Top.Mail.Ru
архив

Плоская эра

27.02.201500:00

Сообщения о том, что Apple, возможно, разрабатывает новый автомобиль, всколыхнули интернет-среду. Теперь от компании, деятельность которой не оставляет людей равнодушными (ее или бешено критикуют, или становятся ее поклонником раз и навсегда), ждут революционного прорыва. 

По привычке.`Ведь именно Apple в свое время перевернула представление о рынке мобильных устройств. С появлением iPad и iPhone появились целые бизнес-индустрии, завязанные на мобильные устройства. Сегодня в мире продано свыше 225 млн iPad, из них 68 млн – только в 2014 г. Большой рост показывают развивающиеся рынки, где рост продаж за последний год составил 64%. В качестве рабочего инструмента iPad используют российские авиакомпании.

Первым из наших перевозчиков «вооружил» бортпроводников мобильными устройствами «Аэрофлот». CrewTablet позволяет персонифицировать и ускорять работу с пассажирами на борту и является частью концепции e-Aircraft, цель которой – интегрировать наземные и бортовые системы авиакомпании. По сообщению пресс-службы перевозчика, «Аэрофлот» совместно с фирмой SITA, специализирующейся на информационных и телекоммуникационных решениях для авиатранспортной отрасли, приступил к внедрению новых технологий для бортпроводников в конце 2014 г.

В «Трансаэро» планшет – рабочий инструмент пилотов. Уже через полгода после презентации iPad авиакомпания получила предложение от разработчиков протестировать новый продукт Jeppesen – электронный бортовой портфель, который позволяет заменить мобильным устройством многокилограммовый портфель со сборниками карт, схем, информацией об аэродромах, что в итоге экономит компании до 2 тонн авиатоплива каждый день. Похожую технологию использует АК «Россия».

«Северсталь» внедрила мобильную систему заявок и заказа продукции с использованием мобильных гаджетов. Осваивают мобильные устройства отели и рестораны. Недавно, например, открылся Four Seasons, где в каждом из 180 номеров есть планшет, через который осуществляется управление климатом/акустикой/wake-up call и т.п., на него выводится информация о событиях в отеле и окрестностях, прогноз погоды. iPad превращается в особую инфраструктуру бизнеса.

Модная касса

«Мы привыкли к тому, что для бизнеса существует «своя» техника. Это всегда была вотчина серьезных игроков вроде IBM или BlackBerry, от которых так и веет скукой», – уверен Михаил Ошкин, генеральный директор компании Cassby, и предлагает b2b-решение на базе популярного iPad. 

Cassby началась с обсуждения того, что кассовое оборудование, традиционно используемое в торговле, безнадежно устарело: кнопки и шум, застревающие чековые ленты и ужасный дизайн. Так появилась идея разработки кассового оборудования нового поколения для малого и среднего бизнеса. С момента первого разговора до появления рабочего прототипа Cassby миновало два месяца. Теперь рабочее место кассира – это планшет с приложением, с подключенным мини-принтером, который поставлен на фискальный учет, еще есть ящик для денег и card-reader для банковских карт. 

Модель монетизации для Cassby – это платная подписка на «облачный» сервис и процент за эквайринг. В 2014 г. через систему было выбито 68 000  чеков, оборот компании составил 25 млн руб. При первоначальных инвестициях в $1 млн «об окупаемости пока говорить рано, но само решение уже стоит дороже наших первых вложений», утверждает Михаил Ошкин. Первыми клиентами стали модные предприниматели – коворкинги, парикмахерские, кофейни, фастфуд. Сейчас стартап уже посматривает на большие рынки: есть интерес в регионах, идут «пилоты» с крупными ритейл-сетями.

По словам Михаила Ошкина, самой большой сложностью стал поиск соответствия между новым оборудованием и требованиями российского законодательства плюс создание полноценного mPOS-эквайринга (мини-терминалов для приема платежей с банковских карт с помощью мобильных девайсов). «После решения этой задачи остальное было делом опыта. Мы постоянно следим за рынком и всегда оперативно реагируем на новые инициативы государства. Например, Cassby принимает участие в эксперименте по передаче данных о покупках онлайн в налоговую службу», – рассказывает Михаил. Он уверен: попасть в App Store – не проблема, проблема, чтобы в магазине среди конкурентов тебя заметили. Высокая внутренняя конкуренция на рынке разработок – главное препятствие в развитии бизнеса. 

Внеофисная история

«iPad стал катализатором для всей бизнес-индустрии по обе стороны – как для пользователей, так и для разработчиков», – уверен Денис Жаданов, директор по маркетингу компании Readdle. С одной стороны, это позволило пользователям быть более продуктивными и мобильными. Многие получили возможность работать «на местах», вне офиса, собирать данные с различных локаций и в реальном времени. Например, инженер энергетического концерна может собирать сведения и заполнять документы, находясь на ветряной станции в Северном море, и сразу же их транслировать, экономя на стоимости бумаги, уменьшая возможность ошибки и, более того, делая все намного быстрее. С другой стороны, iPad позволил тысячам независимых компаний и отдельным людям построить бизнес вокруг этой «экосистемы». 

