Top.Mail.Ru
архив

Повзрослевшие хиппи

02.04.201200:00

Музыкальные фестивали - эксклюзивный продукт, приносящий своим организаторам в Европе многомиллионные доходы. Можно ли сотворить подобное в России? И как превратить любимое увлечение в бизнес? Об этом "Ко" рассказал бывший креативный директор "Нашего радио", а ныне генеральный директор J-group Андрей Клюкин.

Андрей Клюкин, шоу-бизнес

Андрей Клюкин

Год рождения: 1972

Образование: 1989 - 1994: Московский авиационный институт

Профессиональный опыт: 1994 - 1996: ведущий радиостанции "Бумеранг"

1996 - 1998: ведущий на радиостанции "Говорит Москва"

1998 - 2007: работа на радиостанции "Наше радио", начинал ведущим ночного шоу, ушел с позиции креативного директора холдинга News Media Radio Group ("Наше радио", Best FM, Ultra)

2005 - 2007: генеральный продюсер фестиваля "Нашествие"

2007 - настоящее время: генеральный директор J-group, продюсер фестиваля "Дикая мята"

- Пять лет назад, завершив работу над проектом очередного фестиваля "Нашествие", вы вдруг резко исчезли из медийного пространства. Как родилась идея создания собственной компании?

- Захотелось независимости. Очень сложно самореализоваться, будучи частью системы. Я более 12 лет проработал на радио, сначала в качестве ведущего, продюсера, затем креативного директора холдинга News Corporation (объединяет радиостанции "Наше радио", Ultra, Best FM. - Прим. "Ко"). За время работы на "Нашем радио" у меня родилась концепция, не находившая понимания у владельцев и руководства станции. В какой-то момент я понял: чтобы реализовать мечту, надо иметь собственную компанию.


- И что послужило толчком для этого?

- Я помню первый "звоночек", когда на "Наше радио" приехали прежние западные владельцы холдинга и спросили, почему у нас нет в плейлистах шансона, он ведь так популярен в России. Тогда я оказался в тупике: ты строишь свою жизнь, которая основана на искренней любви к Rolling Stones, Pink Floyd, Beatles, а также к русским классикам рока, и вот по велению сверху все это может рухнуть. Тогда этого не произошло, и формат станции не изменился, но событие заронило зерна. Далее были фокус-группы, показавшие, что для многих слушателей идеология русского рока важнее, чем, собственно, сама музыка. Многие группы это, кстати, быстро поняли и стали выдавать материал исключительно на потребу. У меня имелись мысли, как это можно изменить, но тогда у компании были иные приоритеты, и я решил покинуть холдинг. Кстати, после ухода я продолжил работу с холдингом, но уже в качестве подрядчика, отвечающего за внешнюю рекламу.


- Вы и сейчас позиционируете себя в качестве рекламной компании?

- J-group сразу получилась многохолдинговой структурой. Начинали втроем. Решили, что один будет руководить производством аудио, видео и программированием, второй - дизайном (J-арт обслуживает музыкантов с точки зрения дизайна: производство CD, афиш, декораций и атрибутики. - Прим. "Ко"), а я креативом и производством фестивалей (J-концерт). Сейчас эти три направления существуют параллельно, хотя у нас установился некий годовой цикл работ: летом проводим фестивали, а в остальное время работаем над дизайном торговых марок и рекламными кампаниями наших клиентов.


- Кроме концепции новой компании, было ли понимание будущих доходов, клиентской базы? Ведь конкуренция на этом рынке довольно жесткая...

- Из-за того, что каждый из нас до этого работал в своем бизнесе, клиентов сразу оказалось много. Мы делали интернет-сайты для музыкальных групп, записывали музыкантов, рисовали афиши. Наши друзья выиграли тендер на производство больших танцевальных вечеринок у Winston и позвали нас в субподрядчики.
Мы не очень правильная компания с точки зрения бизнеса. Скорее, повзрослевшие хиппи: занимаемся только тем, что нравится. Например, не всем музыкантам делаем сайты и альбомы. Отказываем только потому, что не нравится, чем они занимаются.


