Постковидные бенефициары: кто заработал больше всех
После смягчения COVID-ограничений в 2021 году российский бизнес стал постепенно восстанавливаться и выходить на докризисные показатели. Среди отраслей, которым удалось это сделать лучше других, оказались туристическая и рекламная индустрия, а также сфера развлечений. А чаще всего в прошлом году российские предприниматели открывали онлайн-магазины.
Итоги 2021 года подвели аналитики банка для предпринимателей и предприятий «Точка». Эксперты анализировали данные о компаниях, которые являются клиентами «Точки» более года. Аналитики сравнили результаты за 2020 и 2021 годы (результаты исследования есть в распоряжении журнала «Компания»).
Самые «оборотистые» отрасли
Самый большой прирост оборота средств в 2021 году продемонстрировал туристический бизнес. Средний прирост по сегменту составил 125,7% к результатам 2020 года. Аналитики объясняют такой рывок постепенным восстановлением авиасообщения с рядом стран. В частности, для россиян полноценно открылся Египет, который был недоступен с 2015 года. Кроме того, по мнению экспертов, на финансовом подъеме турбизнеса могло сказаться и развитие внутреннего туризма.
На втором месте по приросту оборота средств оказался рекламный бизнес, показавший рост на 54,1% к 2020 году. В начале пандемии многие компании сокращали расходы на рекламу, отмечают аналитики. В 2021 году предприниматели возобновили полноценную работу со своей аудиторией, в том числе через рекламу.
В тройку лидеров вошла также сфера искусства и развлечений — рост отрасли составил 49,1% по отношению к 2020 году. Эксперты связали такой результат со снятием ряда COVID-ограничений на фоне массовой вакцинации населения. Это позволило восстановить работу театров, кинозалов и концертных площадок, что увеличило число посетителей массовых мероприятий.
Выручка компаний из сферы спорта и отдыха в 2021 году выросла на 46,7%. В разгар пандемии власти большей части регионов России ограничили деятельность фитнес-клубов. Спортивные центры смогли вновь принимать клиентов только к концу 2020 года.
В топ-5 отраслей с максимальным приростом оборота вошла также обработка древесины и изготовление мебели из дерева. Аналитики объясняют это резким скачком цен на пиломатериалы осенью 2020 года, который привел к удорожанию изделий из дерева.
Отрасли с худшим результатом
Практически все сферы по итогам 2021 года смогли выйти на плюсовые показатели оборота после сильнейшего падения в период пандемии. Единственные, кто показали отрицательную динамику, — продуктовые ритейлеры. Отрасль сократилась в прошлом году на 1,2%.
По мнению экспертов, это связано с развитием крупных сетей, которые вытесняют с рынка нестационарные торговые объекты, которые специализируются, например, на фруктах и овощах. Кроме того, большие сети активно развивают онлайн-доставку продуктов, что повышает лояльность клиентов.
Самую низкую, но все же положительную динамику, показала оптовая торговля. Прирост оборота в этом сегменте составил 5,1%. Аналитики объяснили незначительный рост по итогам года массовым переходом офлайн-бизнеса на маркетплейсы, которые более удобны для потребителя.
Всего на 5,7% вырос оборот в торговле непродовольственными товарами, что также связано с переходом магазинов на онлайн-площадки. Выручка компаний из строительной сферы увеличилась на 7%. В 2020 году отрасль активно развивалась на фоне высокого спроса на недвижимость из-за льготной ипотеки, отмечают аналитики.
Аутсайдеры
Объемы розничной торговли в киосках и ларьках заметно снизились в 2021 году. По данным ЕГРЮЛ, таких объектов стало меньше на 18,87%. Эксперты объясняют это переходом их аудитории на онлайн-площадки.
Почти на 12% сократилось число компаний по предоставлению персональных услуг. Сюда входят салоны красоты, мастера которых все чаще регистрируются как самозанятые.
Компаний по ремонту бытовой техники также стало меньше: в 2021 году их число сократилось на 10,78%. Почти на 9% сократилось число частных перевозчиков, обслуживающих общественный городской и междугородный транспорт.
В 2021 году в России зарегистрировали на 8,85% меньше таксопарков. По данным портала профессионального сообщества «Налог-налог.ру», это могло быть связано с тем, что у водителей появилась возможность работать через посредников, как самозанятые. Это дает им возможность совмещать работу в такси со своей основной деятельностью.
Новые игроки
Самым часто регистрируемым бизнесом в 2021 году, по данным ЕГРЮЛ, стали онлайн-магазины. Общий прирост в сегменте составил более 93%. По данным Ассоциации компании интернет-торговли (АКИТ), чаще всего в интернете люди заказывают бытовую технику и товары для дома.
Онлайн-шопинг продолжил набирать популярность среди россиян после введения в стране системы QR-кодов для прохода в торговые центры. Бизнес начал активнее уходить в онлайн-пространство и уменьшать сроки доставки товара.
На втором месте по числу регистраций оказалась разработка компьютерного ПО. Если количество интернет-магазинов увеличилось почти в два раза, то IT-компаний стало больше на 5,8%.
На 3,27% увеличилось число предпринимателей, специализирующихся на строительстве инженерных сооружений (автомобильные дороги и инженерные коммуникации). На 2,97% выросло количество агентств по продаже и сдаче в аренду недвижимости. Организаций дополнительного образования для детей и взрослых в прошлом году стало больше на 2,5%.
Что происходит с ресторанами, такси и туризмом?
Банк «Точка» также проанализировал выручку трех самых популярных среди россиян сфер — турбизнеса, ресторанной отрасли и такси. До 2020 года эти отрасли стабильно показывали положительную динамику, но с началом пандемии их выручка серьезно просела. В том числе многие игроки и вовсе ушли с рынка.
В 2021 году бизнес начал восстанавливаться, а некоторым компаниям удалось выйти на докризисные показатели, отметили в «Точке». Так, сфера такси смогла увеличить выручку в 2021-м на 172,9% по отношению к докризисному 2019 году. Это можно объяснить тем, что представители этой сферы смогли быстрее адаптироваться к новой реальности и сделать пассажирские перевозки безопасными с точки зрения нераспространения инфекции.
Рестораны сильнее других сфер ощутили на себе последствия COVID-ограничений, но уже к ноябрю-декабрю 2020 года власти начали постепенно ослаблять меры. Это позволило общепиту нарастить выручку на 31%. А в 2021-м оборот индустрии вырос почти вдвое к показателю 2019 года.
Туристический бизнес в 2020 году понес значительные убытки в связи с приостановкой авиасообщения почти со всеми странами. Поэтому представители отрасли потеряли 45,6% выручки по отношению к 2019 году. При этом турсфера показала хорошую динамику восстановления в 2021 году: ее оборот увеличился на 36,1%.
Кроме того, восстановление авиасообщения положительно сказалось и на валютных платежах в расчетах компаний: по сравнению с 2020-м рост был более плавным, хотя имел традиционную «просадку» в мае. Это объясняется длинными праздничными днями в России и ростом числа заболевших COVID-19 в Китае — он остается основным контрагентом для российского бизнеса. В то же время со странами Северной Америки и Европы (второе и третье место по оборотам), где не было серьезных скачков по заболеваемости, на протяжении всего года шел плавный рост товарооборота.
Рост товарооборота за год составил около 98%. В 2021-м удалось сохранить эту тенденцию — прирост составил 78%.