Top.Mail.Ru
архив

Shox - это не по-нашему

Что будет с Марион Джонс

Пытаясь вернуть утраченные позиции и подстегнуть интерес покупателей, Nike в последние полтора года стала гораздо больше средств вкладывать в поддержание своего присутствия в Интернете. Сайт Nike.com появился в начале 1999 года, однако потребовалось еще полгода, чтобы он стал по-настоящему интерактивным. Сейчас с его помощью можно приобрести практически все товары от Nike, которые продаются и в обычных магазинах, причем примерно по тем же ценам.

Помимо собственно сайта Nike.com у компании есть еще несколько веб-адресов. Чтобы завлечь туда покупателей, в Nike придумали необычный ход. В январе 2000 года на американском телевидении появился ролик с участием легкоатлетки Марион Джонс, которая бежит по улицам и внезапно обнаруживает перед собой зубья гигантской циркулярной пилы. На этом месте ролик обрывался, а заинтригованных зрителей приглашали посетить сайт компании, чтобы посмотреть вторую часть.

Несмотря на то что сама реклама была оценена публикой неоднозначно (прежде всего из-за эксплуатации темы насилия над женщинами, в чем обвинили создателей ролика некоторые поборники американской политкорректности), эффект превзошел все ожидания - посетители буквально валом повалили на сайт Nike, чтобы узнать, чем кончилось дело. Подобный принцип был использован компанией еще несколько раз в роликах с участием других известных спортсменов.

Однако заманить посетителей на сайт - полдела, необходимо также и удержать их внимание. Для этого специалисты Nike придумали еще несколько "фишек". Одна из них - модуль Nike iD. С его помощью покупатель, следуя несложным инструкциям, может создать "собственную пару кроссовок": выбрать тип (беговые, баскетбольные, футбольные, детские, для кросса и т.п.), размер, основной и вспомогательные цвета, а также нанести "личную метку", которой могут быть имя, счастливое число или что-то в этом роде. Возможности сайта позволяют сразу же и посмотреть, как будут выглядеть новые кроссовки, причем во всех возможных ракурсах. Эта услуга обходится в дополнительные $10. Пока что создавать собственные кроссовки можно только на территории США. Другая "фишка" - специальное окошко Ask Nike, которое появилось в результате сотрудничества корпорации с Интернет-порталом Ask Jeeves. По замыслу Nike, окошко должно выполнять те же функции, что и продавец-консультант в настоящих магазинах. Напечатав в окошке свой вопрос, касающийся деятельности Nike и ее товаров, потребитель почти мгновенно получает ответ.

Сайты Nike задуманы так, чтобы привлекать внимание не только потенциальных покупателей, но и просто любителей спорта, которые, впрочем, со временем могут перейти в первую категорию. Для них создана, к примеру, Charles Barkley Network, в которой можно прочитать интервью как с самим баскетболистом Чарлзом Баркли, так и с другими звездами спорта - Джейсоном Киддом, Шерил Свупс, Майклом Джонсоном и др. На сайте можно подписаться на специальный бюллетень, в котором публикуются спортивные новости, а также принять участие в опросах по околоспортивной тематике, выразить свое мнение на специальных форумах.

Adidas анонсирует новую стратегию

Небольшим утешением для Nike может послужить тот факт, что ее главный соперник - немецкая Adidas-Solomon тоже испытывает спад. Однако сами немцы, которые лишь недавно отвоевали у Reebok почетное второе место в секторе спортивной обуви, мириться с таким положением вещей не намерены. В октябре Adidas анонсировала свою "новую глобальную бизнес-стратегию", в рамках которой все продукты компании будут отныне подразделяться на три основные категории - Forever Sport, Original, Equipment - и продаваться под разными логотипами.

В группу Forever Sport будут входить новые продукты, предназначенные для спортсменов экстракласса, а также для покупателей, следящих за спортивной модой. "Звездой" этой категории должны стать кроссовки Kobe, которые были представлены публике 3 ноября. Кстати, они тоже используют принципы конструкции автомобиля, а именно Audi TT. "Лицом" (а точнее, "ногами") рекламной кампании по раскрутке новых кроссовок стал другой баскетболист из NBA - Коуб Брайант. В категорию Original будут входить классические кроссовки от Adidas. При этом часть из них останется в своем первозданном виде, другая будет модернизирована, а третья претерпит "косметические изменения", призванные приблизить нестареющую классику к стандартам сегодняшней моды. Товары этой группы будут украшены традиционными адидасовскими тремя полосками. Наконец, категория Equipment будет включать в себя многофункциональные спортивные товары.

Новая стратегия Adidas была внедрена после того, как пост президента и СЕО американского отделения Adidas-Solomon занял Джеймс Керли. Компания считает, что этот принцип классификации товаров в корне отличается от традиционной схемы "обувь и все остальное", которой придерживаются другие производители спортивного снаряжения.

Американская Nike переживает не лучшие времена. На волне общего спада продаж сокращается и доля компании в различных сегментах рынка. Проблемной нишей для Nike стала, в частности, спортивная обувь. Но маркетологи компании не унывают, придумывая различные новшества.

В ноябре Nike представила публике Shox - новую линию кроссовок. Сама компания называет их своей самой революционной новинкой со времен Nike Air, которые были изобретены десяток лет назад. Дизайн новой модели основывается на технологии и материалах, используемых при производстве автомобилей.

Как полагают аналитики, новый хитовый продукт очень пригодился бы сейчас Nike, которая хоть и остается мировым лидером в производстве спортивной обуви, однако уже не господствует на рынке столь безоговорочно, как прежде.

Мировой объем продаж спортивной обуви за последние несколько лет сократился, да еще и доля Nike на рынке (который оценивается сейчас в $13,7 млрд) снизилась с 47,6% в 1997 году до 43,5% в 1999-м. Об итогах 2000 года говорить еще рано, но динамика продаж в первом квартале свидетельствует о том, что Nike продолжает сдавать позиции.

Вместе с продажами падает интерес акционеров. Котировка акций компании большую часть года оставалась неизменной - порядка $40 за штуку. В то же время основные конкуренты - компании Reebok и не столь известная у нас Skechers - сумели повысить объем продаж своих товаров, уведя часть потребителей Nike. Инвесторы реагируют соответствующим образом: стоимость акций Reebok в этом году удвоилась, а Skechers так и вовсе утроилась. А ведь раньше стоило Nike шлепнуть на кроссовки свой знак swoosh - и они распродавались лучше любых других.

Для Nike линия Shox - серьезное отступление от сложившейся политики. Новые кроссовки рассчитаны явно не на любителей покрасоваться. Между тем опросы показывают, что обычные покупатели чаще всего приобретают обувь от Nike, скорее следуя моде, нежели заботясь об их удобстве для занятий спортом. Компания это знает и изо всех сил стремится соответствовать запросам клиентов. Но не в случае с Shox. Наблюдатели оценивают внешний вид этих кроссовок как "странный" и даже "чудной". Кроссовки будут стоить около $150 за пару - это довольно дорого даже для Nike.

В Северной Америке и Азии первым был представлен баскетбольный вариант Shox, а премьера футбольных и беговых разновидностей намечена на декабрь. Центральными фигурами рекламной кампании станут звезды баскетбольной лиги NBA Винс Картер и Гэри Пейтон.