Top.Mail.Ru
архив

Путин vs иномарки

"Считаю, что все органы государственной и муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые из федерального бюджета, должны уже в самое ближайшее время покупать автомобильную технику, производимую только на территории единого экономического пространства, то есть в России, Казахстане и Белоруссии", - заявил на прошлой неделе премьер-министр, избранный президент Владимир Путин. "Естественно, за исключением тех случаев, когда необходимая техника не выпускается в странах ЕЭП", - уточнил он.

автобизнес, чиновники
"Это вполне разумное и реализуемое предложение, направленное на обеспечение загрузки построенных на территории страны сборочных производств мировых автопроизводителей. При начале сборки премиум-моделей в России бюджет, вероятно, слегка потеряет за счет недополученных пошлин и НДС, но в долгосрочной перспективе это позволит обеспечить людей рабочими местами и улучшить ситуацию в регионах, где расположены заводы", - комментирует новую властную инициативу вице-президент Спартак-банка Павел Геннель. Многие эксперты в этой связи вспоминают Бориса Немцова в бытность его работы в правительстве, когда ныне оппозиционер пытался пересадить чиновников на отечественные "Волги". Правда, тогда предложение не прошло, а автомобили, которые мог собирать ГАЗ под "запросы" чиновничьей элиты, были сопоставимы по цене с иномарками премиум-класса. Действительно, как может сотрудник администрации президента ездить в машине, не оборудованной холодильником и баром для напитков? Хотя в этот раз начинание способно оказаться более удачным: и статус инициатора соответствует, и производство премиумных марок в нашей стране уже давно налажено. В частности, машины марки BMW, собранные калининградским предприятием "Автотор", присутствуют в парках многих российских государственных учреждений. Так что вряд ли ситуация изменится, осталось только дождаться открытия тюнинга Brabus или AMG в РФ: ведь отечественные чиновники предпочитают эксклюзивные комплектации. Тем временем "Автотор" заявил на днях о том, что намерен создать СП с канадской компанией Magna, чтобы продлить себе льготы на ввоз автокомпонентов, которые должны закончиться в 2016 г. Magna, в свою очередь, получит долю в новой компании. Совместное предприятие планируется организовать на базе ООО "Magna Нижний Новгород 2", у которого есть старое, но все еще действующее соглашение о промышленной сборке машин в России, заключенное в 2008 г. По данным источников "Коммерсанта", "Автотор" купит за 1 млн евро 60% "Magna НН 2", которое заключит с Минэкономразвития допсоглашение к уже подписанным документам, позволяющее создать предприятие не в Нижнем Новгороде, а в Калининграде. Кроме того, этот документ должен разрешить СП сборку автомобилей разных марок (BMW, KIA, Hyundai, Chevrolet, Cadillac, Opel, Land Rover, Subaru и др.). Источник издания утверждает, что новое СП рассчитано на объем производства в 350 000 автомобилей в год, как того требуют новые правила промсборки. Напомним, по старым правилам, компания должна была собирать не менее 25 000 машин. По данным того же издания, 4 марта, в день выборов, Владимир Путин поручил Минэкономразвития с участием Минпромторга "оперативно проработать" допсоглашение с "Magna НН 2". Так что ожидать каких-либо кардинальных изменений в отрасли или в предпочтениях чиновников не приходится. Они все так же будут ездить на немецких, извините, "российских" автомобилях премиум-класса. А комплектующие все так же будут завозиться из-за рубежа. Иными словами, на нашем автопроме инициатива премьера никак не скажется. Разве что Минэкономразвития и Минпромторг смогут в очередной раз отрапортовать о том, что помогли отечественным производителям в борьбе с иностранной экспансией.


Алексей Матросов, руководитель аналитического отдела ГК Broco:

"Текущая попытка пересадить чиновников на машины отечественного производства, вероятнее всего, удастся, так как речь не идет о российских машинах. Речь идет о том, что чиновники с одних иномарок премиум-класса пересядут на другие иномарки премиум-класса, производимые в России. На данный момент чиновникам, вероятно, придется отказаться от таких моделей, как Mercedes, Audi и Lexus, так как эти машины не собираются в России. Однако новые Nissan, Volkswagen и Toyota, а также некоторые модели BMW будут доступны. Участие "Автотора" в этом "тендере" очевидно, так как представительство BMW в России сообщило издательству NEWSru о том, что одним из крупнейших клиентов по закупкам BMW 7-й серии является кремлевский гараж".


