Top.Mail.Ru
бизнес

«Они режут куриц, которые должны были нести золотые яйца»

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Крупнейшие российские компании продолжают пересматривать содержимое своих портфелей. Внести изменения в свои экосистемы захотели VK и «Сбер», решившие продать крупнейший в стране сервис доставки еды Delivery Club. Источники говорят, что на актив претендует «Яндекс», владеющий другим гигантом рынка — «Яндекс.Едой». Эксперты называют сделку вынужденной из-за растущих убытков VK и «Сбера» и убийственной для мелких игроков рынка, которых уничтожит монополист. 

«Лишний» актив

О том, что российский рынок доставки ждут большие перемены, официально пока не сообщалось. Подробности потенциальной сделки между двумя гигантами рынка стали известны источникам The Bell (признано в РФ СМИ-иноагентом). Собеседники издания, близкие к акционерам «О2О Холдинга» (совместное предприятие VK и «Сбера»), узнали, что компания готовится продать один из своих активов — Delivery Club.

Продажа сервиса доставки еды обсуждается уже давно, уверяет один из источников. Теперь этот вопрос встал более остро, так как VK решила сосредоточиться на развитии соцсетей, мессенджеров и прочих контентных сервисов. В такой парадигме сервис доставки продуктов, очевидно, отходит на второй план, сообщили изданию.

При этом «Сбер» больше сосредоточен не на совместных, а на собственных проектах, утверждает источник. По его словам, переговоры о продаже Delivery Club уже ведутся, однако финального решения пока нет.

Что известно про «О2О Холдинг»

«О2О Холдинг» — совместное предприятие «Сбера» и VK. Компании создали его в 2019 году. По данным «Интерфакса», партнеры владеют в предприятии по 45% акций. Только за прошлый год они вложили в «О2О Холдинг» до 43 млрд рублей.

Поначалу в СП входили Delivery Club, сервис заказа такси «Ситимобил» и цифровая платформа для ресторанного рынка FoodPlex. Позже портфель пополнился сервисом доставки продуктов «Самокат», каршерингом «Ситидрайв», «Кухней на районе» и другими активами.

После начала спецоперации РФ на Украине «Сбер» и VK продали активы «Ситимобила», что также укладывается в концепцию ухода VK от неконтентных сервисов. Кроме того, СМИ сообщали, что партнеры думают над продажей или закрытием сервиса доставки еды «Кухня на районе».

прочитать весь текст

«Яндекс» — главный претендент 

Сразу четыре источника издания назвали потенциальным покупателем Delivery Club «Яндекс». Таким образом, на актив претендует ближайший конкурент актива «О2О Холдинг». По данным Tinkoff Data, в первом квартале 2022 года Delivery Club лидировал по числу покупок готовой еды, а второе место занимала «Яндекс.Еда». На их долю за это время пришлось 42% и 35% покупок соответственно.

В 2020 году РБК также называл Delivery Club крупнейшим игроком рынка доставки, оценив его долю в 11,4%. «Яндекс.Еда» тогда делила второе место с доставкой «Додо Пиццы» (по 7,2% рынка у каждого сервиса).

С условиями продажи сервиса стороны пока не определились, однако рассматривается вариант обмена активами, говорят собеседники The Bell. По их словам, «Яндекс» может получить Delivery Club в обмен на «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен».

Пока IT-гигант только договорился о продаже этих сервисов VK. Сделке предстоит пройти через рассмотрение в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

В самой IT-компании отказались комментировать данные о скором приобретении. Так же поступил и представитель VK. 

Личная выгода и побег от издержек

Грядущая сделка между «Яндексом», «Сбером» и VK вполне ожидаема, заявил журналу «Компания» бизнесмен, управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко. По его словам, крупные компании в России сейчас пытаются «изобразить из себя холдинг» и «собирают все до кучи».

«Объемы продаж и спрос на рынке доставки падают, а при падении рынка активы надо консолидировать. Думаю, в конечном счете Delivery Club и «Яндекс.Еда» объединятся, и это объединение перейдет под единый бренд», — сказал эксперт.

С ним согласен сооснователь Vinci Agency Александр Изряднов. По его словам, сервису «Яндекса» после сделки предстоит провести ребрендинг, однако это «не быстрый и затратный процесс». 

«Яндекс.Еда» без сомнения останется в выигрыше от потенциальной сделки, хотя бы потому, что компания сэкономит огромные средства на маркетинговых вложениях ежегодно ввиду отсутствия такого большого конкурента, как Delivery Club», — Александр Изряднов

Сделка по продаже Delivery выгодна всем ее участникам, считает основатель RuMarket и бывший CEO Gett Анатолий Сморгонский. Он напомнил, что «Яндекс» сейчас сконцентрирован на сферах транспорта и логистики, а VK — на новостных блоках и соцсетях.

«Объединение сервисов позволит компаниям снизить издержи. Что точно стоит отметить, если сделка все-таки состоится, так это увеличение конкуренции между «Яндексом» и Ozon», — говорит он.

В то же время гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков считает потенциальную сделку вынужденной. Он отметил, что раньше у проектов в сфере e-commerce была возможность раскручивать свои сервисы, выводить их на определенные операционные показатели, а после — продавать бизнес инвесторам. В таком случае финансовые показатели уходили на второй план — сервисы генерировали убыток, который акционерам компенсировали уже после продажи бизнеса.

«После 24 февраля такая модель в России не может быть реализована. Инвесторов, которые были бы готовы зайти на наш рынок, сейчас нет от слова совсем. Поэтому компании реализуют альтернативные модели, одна из которых — синергетический эффект от сделок по слиянию и поглощению», — говорит Федяков.

Он отметил, что у VK и «Сбера» сейчас «плачевная ситуация» — IT-гигант понес «колоссальные убытки» по итогам прошлого года, а «Сбер» зафиксировал большие потери в ритейл-активах.

«Для VK это вынужденная мера, призванная хоть как-то покрыть убытки. Из-за нынешней ситуации они режут куриц, которые должны были нести золотые яйца», — признает Федяков.

Смерть конкурентов и клиенты без выбора

Куда меньше плюсов от грядущей сделки видит бизнесмен Дмитрий Потапенко. По его словам, условно позитивный фактор тут только один.

«После объединения новому владельцу будет проще управлять активом, будет меньше внутрикорпоративных конфликтов. Однако мелкие игроки рынка вообще должны умереть. Они могут остаться только в рамках нишевания при каких-то других структурах, например, при ресторанах», — убежден эксперт.

После слияния «Яндекс.Еды» и Delivery Club в сфере доставок из ресторанов возникнет монополист, согласен Федяков. По его словам, новый сервис «под условным названием «Доставка — и точка» не даст выхода на рынок никому другому.

«Во-первых, он поставит эксклюзивные условия работы ресторанам, будет запрещать заведениям доставлять заказы через альтернативные службы доставок. Во-вторых, будет навязывать коммерческие условия. В каких-то локациях он будет докупать локальные сервисы», — полагает эксперт.

По словам Потапенко, клиент, который «и так загнан за Можай», особых изменений после сделки не почувствует, однако Изряднов из Vinci Agency с ним не согласен. «Потребителя это приведет к безвыходной ситуации — у него не останется выбора, чем пользоваться. Соответственно, сервис сможет диктовать любые цены на доставку и вводить любые дополнительные сборы», — говорит эксперт.

«Яндексу» эта синергия позволит развиваться в сфере доставки, но для остальных участников рынка это плохая сделка, согласен Федяков. «От этого не выиграют ни партнеры, ни потребители. И, если последним не понравится сервис «Доставки — и точки», им будет просто некуда идти», — заключил он.