- Какой бизнес вашей группы приносит больше всего денег?

- Конечно, организация фестивалей. Другое дело, что их можно провести только три в году, а для жизнедеятельности фирмы, заработка и роста сотрудников вполне достаточно того, что мы делаем в остальное время.


- Успешных фестивалей довольно много: "Нашествие", "Усадьба Jazz" в Архангельском, "Максидром". И тут появилась J-group с "Дикой мятой" в стиле world music...

- Если у мероприятия законченная концепция, значит, ниша занята, и повторяться никто не будет. Но по большому счету фестивальный рынок свободен, да и производителей очень мало. Мы хотели заниматься фестивалями, начали работать с музыкантами, играющими world music. Шаг за шагом стали погружаться в проект "Дикой мяты". В первый год к нам пришли на фестиваль 4000 человек, потом 7000. В 2010 г. в Тропаревском парке Москвы мы собрали 27 000, что для столицы было уже перебором. В прошлом году власти тянули с разрешением, а перенос сроков проведения не устраивал рекламодателей. Поэтому мы срочно решили переехать в этнографический парк "Этномир", что под Боровском в Калужской области.


- Почему вы выбрали не столь популярное в России направление world music?

- Потому что мы любим эту музыку, правда, в нашей стране испорчен имидж корневой музыки. Включишь в детстве телек, а там бабки в кокошниках поют. Это так скучно! Постарались и наши функционеры от культуры, превратив восприятие этой музыки во что-то фальшивое и ненатуральное. Но world music - это и есть натуральное, драйвовое и естественное искусство, ведь это Эмир Кустурица и Адриано Челентано, Ману Чао, Грегор Брегович и Боб Дилан, Питер Гэбриэл и Бьорк. То есть музыка, в которой сильно влияние корневых традиций.


- В прошлом году на "Дикую мяту" вы продали 6500 билетов. За 100 км от Москвы на фестиваль далеко не каждый поедет...

- Учитывая, что перенос мероприятия состоялся всего за 11 дней до открытия, это превосходный результат! Мне приходилось делать фестивали в Тверской, Рязанской областях, в Казахстане, на Черном и Азовском морях практически в чистом поле. А здесь две трассы, ведущие к месту, - Киевское и Минское шоссе. В "Этномире" 130 га облагороженной территории плюс гостиничный комплекс на 680 мест, есть место для кемпинга. Рассчитываем, что ежедневно будут приходить по 12 000 - 15 000 человек.


- Чем и кем завлекать будете?

- Для меня фестиваль как день рождения - приглашаешь только тех, кто нравится. Будет большой международный карнавал. Первый день посвящен португальской и испанской музыке. Хэдлайнером выступит Тонино Каратоне (в 1990 г. он основал группу The Huajalotes, игравшую в стиле панк. - Прим. "Ко"). В его музыку я влюбился, послушав диск во время путешествия с друзьями по Байкалу. И очень долго ждал повода, чтобы пригласить его в Москву. Другой коллектив - OqueStrada из Португалии - абсолютно солнечная музыка. Второй день - "Северные земли". Приезжает этноджазовый финский коллектив Vaerttinae;, о котором я вздыхаю уже года три, и совершенно потрясающий коллектив из Норвегии Katzenjammer. Третий день - балканский, мы пригласили Горана Бреговича и Zdob si Zdub. Хотим устроить настоящее балканское веселье. Хотели пригласить Эмира Кустурицу, но у него на эти даты выпадают съемки фильма в Мексике. Сказал, что постарается приехать в следующем году. На фестивале будет работать также вторая сцена, где выступят Нино Катамадзе, Billy's Band, Sunsay. Это яркая, светлая, красивая, с определенными национальными корнями музыка.


- Вы позиционируете "Дикую мяту" как фестиваль для всей семьи. Но обеспеченные люди давно переросли походы и ночевки в палатках. Им нужен комфорт, безопасность и бытовые удобства...

