», творение выходцев из «Альфа-групп», делал ставку на кредитное финансирование проекта. Год назад Сбербанк открыл компании кредитную линию. «Седьмой континент», долгое время предпочитавший развиваться «на свои», такую позицию оспаривал. Допустимая доля кредитов с точки зрения бывших банкиров – 70%, с точки зрения розничной сети – 25%.

Разными были взгляды компаний и на планы развития. На пресс-конференции по случаю получения кредита от Сбербанка Михаил Безелянский, председатель совета директоров «Гиперцентра», заявил о желании построить 100 гипермаркетов по всей стране и говорил об интересе компании к городам-миллионникам. «Семерка» же в декларациях намерений была скромнее, упоминая максимум 15 торговых точек.

Разногласия усугублялись формой альянса – компания «Мосмарт» была создана на паритетных началах. «Сложно, когда разные подходы к управлению присутствуют внутри одной компании, особенно если параллельно приходится бороться и с конкурентами. Это понимали обе стороны, – говорит источник, знакомый с ситуацией. – Развод происходит мирно: «Седьмой континент» продает свою долю в проекте. Никто не хлопает дверями, и компании могут вернуться к сотрудничеству».

«Гиперцентр» планирует и далее строить «Мосмарты». Земля под второй торговый центр на Дмитровском шоссе уже осваивается, у компании есть еще пять участков в Москве и один в Питере. «Седьмой континент» собирается развивать формат самостоятельно и под другой маркой – сеть освоила на «Мосмарте» новую технологию «малой кровью» (первый проект обошелся компании чуть дороже $15 млн, а совместное развитие проекта предусматривало $75 млн инвестиций с каждой стороны в течение трех лет).

Разрыва – может быть не столь тихого – на рынке ждали. «Для работы этого союза не было твердой основы или продуманной концепции: «Семерка» вроде бы выступала торговым оператором, но без полномочий и при реально существующей управляющей компании Безелянского. Конфликт был заложен со старта», – говорит один из участников рынка, пожелавший сохранить инкогнито.

Пример «Седьмого континента» и «Гиперцентра» – другим наука. Он подтверждает неготовность ритейлеров к объединениям. Например, союз независимых магазинов «Столица», созданный для давления на поставщиков, не только не развивается, но и имеет более высокие закупочные цены, чем мелкие игроки. Амбициозные менеджеры каждого из магазинов часто не могут договориться друг с другом. Это отражается и на планах иностранных компаний, идущих в Россию. «Скорее всего, иностранные компании будут строить сети в России самостоятельно. Делать совместные предприятия с российскими партнерами рискованно. Нужно, чтобы и взгляды на развитие бизнеса, и корпоративная культура компаний совпадали. Когда начнется совместная деятельность, разойтись сложнее», – предупреждает Крис Скирроу, партнер PricewaterhouseCoopers в России.

Еще по теме