Top.Mail.Ru
архив

Предчувствие кризиса

Страховщики все отчетливее понимают, что легкие деньги в "автогражданке" кончились. В 2007 году эксперты прогнозируют пик убыточности этого бизнеса, в результате чего количество компаний, занимающихся ОСАГО, сократится на несколько десятков. В довершение "неприятностей" чиновники планируют серьезно доработать нормативную базу ОСАГО, приблизив ее к европейским стандартам.

 

По итогам 2005 года рост выплат по полисам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) значительно превысил повышение сбора страховых премий. По данным "Росгосстраха", средний размер выплат в 2005 году по ОСАГО в России увеличился на 12%, а суммарные выплаты страховщиков - на 43%. Сумма выплат составила 49% от объема страховых сборов - против 37% годом ранее. Есть все основания считать, что в 2006 году рынок ОСАГО вплотную приблизится к максимальному уровню убыточности, определенному законом в 77%. "Безусловно, прибыльность операций по ОСАГО падает. Достаточно сравнить результаты основных игроков на рынке ОСАГО за 2004-й и 2005 годы. Наверное, нужно уже употреблять не термин "прибыльность", а термин "убыточность", - считает генеральный директор компании "Прямое страхование" Сергей Маршев. По мнению начальника департамента андеррайтинга и урегулирования убытков ОАО "КапиталЪ Страхование" Дмитрия Боткина, этот пик может быть достигнут уже в 2006 - 2007 годах.

 

СПРАВКА

Хотя сборы по добровольному страхованию падают, в целом страховой рынок растет - ситуацию спасают обязательные виды страхования. Об этом свидетельствуют данные Росстрахнадзора по итогам 2005 года. Последний квартал не преподнес каких-либо сюрпризов, отработав уже существующие тенденции. Главная из них - сокращение сборов по "жизни" (за год более чем на 75%, до 25,3 млрд руб.), что, собственно, и обусловливает номинальное снижение объемов добровольного страхования (почти на 9%, до 291,1 млрд руб.). Тем временем по обязательным видам страхования премия увеличилась почти на треть, прежде всего благодаря ОМС (рост - 44,8%) и ОСАГО (более 9%). В сумме все виды страхования принесли российским компаниям 490,6 млрд руб. премии, что на 4% больше, чем в 2004 году.

 

Россияне все чаще стали прибегать к помощи страховщиков при урегулировании страховых случаев на дороге, но сами страховщики этому не рады - все больше компаний задумываются о целесообразности работы на рынке ОСАГО. В отличие от середины 2003 года, когда система ОСАГО была только запущена, и рентабельность этого бизнеса, по отдельным оценкам, превышала 70%, теперь золотой дождь иссяк, и страховому бизнесу все чаще приходится балансировать на грани рентабельности. Основной поток прибыли по ОСАГО страховым компаниям идет из Центрального федерального округа, в частности, из столичного региона - в Москве и области достаточно высокие тарифы. Но, как считает президент "Росгосстраха" Данил Хачатуров, в ряде регионов уровень рентабельности автострахования значительно ниже, чем в столице, хотя в целом по стране он тоже достаточно высок, чтобы не стать убыточным для страховых компаний.

 

В ожидании убытков

 

Большинство страховщиков отказываются обсуждать рентабельность ОСАГО, ссылаясь на отсутствие статистических данных. Однако еще в 2004 году эксперты Российского союза автостраховщиков (РСА) прогнозировали, что "автогражданка" может оказаться для ряда компаний не только убыточным бизнесом, но и привести их к банкротству. В прошлом году, по данным РСА и Федеральной службы страхового надзора (ФССН), рентабельность "автогражданки" оценивалась на уровне 15 - 20%. Цифры достаточно высокие, особенно по сравнению с западными рынками, где прибыльность данного бизнеса редко превышает 3 - 5%. Но не стоит забывать о том, что значительное число ДТП так и не становятся страховыми случаями: россияне по привычке предпочитают регулировать все вопросы своими силами, не прибегая к помощи страховщиков. Их можно понять: небольшие повреждения проще устранить за свой счет, нежели сначала ждать сотрудников ГАИ, а затем собирать документы для страховой компании - это отнимает слишком много времени и сил. Тем не менее отношения на дорогах постепенно становятся более цивилизованными, поэтому не исключено, что уже в ближайшее время даже при мелких дорожно-транспортных происшествиях водители станут прибегать к услугам страховых компаний.

 

СПРАВКА

В 2005 году доля тех, кто урегулировал ДТП с участием страховщиков, выросла до 83% против 70% годом ранее. Количество заявленных страховых случаев по ОСАГО увеличилось на 17%, а урегулированных - на 27%. Средний размер выплат по ОСАГО в 2005 году по России увеличился на 12%, а суммарные выплаты страховщиков - на 43%.

 

В результате роста объемов страховых выплат по "автогражданке", а также из-за большой доли ОСАГО в страховом портфеле, в прошлом году сразу несколько компаний оказалось на грани рентабельности. Часть из них по тем или иным причинам лишилась лицензии. "В настоящий момент лицензии отозваны у десяти страховщиков, занимавшихся ОСАГО - "Доверия", "Нашей надежды", "Универсального полиса", "Евро-Азиатской страховой компании", "Западно-Сибирской транспортной страховой компании", "Страхового общества Содружества Независимых Государств", "Росмедстраха", "Фиделити-Резерва", "Столичного страхового общества", СГ "АВЕСТ", - рассказывает Дмитрий Боткин из ОАО "КапиталЪ Страхование". Правда, в последнем случае "Столичному страховому обществу" удалось оспорить решение ФССН в суде. Процесс отзыва лицензий и укрупнения фирм продолжится и в 2006 году. "Процесс ухода компаний с рынка ОСАГО уже идет. Хотя добровольными эти уходы не назовешь. Основные игроки, конечно, не уйдут, да и сделать это не так-то просто и безболезненно. Как минимум это будет означать потерю репутации", - отмечает Сергей Маршев из "Прямого страхования".

