Top.Mail.Ru
архив

Просто таблетка

На свете не так много изобретений, благодаря которым люди изменили свои основные принципы. Попробуйте вспомнить хотя бы парочку, и поймете, что даже самолет, компьютер или огнестрельное оружие, по сути дела, не внесли в нашу жизнь ничего принципиально нового. А противозачаточная таблетка заставила цивилизованный мир по-другому относиться к «основному инстинкту». С ее появлением секс и брак перестали быть узаконенными синонимами.

По-английски она уважительно именуется the Pill – пилюля. Именно так, с заглавной буквы. Западное общество с почтением относится к товару, принципиально изменившему жизнь во всем мире – даже в тех странах, где его почти не знают. Ведь сексуальная революция – детище «таблетки». Но 40 лет назад, когда the Pill появилась на рынке, ее изобретение приписывали непосредственно дьяволу, который посмел вмешаться в божественный промысел. Люди безупречно нравственные утверждали, что таблетка способствует внебрачным связям, а производители только огрызались. Страсти разгорались примерно такие же, как сейчас вокруг клонирования, только еще сильнее: все-таки секс – это касается всех. Ну, или почти всех. На самом деле отцом противозачаточных таблеток (их еще называют оральными контрацептивами, ОК) считают никак не дьявола, а мирного американского биохимика Грегори Пинкуса (1903 – 1967), директора лабораторий Уорчестерского фонда экспериментальной биологии в Шрусбери, Массачусетс, выходца из русско-еврейской семьи, уроженца Нью-Джерси. В 1953 году он попросил различные компании прислать ему на испытание образцы определенных химических соединений. Один из них – норитенодрел, производимый компанией Searle, оказался эффективным. Потом к нему добавили еще один компонент – местранол. Именно такое сочетание американская Searle вскоре выпустит на рынок США под названием «Эновид». Это была первая в мире противозачаточная таблетка. В России, кстати, она известна под маркой «Демулен» – производитель вплоть до недавнего времени поставлял этот раритет к нам в страну. Благодарные потомки подробно описали всю эпопею – в ней принимали участие многие замечательные ученые и несколько прогрессивных женщин, подтолкнувших Пинкуса на его труды. Но злые языки утверждают, что еще в 1951 году гормональную контрацепцию рассматривали как способ контроля рождаемости в «третьих странах». Ирония судьбы в том, что именно там ее почти и не используют. Кстати, применять ее можно только тогда, когда никто из любовников не страдает заболеваниями, передающимися половым путем. Так что процент потребителей пилюли показывает, насколько пары в той или иной стране доверяют друг другу.

Полная, но не окончательная Спустя год после Searle, в 1961-м, немецкая Schering выпустила свои таблетки – «Ановлар». Нельзя сказать, что они расходились как горячие пирожки. Государственные структуры разных стран, заботясь о нравственном здоровье населения, сначала не разрешали таблетку вовсе (к примеру, в Канаде она была легализована в 1969 году), потом – только по рецепту и только замужним женщинам. Примерно до 1968 года пилюлю разрешалось использовать исключительно в лечебных целях, а отнюдь не для контрацепции. В Schering вспоминают, что описание препарата, вложенное в каждую упаковку, упоминало о противозачаточном эффекте лишь вскользь. Но в результате таблетка совершила победное шествие по миру, вложив свою лепту в победу мировой сексуальной революции. А в России о пилюле вообще ничего не знали. Как пишет ученый Игорь Кон, Минздрав разрешил ее только в 1971 году и в лечебных целях, а не как средство контрацепции. Надо сказать, что взамен Минздрав не предлагал населению почти ничего, причем это «почти» было такого низкого качества, что лучше бы его не было вовсе. В результате в 1985 году в РФ было сделано 4,2 млн абортов (в 2000 году, для сравнения, – 2 млн). Привычное население, как показали опросы, рассматривало эту операцию как метод планирования семьи. Опросы, проведенные Госкомстатом СССР в 1990 году, показали, что из всех опрошенных (а это 93 тыс. женщин репродуктивного возраста) 57% никогда не применяли никаких контрацептивов, а 6% и вовсе не слышали, что они существуют. И вот на это непаханое поле в конце 80-х пришли западные фармацевтические гиганты. Казалось, успех им обеспечен. Но что считать успехом?

