Реинкарнация чайного гриба
![Фото: КОМБУЧА от Kombutist®](/resize/w1920/upload/iblock/2c6/w7ac3tlssjsk7eofpo47ms15wy8sbhrb/YmNkxtEsxSQ_490.jpg?bb1cada0)
Ижевский бизнесмен Максим Чашкин — претендент на премию «Компания будущего» в номинации «Открытие года». Рассказываем, как возродить интерес к этому «фантастическому» напитку из советского детства.
![открытие года](/upload/iblock/a82/h8qdy6arx24c6ot81gs9zgcnbje29rzx/opening_1.jpg)
В момент, когда россияне грустят о коле, удмуртский предприниматель Максим Чашкин планирует влюбить сограждан в комбучу. За этим экзотическим названием скрывается многим хорошо известный напиток из чайного гриба. Сейчас мир переживает моду на этот полезный продукт: около 10% продаж всех безалкогольных напитков приходится на комбучу.
Благодаря Максиму Чашкину в родном Ижевске ее попробовали более 2,5 тыс. человек, и 90%, по его собственной оценке, остались довольны. Однако на старте все было не так безоблачно. Разлитую в декабре тестовую партию объемом 200 литров пришлось употребить самим: покупатели в региональной сети «Гастроном» новинку не оценили.
К концу лета 2022 года месячные продажи достигли 800 литров. Производственные мощности «Комбучиста» — до 1000 литров в месяц, столько Чашкин способен физически произвести и разлить один.
Его продукты есть на прилавках локальных ритейлеров, к ним проявляют интерес рестораны и бары уже за пределами домашнего региона — в Перми и Санкт-Петербурге. Целевая аудитория бренда — платежеспособная молодежь от 25 до 35 лет, ориентированная на ЗОЖ.
![чайный гриб](/upload/medialibrary/f0e/6ir82pj56erlwfzra623y72vk122n7lp/photo_2022_08_11_16_30_03.jpg)
В портфолио пять вкусов: «Классический чайный гриб», «Гранат-кардамон», «Ананас-базилик», «Имбирь», «Малина-лайм-имбирь». Для разнообразия предприниматель взращивает культуры на матче, солоде, обретшем второе дыхание кипрее и кофе.
По признанию самого комбучиста, в планах — диверсификация вкусов, которая позволит ввести в меню горячие пастеризованные напитки на основе чайного гриба: их можно продавать в холодное время года. Так, гриб можно сочетать с мятой, тем более что фермеров, работающих с дикоросами и готовых сотрудничать, в Ижевске хватает.
Остальные ингредиенты и комплектующие тоже российские. Стеклянные бутылки — из Гусь-Хрустального, крышки — из Елабуги, этикетка — липецкая.
Малину ранним летом привозят из Дагестана, потом созревает местная, базилик— удмуртский. Лайм поставляют узбекские фермеры. Самый экзотический ингредиент — ананасовое пюре — импортируется, предприниматель закупает его в Москве.
Сам гриб первоначально был американским, но и воронежская «порода» оказалась не хуже по вкусовым и качественным характеристикам.
![Компания будущего Компания будущего](/upload/medialibrary/022/ef2xfor6u59pdifoty0vbk4j74terae9/ko_860kh300.jpg)
Еще по теме
![](/img/place_366_366.webp)
![В России — вспышка ботулизма: салат с лобио стал причиной массового отравления](/resize/w600/upload/iblock/bd2/0x1llcwqral5i6bzh8h9fpaxl9bx8wc3/photo_2023_08_29_14_55_05.jpg?bb1ac58f)
![](/img/place_366_366.webp)
![Старая «новая нефть»: как сельское хозяйство возвращает себе статус главной экспортной отрасли России](/resize/w600/upload/iblock/8b7/v0773idf7rcc62yoey8mqpdiatntin20/cbf1837404635c397663d06c3a729e62_topaz.jpeg?bfba40a7)