Top.Mail.Ru
архив

Полет мысли

Вагоны, на которых можно не уехать, а улететь, катапульты, запускающие грузы в космос, парящие в воздухе солнечные электростанции - есть много смелых идей, над которыми всерьез работают ученые.

Улететь на поезде

Эдмунд Штойбер, раньше премьер-министр Баварии, а ныне консультант чиновников ЕС, совсем недавно вызвал смех у публики одной оговоркой. Он сказал, что с Мюнхенского центрального вокзала можно улететь и в Лондон, и в Рим. Но именно это и хочет сделать реальностью Клаудио Леонарди, проводящий исследования в Федеральной политехнической школе Лозанны.

Clip-Air - так называется его концепция. В соответствии с ней в будущем пассажиры на вокзале смогут воспользоваться многофункциональной кабиной, которая по рельсам доставит их в аэропорт, будет там подцеплена к специальному самолету без дополнительного оформления (но и без захода в Duty Free Shop!) и доставлена к месту назначения. До трех таких модулей-капсул, каждая длиной 30 м, может быть подвешено к самолету, похожему на рыбу-ската. Каждая кабина вмещает до 150 пассажиров, как аэробус А-320, при необходимости модуль можно превратить в грузовой.

Еще дальше пошли студенты Университета Глазго, изучающие промышленный дизайн. Они работают над гибридом поезда и самолета Horizon System. Самолет на электротяге, не касаясь земли, снижается над рельсами, по которым движется поезд, и "подхватывает" его. Одновременно на борту оказываются установленные в кабине аккумуляторные батареи, заряжающиеся во время движения поезда, они передают энергию самолету при подъеме вагона и служат для дальнейшего полета. При "посадке" кабины высвобождаются из крепежей, опускаются на магнитно-левитационные рельсы и движутся по ним к вокзалу назначения.


Корабли, производящие энергию

Есть несколько идей того, как использовать моря и океаны в качестве источника электроэнергии. Но ни одна из них не заходит так далеко, как задумка профессора Технического университета Регенсбурга Михаэля Штернера, специалиста по аккумуляторам и энергетическим системам. Он предлагает запустить в воды Северной Атлантики суда 100-метровой длины с дистанционным управлением, которые в движении могли бы вырабатывать водород. Пока суда движутся под влиянием ветра, турбины будут преобразовывать энергию волны в электроэнергию, которая, в свою очередь, посредством электролиза станет вырабатывать водород. При благоприятных ветрах такое судно могло бы постоянно накапливать в своих резервуарах водород, считает Штернер. На берегу этот источник энергии мог бы, например, обеспечивать работу автомобилей на водороде.


Электростанции над облаками

Как известно, солнечные электростанции работают тем эффективнее, чем чаще и дольше светит солнце. Поэтому ученые давно планируют создать гигантские солярные установки в пустынях и даже в космосе. Калифорниец Эдмунд Келли с его стартапом Stratosolar трудится над иным вариантом: он хочет разместить солнечные электростанции в стратосфере. Аэростаты, заполненные тысячами тонн газа, должны держать тонкие солнечные батареи над облаками, на высоте до 20 км, то есть там, где солнце светит целый день, где не дуют ветры, а ледяной воздух охлаждает солнечные установки и делает их еще более эффективными, чем на земле. Электричество, вырабатываемое теоретически многокилометровыми установками, должно попадать на нашу планету через кабель, служащий и для их "закрепления". Несмотря на затраты, считает Келли, "добытое" из стратосферы электричество было бы в три раза дешевле, чем то, что сегодня получают на наземных солнечных установках.


"Подключиться" к торнадо

У большинства людей торнадо вызывает страх. А вот Луи Мишо считает это явление настолько привлекательным, что даже производит его искусственно. Выйдя на пенсию, канадский инженер Мишо создал стартап под названием Avetec, цель которого - строить электростанции, вырабатывающие энергию от использования торнадо. Мишо намерен отводить низкотемпературное тепло от, например, сталелитейных заводов или электростанций через высокую трубу, где воздух поднимается по спирали. В более холодной внешней среде над трубой возникает вращающийся поток воздуха, вызывающий торнадо высотой до 40 м. Это атмосферное явление будет приводить в движение турбины генераторов. В результате использование низкотемпературного отходящего тепла от ТЭС мощностью в 500 мегаватт позволит генерировать дополнительно 200 мегаватт электроэнергии. Мишо уже нашел важного сторонника своей идеи: известный предприниматель Петер Тиль, основной инвестор Facebook, один из основателей PayPal, предоставил ему $300 000 для строительства прототипа.


