Top.Mail.Ru
архив

Реклама по-турецки

Иностранные банки давно уже заняли в российском банковском бизнесе устойчивую, хотя и ограниченную нишу. Но до последнего времени они не особо афишировали свою деятельность, предпочитая оставаться в тени. Они не тратились на крупные рекламные кампании, ограничиваясь короткими сообщениями об открытии новых отделений. Турецкий Гаранти-банк недавно первым начал широковещательный промоушн в России.

Вам наверняка уже встречались на улицах Москвы зеленые биллборды с лаконичным вопросом: "Где гарантии?" Это и есть новая реклама Гаранти-банка - московской "дочки" турецкой Garanti Group.

Это первая масштабная рекламная акция такого рода. Наверное, поэтому она и привлекла к себе такое внимание. Все вновь заговорили об активизации иностранных банков в России.

Нечто похожее уже происходило в прошлом году, когда весной 1999 сразу несколько банков заявили о желании серьезно увеличить свои уставные капиталы. Рекордсменами оказались голландский "АБН АМРО" и австрийский Райффанзенбанк, увеличившие свои уставные капиталы в 10 раз - до $120 млн и $165 млн соответственно.

Этого оказалось достаточно для того, чтобы все вдруг заговорили о "расширении присутствия иностранного капитала в банковском секторе России". Глава Центробанка Виктор Геращенко на этой волне даже заявил, что готов увеличить лимит участия иностранцев в совокупном капитале российских банков с 12% до 20 - 25%. И это было понятно. Кризис 1998 года поставил российские банки на грань выживания. У иностранцев практически не осталось серьезных конкурентов, кроме Сбербанка.

Отечественные компании откликнулись и бросились открывать счета в иностранных банках. По свидетельству очевидцев, в конце 1998-го - начале 1999-го французско-германский БНМ-Дрезднер-банк и голландский "АБН АМРО", активно работающие на российском рынке, открывали с среднем по 500 новых счетов в месяц.

Сначала иностранцы говорили об этом с гордостью. Однако довольно быстро выяснилось, что состояние новой корпоративной клиентуры отнюдь не блестящее. Высокий процент просроченных банковских кредитов и отсутствие, по словам одного иностранного финансиста, "культуры работы с банком" сделали очевидным тот факт, что новая клиентура не сулит банкам большой прибыли. Руководитель одного иностранного банка жаловался, что на его балансе оказались предприятия, отданные за долги российскими клиентами. Он просто не знал, что с этой собственностью делать. То ли продать - но это проблематично; то ли создать специальное управление для работы с ними - но это слишком дорого.

Что же касается инвестиционных возможностей западных банков, на которые так рассчитывали россияне, то тут уже иностранцы не оправдали наших чаяний. Западные финансисты, учитывая реальное состояние российской экономики, по-прежнему не стремятся инвестировать в промышленный сектор, продолжая считать его высокорискованным. Здесь иностранцы еще осторожнее наших банкиров. Тюменская нефтяная компания, например, которой американский Eximbank отказал в $500-миллионном кредите, получила необходимые средства в Сбербанке, хотя, казалось бы, могла сначала обратиться с этой просьбой к какому-то другому иностранному банку. "Никто из западников все равно бы не согласился, - пояснили "Ко" в одном из иностранных банков. - Российские компании для них непрозрачны, и банкиры, даже имея пакет акций, не всегда обладают возможностью влиять на принятие решений".

Нынешние опасения по поводу экспансии иностранцев связаны с их деятельностью на рынке частных вкладов. Всерьез говорить об этом стали после того, как Райффайзенбанк и Банк Австрии объявили о снижении тарифов на обслуживание физических лиц. Недоброжелатели тут же поспешили заявить о желании австрийских банков хоть как-то поправить дела - "отбить убытки" - за счет розничной клиентуры. Хотя совершенно очевидно, что уровень предложений и услуг этих банков рассчитан на людей с высоким достатком, а отнюдь не на массового клиента.

"У иностранных банков нет никакого желания конкурировать с российскими, - подтвердил "Ко" один из иностранных банкиров, - хотя они могут конкурировать между собой". По его словам, многих привлекает розничный бизнес в России, но они никогда не будут им заниматься, если это не вписывается в общую стратегию банка. "Чтобы стать доходным, ритейл должен обладать огромной сетью и проникновением в глубь страны, а к этому иностранцы пока не готовы", - считает он.

Что же касается турецкого Гаранти-банка, то, по мнению банковских аналитиков, его активность вполне объяснима: если европейские банки традиционно обслуживают крупные экспортно-импортные операции, то турецкий банк работает в основном с мелкими клиентами из своей же страны, которые занимаются торгово-посредническими операциями. Поскольку таких клиентов потенциально может быть много, есть смысл время от времени напоминать им о своем существовании. И планы "завоевания России" тут ни при чем.

Еще по теме