Алексей Кичатов, генеральный директор City Express:

"Вполне возможно, что эта инициатива найдет свое воплощение в ближайшее время, и тут можно прямо привязать эту инициативу к стремлению будущего президента РФ поднять свой имидж. Но наивно полагать, что она будет воплощена в полной мере и коснется широкого круга чиновников. Наверняка при разработке документа, регламентирующего эту инициативу, будут внесены нюансы, с помощью которых некоторые чиновники смогут избежать участи ездить на российских авто. Например, уже наводит на определенные размышления оговорка, что "исключения будут делаться, когда необходимая техника не выпускается в странах ЕЭП". Под определение "исключения" можно подвести довольно широкий ряд факторов".


Валерий Пивень, начальник информационно-аналитического отдела "Лайф Капитал" (Пробизнесбанк):

"Компания "Автотор" достаточно давно работает на российском рынке и может быть всячески заинтересована в расширении базы сбыта продукции. Российский рынок в любом случае предоставляет шансы относительно быстрого роста выручки, однако получение госзаказа, безусловно, положительно скажется на бизнесе компании. Думаю, что бороться за этот госзаказ будут сразу несколько компаний. Здесь нужно учесть, что в последние десятилетия на территории ЕЭП появилось большое количество производств, занимающихся сборкой автомобилей иностранных марок. Вполне вероятно, что эти производители также смогут претендовать на поставку машин органам власти".


Татьяна Баскина, генеральный директор executive search компании BigFish:

"Действительно, инициатива органично встраивается в ряд предвыборных обещаний. Однако это более системная проблема, недаром к ней уже неоднократно пытались подступиться. Почему же воз, вернее автомобиль, и ныне там? Процессу явно не хватает движущих сил, в том числе личного примера лидеров - для менталитета российских чиновников это главенствующий аргумент. Представьте, если руководители самого высокого ранга пересядут на автомобили российской сборки! Всем остальным только останется "взять под козырек". Еще лучше, если личный пример возникает на фоне определенных общественных норм и традиций, как в ряде европейских столиц, мэры которых передвигаются на велосипедах. Зато у нас есть серьезные факторы противодействия: для чиновника, как и для бизнесмена, автомобиль в первую очередь символ статуса, во вторую - удобное и безопасное средство передвижения".


Алексей Шарапанюк, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса "Рено Тракс Восток":

"Уже не первый раз чиновников пытаются пересадить на отечественные автомобили. Чем, по вашему мнению, эта инициатива закончится сейчас? Госзакупки - это один из немногих законных способов, не противоречащих нашим условиям присоединения. Решение вполне закономерное, но не революционное. Если говорить о коммерческой технике, то и так в большинстве случаев для государственных нужд сейчас закупают традиционные российские бренды. Некоторое смещение в портфеле закупок возможно для окологосударственных компаний, приобретающих европейскую технику. Им придется ориентироваться на машины, собранные в России. Однако всегда можно доказать, что именно такие-то машины, с такими-то характеристиками в РФ не производятся".


Алексей Захаров, эксперт холдинга "ФИНАМ":

"Калининградский автозавод и ранее достаточно активно участвовал в поставках машин в рамках ГОЗ. Машины марки BMW, собранные "Автотором", присутствуют в парках многих российских ведомств и организаций. Так что о качественном изменении позиции завода говорить не стоит, речь только о количестве. Отмечу, что если в потребительских классах существует возможность конкуренции между российскими заводами "Форд", "Фольксваген", "Тойота" и "Пежо-Ситроен-Мицубиси", то в сфере более дорогих машин у "Автотора" конкурентов нет, автомобили уровня BMW 5-й и 7-й серий, а также Х-6 у нас больше никто не собирает. Так что новая инициатива властей явно пойдет на пользу заводу Калининграда. Хотя не исключено, что тот же "Мерседес" в подобной ситуации попытается организовать российскую сборку, например на ГАЗе. Но это процесс долгий. Кроме того, калининградский завод фактически получит "крышу" от попыток его ликвидировать. Это делалось не раз и не два, но, если предложение Путина обретет силу закона, вряд ли кто из чиновников рискнет покушаться на "Автотор".