По мнению ряда аналитиков, к декабрю количество страховщиков, работающих с "автогражданкой", может сократиться с нынешних 175 до 130. А значит, произойдет проверка эффективности другого механизма ОСАГО - гарантийного фонда, в который страховщики делают взносы для урегулирования страховых случаев тех компаний, у которых была отозвана лицензия. По состоянию на середину декабря из гарантийного фонда РСА потерпевшие получили по долгам фирм, лишившихся лицензий, более 43 млн руб. Но это лишь часть долгов: из почти 3000 заявленных страховых случаев урегулировать удалось чуть более 1000.

 

Переписать закон

 

Страховщиков беспокоят не только объективные экономические процессы, но и ожидающиеся изменения законодательства. Первым серьезным изменениям система "автогражданки" подверглась 8 декабря, когда правительство издало постановление, которым откорректировало тарифы на ОСАГО. Речь не идет о так называемой базовой ставке. Многие автовладельцы считают ее сильно завышенной, тем не менее она была оставлена на уровне 1980 руб. Но зато с 1 января 2006 года несколько изменились поправочные коэффициенты, влияющие на конечную сумму страховой премии. В частности, скорректированы территориальные коэффициенты: для автомобилистов Подмосковья надбавка увеличилась с 1,7 до 1,8. Также усреднился коэффициент для небольших населенных пунктов: 0,5 вместо 0,4 - для сельских районов и 0,6 - для населенных пунктов с числом жителей 10 000 - 50 000 человек. Подверглись изменениям и коэффициенты по мощности двигателя - от этого выиграли прежде всего владельцы недорогих иномарок мощностью свыше 95 л.с., но не более 100 л.с. - стоимость полиса ОСАГО для них сократилась почти на четверть.

 

Но все это еще цветочки. 2006-й обещает стать годом радикальной реформы ОСАГО: депутаты готовят целый ряд поправок, призванных существенно повысить уровень обслуживания клиентов страховых компаний и приблизить российские правила к европейским. Так, 10 марта Госдума намерена рассмотреть во втором чтении поправки в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", устанавливающие штрафы для страховщиков за задержку выплат. Согласно этим поправкам в случае нарушения срока выплаты компания должна выплатить потерпевшему неустойку за каждый день просрочки в размере 1/150 ставки рефинансирования Центробанка от суммы страховой выплаты или от той ее части, которая не выплачена клиенту.

Неустойка должна перечисляться в добровольном порядке одновременно со страховой выплатой. В случае нарушения срока направления мотивированного отказа в страховой выплате не более чем на 15 дней страховщик уплачивает неустойку в размере 500 руб.; в случае нарушения этого срока более чем на 15 дней, но менее чем на 30 дней, неустойка составит 5000 руб.; при нарушении срока более чем на 30 дней - 25 000 руб.

 

Недоступный протокол

 

Сами страховые компании тоже стремятся усовершенствовать существующую систему. В декабре прошлого года семь компаний - "АльфаСтрахование", "РЕСО-Гарантия", "Согласие", "Русский мир", РОСНО, "Ингосстрах", "Росгосстрах" - создали пул по взаимному урегулированию убытков. Они попытались ввести так называемую систему европейского протокола.

Система расчетов по программе европейского протокола дает право потерпевшему в аварии обратиться за возмещением к своему страховщику. Кроме того, участники мелких ДТП, не дожидаясь приезда сотрудников ГАИ, при условии обоюдного согласия с обстоятельствами происшествия могут покинуть место аварии. В Европе такая система работает уже около десяти лет.

"Введение упрощенной системы оформления дорожно-транспортного происшествия положительно скажется на ситуации на дорогах, ведь зачастую мелкое ДТП создает затор на дороге, особенно это актуально для крупных городов. Но сразу возникает множество вопросов: кто будет давать оценку ситуации на дороге", - говорит генеральный директор Страховой группы "РАСО" Андрей Языков. Однако введению упрощенной системы помешала излишняя активность отдельных участников пула, которые, стремясь расширить клиентскую базу, перестарались с рекламой реформы "автогражданки".

Инициативу в свои руки взяло правительство. Уже к маю текущего года оно должно подготовить поправки в действующее законодательство, способные существенно упростить процедуру страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. "Однако при всех достоинствах этой системы ее ввод в России пока преждевременен", - полагает Дмитрий Боткин из ОАО "КапиталЪ Страхование". Для нормальной работы системы европейского протокола необходимы единые стандарты расчета ущерба, справочники с ценами на запчасти и ремонтные работы с учетом региональных особенностей, необходимо также создать единый реестр экспертов-техников, считает он. Переход на систему оформления страхового события без участия сотрудников ДПС вызовет всплеск страхового мошенничества, борьба с которым невозможна без оперативного информационного взаимодействия ГИБДД и страховщиков. Кроме того, безусловно, нужно вносить изменения в такие нормативно-правовые акты, как Закон об ОСАГО, Кодекс об административных правонарушениях, Правила дорожного движения и ряд других документов. Это потребует значительно больше времени, чем ожидают чиновники. В лучшем случае все необходимые поправки будут сделаны к концу текущего года, а значит, упрощенная система заработает не ранее начала 2007 года.

Еще по теме