Широкие возможности Виктор Гайслер, глава представительства Schering в России: «Ко»: Господин Гайслер, с чем столкнулись первые производители оральных контрацептивов? Виктор Гайслер: Надо помнить, в какой социополитической обстановке происходило внедрение таблетки. Это был 1961 год, и тогда было совсем другое представление о сексуальности и о совместной жизни двух людей. Подобные сложности были и со спиралями, которые старше оральных контрацептивов. Когда они появились, многие думали, что они способствуют излишней сексуальной раскрепощенности, развязности, внебрачным связям. Те же упреки были адресованы оральным контрацептивам. «Ко»: А как это было в России? В.Г.: В России никогда не было производства гормональных контрацептивов, и десять лет назад в России мы находились в такой же ситуации, как и 40 лет назад в Германии, когда ни у кого не было опыта обращения с ними и когда и врачам-гинекологам, и потребителям надо было объяснять, что это такое. К примеру, раньше врачам в институтах вообще не давалось никакой информации о гормональной контрацепции. «Ко»: Какова динамика продаж оральных контрацептивов в мире? В.Г.: Я хотел бы сказать, как к ним относятся женщины. В Германии их считают приемлемым для себя методом предупреждения беременности примерно 35% женщин от 16 до 39 лет. Это значит, что они принимают таблетки регулярно. В России 36 миллионов женщин фертильного возраста, и только 2 – 3% из них регулярно используют гормональные контрацептивы. Если взять официальную статистику, то в ней степень приемлемости выше – около 10%. Это легко объяснить: в официальную статистику попадают не только постоянные потребительницы, но и женщины, которые купили препарат один-единственный раз. «Ко»: Почему в России процент потребителей так низок? В.Г.: В России контрацептивы применяют десять лет, а в Германии – 40. «Ко»: Не думаете ли вы, что на низкий уровень потребления влияет цена? В.Г.: При покупке гормональных контрацептивов в России женщины должны сами оплачивать 100% их стоимости. Но если сравнить цены на оральные контрацептивы с ценами, к примеру, на косметику, которую женщины покупают, несмотря на ее дороговизну, можно сделать вывод, что гормональная контрацепция и ее широкие возможности еще недостаточно хорошо известны. Здесь нужно проводить серьезную разъяснительную работу. «Ко»: Каков объем ваших продаж в России? В.Г.: В 1991 году мы начали наши обороты с нуля, а к началу 1999 года достигли оборота в DM20 млн. Успех пришел позже. Мы надеемся, что в 2001 году мы достигнем цифры в DM55 млн. «Ко»: 30% этой цифры приходится на гормональные контрацептивы? В.Г.: Вы правы.

Зато мы делаем ракеты

Правда, и в России была попытка наладить собственное производство ОК. В июне 1994 года Минздрав разрешил к применению произведенный ООО «Биореактор» (это московская фармацевтическая компания, открытая в 1990 году) монофазный препарат «Эгестренол». «Это единственный российский препарат, – говорит профессор Вера Прилепская, президент Российского общества по контрацепции и руководитель отделения Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии. – Он успешно прошел клинические испытания в нашем центре и соответствовал мировым требованиям, но не нашел широкого распространения». «Эгестренол» начали производить по заказу Минздрава в рамках федеральной программы «Планирование семьи», вспоминает генеральный директор «Биореактора» Александр Дикарев. Деньгами помог Фонд поддержки малого предпринимательства, с которым «Биореактор» до сих пор не может расплатиться. Первые партии были выпущены под маркой «Биореактора» на заводе «Акрихин», потом – на собственных мощностях фирмы. Препарат был втрое дешевле импортных, он закупался Минздравом на корню и бесплатно распространялся по разным медицинским учреждениям – для раскрутки. Но проект провалился. «В 1997 году мы выпустили «Эгестренол» последний раз, – говорит Дикарев, – на этом все и закончилось. Он у нас не пошел – мы не смогли сделать соответствующую рекламу, препарат оказался не раскручен. В прайс-листе стоит, а заказов нет». Самое обидное, что «Биореактору» не хватило сущего пустяка: Александр Дикарев считает, что на раскрутку нужно $30тыс. – $35 тыс. «Сейчас мы занимаемся дженериками – препаратами, которые делают и все остальные, – говорит он, – а вот то, на что делали ставку … Мы не оставляем надежду, что вернемся к «Эгестренолу», хотя время в какой-то степени ушло – появились новые импортные усовершенствованные препараты».