- У нас есть и палатки, и дома на колесах, и гостиничные комплексы. И, кстати, вы зря! Поехать с палаткой на фестиваль - это удивительное приключение! Это как освежить ощущения от молодости! Представляете, поехать с друзьями, без галстуков, всей компанией! Что может быть лучше? Многое зависит от атмосферы фестиваля! За пять лет проведения нашего фестиваля не было ни одного случая правонарушений. Наш фестиваль маргинальную аудиторию не интересует! У нас собираются поклонники классной музыки: Нино Катамадзе, Горан Брегович, Billy's Band. Там же устраиваем фестиваль международной еды. К нам приедут испанские, португальские, грузинские, сербские, индийские рестораны. Например, мы пригласили сербский ресторан "Боэми", где будут целиком зажаривать поросят на вертеле. Но человек должен иметь возможность отдохнуть на любой кошелек, и мы договорились, что некоторые блюда будут дешевыми.

Люди могут приезжать и с детьми. Огромная площадка превратится в детский городок. С ними будут заниматься специалисты фонда "Детские домики", Greenpeace, компании "Мосигра", "Ого-Город". В этом году откроем площадку с салонами красоты, восточными массажами, устроим фестиваль короткометражных фильмов и международный литературный фестиваль. Параллельно станет работать ярмарка "дикорастущих дизайнеров", которые представят свои поделки, и "зеленый базар", где будут продаваться экопродукты со всего мира (грибы и мед из тайги, специи из Индии, алтайские чаи, травы и настоящие сухофрукты).


- Концерты, фестивали, рестораны и базары... Доходный получается бизнес?

- В нашей компании работают люди, которые, так или иначе, были связаны с музыкой. Поэтому для нас это скорее не бизнес, а хобби, приносящее деньги.

У любого фестиваля есть несколько видов заработка. Это продажа билетов, торговля на самом фестивале и спонсорство. Как правило, последнее покрывает около 70% бюджета. Но очень важно смоделировать мероприятие и для посетителей, и для партнеров. Почему одни должны прийти, а вторые должны это дело поддерживать? Если находится идеальный баланс, доход может быть хорошим. На успешном фестивале можно заработать 15-20 млн руб., но можно и потерять столько же. Например, можно предложить аудитории программу, которая ей будет просто неинтересна, и в итоге никто не приедет.


- Широкий получается круг ответственности. Как помогла вам работа в крупном музыкальном холдинге?

- Удалось монетизировать имя. Мы все были заметными фигурами на рынке. Нас знали музыканты, их продюсеры. Были рекламодатели, которые хотели продолжать с нами работать. Найти клиентов не было сложным делом. Многие, например, не знают, как вести себя со спонсорами. Я же годами писал коммерческие предложения, во многом понимаю и предсказываю желания клиентов. Мы никогда не приходим к спонсорам без идей. Для нас это важнейшая часть работы, мы никогда не работаем по схеме логотип в логотип. Мы даем возможность партнеру донести через наши мероприятия идею своего бренда.


- И что сейчас пытаетесь продать спонсорам?

- Вопрос в том, что рекламодатель хочет сказать о себе. Три месяца назад J-group только и делала, что занималась презентациями. Для каждого спонсора была создана своя история, будь то отдельная сцена, доставка людей на забрендированном автобусе, кинотеатр для фирмы по выпуску видеопроекторов, пункты зарядки мобильных устройств с логотипом производителя аккумуляторов или площадка здоровья для салона красоты. Если это продуктовая компания, выкупаем для нее рекламу в магазинах. Мы находим свой ключ для каждого. Например, в рамках "Дикой мяты" можно организовать корпоративный выезд для дилеров, расположить их в ресторане у сцены, на которой в этот момент будет играть Брегович. Работа со спонсорами - это увлекательный и творческий процесс.


- Разве может быть эффективна реклама на таких мероприятиях? 40 000 посетителей - это не так много...