Основной тенденцией, по мнению Дениса Жаданова, являются некая независимость и автономность людей, которые могут быть столь же продуктивными вне офиса, поэтому индустрия будет развиваться в направлении автоматизации процессов, чтобы максимально упростить и качественно улучшить «общение» человека с портативным устройством.

Проект Readdle стартовал практически одновременно с презентацией первого iPhone в 2007 г. «В то время еще не было App Store, поэтому люди не могли даже просмотреть документы или прочесть книгу на устройстве за $600. Именно эту проблему наше первое веб-приложение Readdle решало. К моменту выхода App Store мы постарались успеть сделать свое приложение, чтобы попасть в первую волну». 

Идея для компании с тех пор заключается в том, чтобы создавать приложения для пользователей iPhone и iPad, которые позволяют быть более продуктивными вне офиса, но при этом выходят за рамки только бизнес-среды. Readdle создан PDF Expert 5 – приложение для чтения и редактирования файлов и для решения специфических задач типа подписи контрактов и заполнения документов. В то же время Calendars 5 дает возможность лучше организовать свое время и не забыть о встрече, а Scanner Pro (кстати, поселившийся на первой ступеньке категории «Бизнес» App Store более чем в двадцати странах) превратит iPhone или iPad в портативный сканер, чтобы можно было отсканировать документ, чек, паспорт и сразу же отправить по почте. 

Компания развивает бизнес по модели платных приложений. Сейчас вся команда включает в себя 60 человек с офисами в Одессе и Пало-Альто. «Мы большие фанаты девиза «сделай сам», поэтому все элементы разработки, дизайна, продвижения и поддержки продукта делаем сами. Такой себе полный цикл, – говорит Денис Жаданов. – Особых трудностей в разработке не возникало, как и в размещении в App Store. Однако до выхода нового продукта, например, iPad, нам приходилось вырезать макеты iPad’a из картона и прототипировать приложения на них, чтобы к моменту выхода у нас была рабочая и удобная версия продукта для наших пользователей».
Первыми пользователями Readdle стали прогрессивные люди, обожающие эксперименты и новые технологии. Позднее западная пресса начала очень позитивно отзываться о разработках компании. Последующий перевод всех продуктов на девять языков позволил расширить географию продаж. Сервисы пользуются популярностью: число закачек перешагнуло 30 млн. И уже в первый месяц команда стала получать прибыль.

На вопрос о том, что может негативно сказаться на бизнесе разработчиков, Денис Жаданов отвечает: «Если исключить геополитические моменты, такие, как войны, высокое налогообложение, незащищенность бизнеса и т.д., то однозначно отрицательно влияет нежелание компании прислушиваться к своим пользователям». Вот только исключить что-либо точно не получится.

Планшетный совет директоров

Частая картина: представитель компании, приходя на деловую встречу, приносит с собой планшет, но не использует его в работе. Или, собираясь в командировку, берет с собой рабочий ноутбук и планшет для личных нужд. Боязнь признать второй рабочим инструментом в руках топ-менеджера или полевого агента связана в первую очередь с вопросами безопасности. Как быть с тем самым периметром защиты корпоративной информации, который столь сложно выстраивается? «Получается, что после законопачивания всех щелочек мы просто снимаем дверь с петель и ставим рядом», – резюмирует Сергей Орлик, гендиректор MobilityLab. Идея приспособить набирающие популярность планшеты к безопасной внутрикорпоративной работе показалась перспективной. Так, в группе компаний «АйТи» появилась MobilityLab, которая в 2012 г. стала резидентом фонда «Сколково» с проектом MobileSputnik. Релиз продукта состоялся в марте 2013 г. – это было «коробочное» решение по созданию мобильных рабочих мест, универсальное для планшетов разных производителей. Задача состояла в том, чтобы максимально приблизить функционал гаджета к привычному функционалу персонального корпоративного компьютера. С подключением «коробочного» решения от MobilityLab планшет обеспечивает доступ к корпоративной почте и синхронизируемым папкам на ПК, к общим папкам Windows и библиотекам документов SharePoint; предоставляет инструменты для управления корпоративным контентом, календарями и событиями и функционал для проведения совещаний. В приложение есть привычный «офис»: Word, Excel, PowerPoint; вещание с экрана устройства можно вести на планшеты других призводителей и ПК. 

Полтора года ушло на наращивание функционала и встраивание в ключевые платформы известных компаний: сейчас Sputnik сертифицирован Good Technology, Symantec, IBM; решение пилотируют 64 компании, запускаются первые проекты за рубежом. Одними из первых освоить новинку от «Сколково» решились в «Норильском никеле». Представитель компании Евгений Серов рассказывает: «Мы искали безбумажное, безопасное, централизованное решение для совещаний топ-менеджмента компании. Если прежде приходилось привозить распечатки материалов для важных совещаний на тачках, теперь на столах только iPad'ы. И первый опыт вызвал «вау-эффект»: «Вы компьютер впихнули в планшет!» Планшеты после этого пришлось докупать.  