Мировой рынок Ежегодно в мире 100 – 120 млн женщин используют ОК. По оценке специализированного журнала «Ремедиум», мировой рынок оральных контрацептивов в 2000 составил $1,18 млрд. По данным компании IMS Health, объем всего российского фармацевтического рынка в 2000 году составил $3,5 млрд. На долю контрацептивов приходится около 10%, т. е. примерно $350 млн.

Больше за ОК в нашей стране никто не брался. Во всяком случае, в базе данных НИИ экономики медицинской промышленности (НИИЭМП) отечественные ОК не фигурируют. Может быть, желающих нет из-за того, что это дорогое и сложное производство. «Чтобы запустить такой препарат, нужно около $1 млрд, – говорит академик Владимир Серов, президент Российской ассоциации акушеров-гинекологов. – Конечно, хотелось бы, чтоб на рынок выходили отечественные препараты, и возникает мысль, уж не лоббирует ли наша администрация интересы западных фирм». Но в России и без лоббистов хватает проблем. Александр Дикарев считает, что их как минимум две – это субстанции, т. е. составные части противозачаточной таблетки. Их у нас не выпускают. Вторая – это сложная технология производства. «Очень маленькая дозировка, – поясняет Дикарев, – нужна четкость и аккуратность. А так особых трудностей нет».

Лидеры российского рынка За 1 полугодие 2001 в России было продано ОК на $15,866 (в розничных ценах). Наибольшей популярностью (в порядке убывания) пользуются препараты «Марвелон», «Мерсилон», «Диане-35», «Три-регол» и «Логест», причем доля первых трех составляет 46,2%. По объемам продаж на первом месте – Organon International, на втором Schering AG, на третьем Gedeon Richter. Эти фирмы поделили между собой 97,7% российского рынка ОК. По данным аналитической компании RMBC