- "Дикой мяте" удалось привлечь "золотую" для рекламодателей аудиторию. Зрители, приезжающие к нам, - умные, образованные люди с широким кругозором. Они любят путешествовать, владеют банковскими картами, пользуются роумингом и ездят на машинах. Нам удалось создать событие, интересное немаргинальной части аудитории. Они способны принимать решение о серьезных покупках. Тот посыл, который мы несем со сцены, пересекается с посылом многих активных рекламодателей. И потом, через фестиваль проходит 40 000 - 45 000 человек, но рекламную кампанию видят и слышат миллионы.


- Возможность хорошая. Но почему-то крупные компании предпочитают устраивать собственные фестивали...

- Все подобные мероприятия, созданные самими брендами, неважно, сотовая это связь или производитель пива, задохнулись. Когда мероприятие создается подрядчиками исключительно с технической точки зрения, получается не фестиваль, а Франкенштейн. В фестиваль нужно вдохнуть жизнь, его нужно любить и лелеять, он должен быть родным детищем, и тогда эта любовь привлекает аудиторию. Получается живое, бьющее ключом событие. Поэтому, конечно, разумно работать с фестивалями, годами доказавшими свое право на жизнь. Вообще, Москва - испорченный город с точки зрения этого бизнеса. Производители доверяют свое продвижение рекламным агентствам, которые раз в год расписывают бюджет, и больше им делать ничего не хочется. А то, что впервые в стране собираются на "Дикой мяте" музыканты мирового уровня, создается колоссальное информационное поле, не всегда принимают во внимание.


- В чем здесь дело? Ведь для рекламной кампании крупного производителя ваш спонсорский пакет - это несколько минут рекламного эфира на центральном телеканале...

- Агентствам проще "выжечь" бюджет рекламодателя простым размещением, чем серьезно работать над большим проектом. Но когда начинаешь общаться напрямую, а не с рекламными агентствами, все получается. Они просто видят людей с горящими глазами...


- Кроме "Дикой мяты" вы думаете о других проектах?

- Сейчас нет. Мы написали четыре концепции. Одна из них предполагала мероприятие в Египте. Но из-за революции от него пришлось отказаться.
Хороший фестиваль готовится несколько месяцев. Люди, занимающиеся этим, - штучная профессия. У меня их 22 человека, и они все фанаты того, что делают. Это команда, которая создает 3-4 фестиваля в год, переключаясь с одного на другой. И с декабря мы занимаемся только "Дикой мятой", едва успевая отрабатывать небольшие коммерческие заказы.


- Это тоже все ради любви к искусству или из-за денег?

- Мы все делаем ради любви к искусству, но стараемся на этом и заработать.


- Из ваших слов складывается ощущение, что кроме "Дикой мяты" вы не в состоянии заняться ни одним крупным проектом. Означает ли это, что компания достигла предела своего развития?

- Это не так, я сейчас с жаром говорю о "Дикой мяте" потому, что это флагманский проект, забирающий все силы, мысли и энергию. Но существуют и другие события: мы только что закончили работу над центральной Масленицей России, готовим музыкальную сцену колоссального фестиваля "Времена и эпохи" в Коломенском, начали работу над танцевальным мероприятием в парке Горького, а еще у нас есть любимый маленький фестиваль "Горлица", где поют девушки с прекрасными голосами.


-Каким вы видите фестиваль через несколько лет?

- Мы продолжим развивать его вместе с "Этномиром", где будет в разы расширен гостиничный комплекс. Мы же хотим, чтобы фестиваль превратился в большой интересный праздник, куда приезжают туристы со всей страны. Хочется устроить большой карнавал с передвижным цирком-шапито, аллеей уличных музыкантов, кулинарным шоу и литературным фестивалем. Чтобы каждый посетитель получил своего рода green-визу и увидел все самое интересное, что я наблюдал, путешествуя по всему свету. А среди приглашенных гостей-музыкантов выступали такие звезды, как Ojos de Brujo, Ману Чао, Стинг и Адриано Челентано. Хочется сделать цивилизованный, интересный и очень музыкальный фестиваль, на котором можно услышать не только то, что постоянно звучит из наших телевизионных и радиоприемников.


Еще по теме