Лицензирование одного рабочего места обходится в $150. Всего же для разработки и вывода MobileSputnik на рынок потребовались $3 млн инвестиций, и это пока не предел. А для вывода Sputnik на «международную орбиту» придумали новый бренд – WorksPad. Председатель совета директоров группы компаний «АйТи» Тагир Яппаров признается: «Мы слышим от наших партнеров, что явно показывать то, что мы из России, – это не помогает бизнесу. Мы сделали название более нейтральным, чтобы снять проблемы для наших парнеров, через которых мы будем делать мировой бизнес». 

Играть в одиночку, по словам Тагира Яппарова, не получится. Во-первых, на корпоративном рынке обязательно должен быть системный интегратор либо сервис-провайдер, который решение разворачивает и поддерживает. Во-вторых, в мире крепнет отношение к России как к зоне риска, и крупные компании оценивают риски, связанные с возможными ограничениями по ведению бизнеса, высоко. На «выращивание» партнерской сети компания отводит себе год. Основное препятствие – конкуренция с грандами. Если в 2010–2011 гг. темой корпоративной мобильности занимались стартапы, то на сегодняшний день крупнейшие игроки в сфере использования мобильных устройств и обеспечения безопасности – далеко не «малыши»: IBM, Symantec, Good Technology. 

В России сделать бизнес рентабельным планируется уже в этом году. Национальный рынок мобильных рабочих мест оценивается в миллионы штук. 

Детский бизнес

Делать бизнес можно не только на директорах, но и на детях. Детских приложений для iPad тысячи, но как сделать их успешным бизнес-проектом? Олег Ставицкий, генеральный директор Bubl, считает: «Золотая лихорадка, которая была в App Store сразу после его запуска, когда приложений было мало, а хороших еще меньше, закончилась. Те, кто подсуетился и застолбил себе место, как Angry Birds, – это уникальные истории успеха. Сейчас работать существенно тяжелее: конкуренция высока, и ожидания пользователей тоже возросли». Бренд детских развивающих приложений Bubl – стопроцентно «эппловский» продукт. Это дизайнерское образовательное приложение, в котором вместо привычных зайчиков – современное цифровое искусство и абстрактная графика. «Мы посчитали, что именно на iPad наша аудитория и сидит: состоятельные и креативные», – говорит Олег Ставицкий. Начали два года назад с тестового запуска только на российском рынке, затем вышли на международный уровень. Разработанные Bubl приложения платные, что идет вразрез с тенденциями рынка, когда большинство приложений бесплатные, но напичканы мини-транзакциями. Всего команда Bubl из шести человек выпустила пять приложений, на каждое из них ушло около трех месяцев работы. 

На пике скачиваний приложения зарабатывали от $1500 до $2000 в день, потом то плюс, то минус. Рынок непростой: средний бюджет одного приложения – около 60 000 евро, окупить его бывает тяжело. Сейчас проект лишь подбирается к тому, чтобы на регулярной основе стать прибыльным. В сентябре 2014 г. бренд купила немецкая компания Fox & Sheep, крупный игрок на рынке детских приложений. С их ресурсами трафика зарабатывать будет проще, уверен руководитель команды Bubl. 

Предложить только оригинальную идею и попасть в App Store недостаточно. «Специфика этого рынка такова, что ты очень сильно завязан на Apple, это одновременно и хорошо, и плохо: конкуренция супервысокая, маркетинг очень дорогой, если мы говорим про покупку трафика, но он в платных приложениях практически не работает. Отдача от других каналов продвижения типа Facebook, публикаций в профильных медиа – низкая: затраты несопоставимы с результатом. Про нас, например, написали все – от «Афиши» до Look At Me, и это конвертировались в очень скромные несколько тысяч установок», – рассказывает Олег Ставицкий. Лучшее, что, по его мнению, может сделать разработчик для своего приложения – это понравиться Apple, что означает попадание на главную страницу каталога, обновляющуюся еженедельно. «Вот тогда ты можешь рассчитывать на ощутимый прирост. Это не гарантирует, что ты много заработаешь и окупишься, но тебе дают твои «15 минут славы» и довольно ощутимый прирост аудитории – несколько тысяч человек в день. Дальше уже вопрос к тебе – как удержать аудиторию и привлечь ее внимание к следующим разработкам». 

Всего в сообществе App Store зарегистрировано 9 млн разработчиков, которые уже заработали $20 млрд. Самой Apple их успех выгоден: прибыль делится обычно в соотношении 30 к 70. В том числе их усилиями капитализация компании продолжает расти, с момента IPO в 1980 году ее рыночная стоимость выросла более чем на 50 600 процентов и сейчас превышает $700 млрд. Компания смогла построить целую индустрию, на которой выгодным симбиозом растут тысячи бизнес-организмов.