Укололся и пошел Надо сказать, что таблетка до сих пор остается предметом споров – и в России, и на Западе. По данным исследовательской компании «КОМКОН-Фарма», 4% российских врачей-гинекологов «определенно согласны» с утверждением, что ОК серьезно нарушают гормональный статус женщины, еще 7% «скорее согласны», 38,8% «скорее не согласны», и лишь 22,9% «определенно не согласны» с этим утверждением. Да и сами производители приводят в листе-вкладыше внушительный список противопоказаний и побочных действий. Потребительницы, правда, больше всего боятся не головной боли, снижения настроения, тошноты, болевых ощущений в области желудка, повышения артериального давления, пигментных пятен на лице или плохой переносимости контактных линз (такой список возможных последствий приводит одна уважаемая фирма), а опасаются потолстеть.К тому же представительницы женских движений утверждают, что таблетка, конечно, женщину раскрепостила, но за счет женского же здоровья. Мужчины ведь не пьют всякую «гадость», и это обидно. Наконец, есть у таблетки еще один недостаток – она не спасает от заражения. «Женщины всего мира в основном заражаются при сексуальных контактах с инфицированным мужчиной, – пишет журнал «Планирование семьи». – Из 10 миллионов ВИЧ-инфицированных женщин подавляющее большинство, как ни парадоксально, – это жены, заразившиеся от своих мужей, пренебрегающих презервативом. Исследования, проведенные в Мексике, показали, что только 0,8% всех известных случаев СПИДа обнаружено у лиц, оказывающих профессиональные сексуальные услуги. Свыше 90% ВИЧ-инфицированных женщин заразились при половых контактах». Это были те самые, которые абсолютно доверяли своим мужьям. Человечество все-таки учитывает распространение СПИДа. По данным исследования «Durex 2000», проведенного в 2000 году компанией SSL International plc (она известна своим брэндом Durex), самый популярный метод контрацепции – презерватив. Его использует 41% опрошенных (опрос проходил в 27 странах, в нем приняли участие 18 тыс. человек, поровну мужчин и женщин, в возрасте от 16 до 55 лет). Противозачаточные таблетки применяют 19% респондентов, 8% используют так называемые естественные методы, а 13% полностью полагаются на судьбу. Кстати, в России (см. таблицу) процент использующих презерватив довольно низкий – 28% против, скажем, 52% в США. А вот таблетки применяют 6% – меньше только на Тайване (4%), в Японии (1%), а также в Индии и Греции (по 5%). Любопытно, что на такую крайнюю меру, как стерилизация, соглашаются 2% российских женщин и совсем не идут мужчины. Время не стоит на месте, и появляются все новые и новые средства – презерватив для женщин, к примеру, долговременные инъекции и проч. Правда, до сих пор все медикаментозные методы (это когда надо что-то пить, колоть или вводить в организм) создавались исключительно для женщин, которым это не всегда нравится. В выступлениях феминисток все чаще звучит мотив «сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду – я одна» и «у мужчин не бывает целлюлита, вот пусть они и пьют таблетки». Фармацевтические гиганты вняли их хору и взялись за исследования. Продвигаются они не так быстро, как хотелось бы дамам. Мужская гормональная система работает не так, как женская – не циклически, а непрерывно, отсюда необходимость принципиально новых методов. В этом направлении работают несколько мировых гигантов. Schering, например, обещает создать их через пять лет. Это будут инъекции больших доз гормона тестостерона. С пилюлями для мужчин ничего не вышло – во время испытаний выяснилось, что они напрочь убивают всякое желание.

Потенциальный рынок сбыта В России 78,1 млн женщин, среди них большая часть (38,6 млн) – детородного возраста. Только 25% из них используют современные методы контрацепции. семь из десяти беременностей в России заканчиваются абортом. Около 7 млн супружеских пар бесплодны, из них 55% – после аборта. 30% материнской смертности – последствия абортов.

таблица

Методы контрацепции, %

 

 

Презерватив

Противозачаточные таблетки

Спираль

Стерилизация женщины

Стерилизация мужчины

«Естественные методы»

Инъекция

Контрацептивные таблетки для экстренных случаев

Другие средства контрацепции

Не предохраняются

Беременные/желающие забеременеть

В среднем

41

19

5

5

3

8

2

1

1

13

2

Великобритания

30

22

5

10

11

2

2

1

1

13

3

Китай

34

9

25

10

1

6

1

2

2

7

3

Чешская Республика

19

22

9

1

0

16

0

1

1

26

5

Франция

36

36

9

2

0

3

0

0

1

11

2

Германия

22

48

8

5

4

2

0

0

1

8

2

Венгрия

29

37

12

1

0

9

0

3

1

8

0

Индия

37

5

4

17

2

21

0

0

0

3

11

Израиль

26

27

9

0

0

1

0

0

0

33

4

Италия

42

23

5

1

0

17

0

0

2

7

3

Япония

74

1

1

1

0

7

0

0

1

13

2

Нигерия

47

9

1

2

1

8

1

0

1

26

4

Польша

40

13

4

0

0

22

0

0

3

16

2

Россия

28

6

20

2

0

14

0

0

6

21

3

ЮАР

39

19

1

7

2

3

14

0

0

11

4

США

52

16

0

5

3

4

2

0

3

11

4

 

Исследование DUREX-2000, компания SSL International PLC

Еще по теме