Катапультой - в космос

$10 000 и более стоит сегодня доставка 1 кг полезного груза на Международную космическую станцию. Американский стартап HyperV Technologies физика Дугласа Уизерспуна работает над созданием техники, призванной сделать транспортировку во много раз дешевле: "забросить" грузы на орбиту может устройство, получившее название Slingatron и действующее по принципу пращи. Такой "пращетрон" должен придать ускорение отправляемому в космос предмету на спиралевидном треке, который заканчивается пусковой установкой, нацеленной в небо. По расчетам создателей, подобная катапульта диаметром 300 м могла бы придать полезному грузу ускорение более чем 7 км в секунду. Таким образом, один "пращетрон" мог бы ежегодно доставлять в космос тысячи запчастей для космических кораблей, емкости с горючим и многое другое, надеются изобретатели, нашедшие желающих профинансировать их проект на веб-платформе Kickstarter.

Аккумулятор, заряженный молнией Земная атмосфера полна электрических зарядов: свыше 3 млн молний ежедневно озаряет небо над нашей планетой. Группа ученых британского Университета Саутгемптона во главе с Нилом Палмером совместно с исследователями финского производителя мобильных телефонов Nokia задались вопросом: а нельзя ли использовать эту энергию для подзарядки электрических приборов? В лаборатории они произвели молнию в 200 000 вольт. Эту энергию "поймали" специальные приемники, а затем зарядили с ее помощью смартфон Lumia-925, не повредив его. По данному принципу и другие исследователи пытаются с помощью гигантских башен "ловить молнии" и таким образом "собирать урожай" энергии из воздуха.


Туннели под морским дном

Китайские портовые города Далянь и Яньтай расположены на расстоянии 170 км друг от друга, а между ними плещутся воды Бохайского залива. Чтобы попасть из одного города в другой, нужно плыть на пароме несколько часов, а тому, кто путешествует на машине, и вовсе придется отправляться в объезд, проделав путь в 1680 км. Специалисты по транспорту и коммуникацям, такие как профессор Китайской академии инженерных наук Ван Мэншу, хотят до 2022 г. радикально сократить время в пути - до 40 минут на поезде. Это сделает возможным гигантский туннель, проложенный по морскому дну. Его протяженность составит 123 км - это вдвое больше, чем протяженность длиннейшего в мире туннеля, сейчас прокладываемого в Альпах. Предполагаемая стоимость - $33 млрд.


Сигналы во Вселенную

Многие люди знают, что Seti - это проекты по поиску внеземных цивилизаций, а вот "сестринский" проект Meti гораздо меньше на слуху. Его задача - не расшифровывать послания человечеству от внеземных цивилизаций, а, наоборот, самим отправлять такие послания. За этим проектом стоит специалист по радиолокации астероидов, синтезу и передаче межзвездных радиопосланий Александр Леонидович Зайцев из Российской академии наук, который на протяжении десятилетия занимается проблемой передачи посредством радиотелескопа сигналов звездам - соседям нашего Солнца.

Сигналы содержат основы знаний о Вселенной, например части периодической системы элементов или изображение двойной спирали ДНК человека. Но слышит ли нас вообще кто-нибудь в бесконечном пространстве, это, по-видимому, в лучшем случае узнают лишь правнуки Зайцева: только в 2029 г. первые послания достигнут другой солнечной системы - звезды Глизе 581, вокруг которой вращаются минимум три планеты. А потом получателям весточки еще надо будет на нее ответить...


Когда ё-мобили будут ездить на дальние расстояния?

До 500 км сегодня может проехать Tesla S. Nissan намерен увеличить дальность движения своей модели Leaf с 200 до 400 км уже в 2014 г., прежде всего благодаря падению цен на аккумуляторы. Однако, видимо, лишь в 2020 г. появятся инновационные и доступные по цене аккумуляторы, способные адекватно заменить бензин.


Еще по теме