Top.Mail.Ru
архив

Сплющенный МВА

Бизнес-школы существуют в России добрый десяток лет, но качество нашего бизнес-образования до сих пор остается спорным. Школам мешают развиваться не только отсутствие опыта и нехватка денег. Отдельная проблема - регулирование бизнес-школ со стороны чиновников.

По оценке Российской ассоциации бизнес-образования, сегодня подготовкой управленцев занимаются порядка 1200 заведений по всей стране. Собственно бизнес-образованием - около полусотни школ.

Именно усилиями ведущих бизнес-школ, дающих диплом МВА отечественного образца, были сформированы основы модели смешанного (сочетающего государственные и частные элементы) бизнес-образования, взятой за основу в США и Европе. Теперь же в недрах Министерства образования возникла другая идея - полностью передать бизнес-образование в систему государственных вузов. По мнению сторонников этой идеи - а их в министерских кругах немало, - школы бизнеса дублируют работу вузов, готовя выпускников по одним и тем же специальностям.

Руководители школ бизнеса считают, что эту идею чиновникам подкинули сами руководители государственных вузов. Им не дают покоя относительные коммерческие успехи коллег из бизнес-школ, считает ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Сергей Мясоедов. Ведь самые успешные из вновь возникших учебных заведений зарабатывают ежегодно миллионы долларов. Вузам хочется участвовать в "освоении" этих денег. "Иначе как "совковым" такой подход не назовешь, - говорит Сергей Мясоедов. - Те, кто не в состоянии работать на конкурентном рынке, предпочитают действовать другими методами".

Сама по себе идея возвращения бизнес-школ под крыло государственных вузов неплоха - ведь и европейские, и американские университеты кормятся, как правило, за счет школ бизнеса и права. "Если говорить о настоящих школах бизнеса, то они действительно должны работать на базе крупных вузов", - считает Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) при Академии народного хозяйства.

Вузы, работающие сегодня "вхолостую" (по статистике, работу находят всего 30% их выпускников), при помощи бизнес-школ смогут восстановить связь с рынком труда, считает Валерий Безлепкин, начальник управления Министерства образования: "Нужно только верно выстроить взаимоотношения. Если школы бизнеса "растворить" в бюджетной системе, а такое вполне вероятно, то мы их потеряем. Здесь возможно только партнерство. Так, к примеру, работают школы бизнеса при Академии народного хозяйства".

Самой главной опасностью, по мнению руководителей бизнес-школ, может стать попытка "подогнать" бизнес-образование под систему стандартов высшего образования. Чего, как считает Сергей Мясоедов, делать нельзя ни в коем случае. Во всем мире МВА существует как второе высшее образование.

"Парадигмы классической высшей школы и бизнес-образования абсолютно не совпадают, - говорит Мясоедов. - Наше высшее образование, оставаясь хорошим по своему содержанию, имеет совсем не те акценты, которых требует бизнес-образование. Мы, в отличие от высшей школы, готовим не исполнителей с фундаментальными знаниями, а людей, способных принимать решения". Еще категоричнее высказывается Леонид Евенко: "Такой подход просто убьет бизнес-образование".

Расписание уроков

Еще одним минусом слияния бизнес-образования с высшей школой может стать усиление государственного контроля, весьма ощутимого уже сейчас. В идеале функции государства должны сводиться к выдаче лицензий. "Сегодня качество программ и уровень заведения оцениваются группой чиновников. Моя школа бизнеса должна удовлетворять прихоти клиента. Однако это становится невозможным, если следовать установленному государством регламенту, больше подходящему бюджетным вузам", - говорит Владимир Буренин.

В поисках приемлемого баланса между нормами и интересами клиентов некоторые бизнес-школы поступают вполне по-русски. Они параллельно внедряют сразу две учебные программы. Одну, где все расписано в соответствии с министерскими регламентами, демонстрируют проверяющей комиссии. Другую программу, по которой и ведется учебный процесс, от чиновников держат в тайне, зато охотно показывают клиентам. "Если я покажу нашим клиентам программу, которая скомпилирована на основе документов, написанных чиновниками, то люди просто перестанут к нам приходить", - утверждает Буренин.

Подобным образом приходится изощряться и в тех случаях, когда школа бизнеса хочет изменить программу. Ведь лицензия выдается не просто на вид учебной деятельности, а на конкретные, детально прописанные программы. Для внесения изменений учебное заведение обязано заказать новую аттестацию, дождаться включения в план следующего года, заключения экспертов, решения коллегии и т. д.

Этот путь чреват потерей клиентов, которым на подобные хитросплетения решительно плевать. Поэтому все делается куда проще - программе дается название, которое есть в установленном министерством перечне, а клиент под этим названием получает то, что ему нужно.

Так что государственное признание не изменит ситуацию на рынке труда и не решит проблем бизнес-школ. "Государственное признание МВА - как, впрочем, и наличие у кандидата этой степени - пока не имеет для заказчика определяющего значения, - говорит Оксана Соболева, менеджер по рекламе компании "Анкор". - Компания-заказчик в первую очередь требует от кандидата наличия соответствующего опыта".

Да и не факт, что по окончании эксперимента школы бизнеса сохранят за собой право на выдачу государственных дипломов. Принимать решение по этому вопросу будут явно не их клиенты.

Библиотекарь-менеджер

Понятно, что бизнес-образование должно как-то регламентироваться. Вопрос только в том, кто и как его регламентирует. "Отсутствие всякой определенности с тем, что именно в России можно считать бизнес-образованием, позволяет назвать программой МВА любой бизнес-курс продолжительностью от 2 - 3 месяцев до 2 - 3 лет", - говорит Сергей Мясоедов.

Сейчас основным документом, призванным защитить потенциальных студентов от недобросовестных заведений, являются "Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования". Теперь степень МВА присваивается только после прохождения программы, на которую отводится не менее 1000 часов. Забавно, что на родине МВА - в США - для получения заветного диплома достаточно отучиться 720 академических часов, а в Великобритании - всего 400. Государство одобрило и количество часов, которое отводится на изучение определенных дисциплин (на изучение базовых дисциплин в области менеджмента должно быть выделено не менее 400 часов; еще 250 часов отведено на практические занятия), и минимальное количество курсов по выбору слушателя - не меньше трети всего учебного времени. Ученую степень должны иметь не менее половины преподавателей.

Наиболее полно, по мнению чиновников, этим требованиям сегодня отвечают программы 15 учебных заведений, получивших государственную аккредитацию и в порядке эксперимента (он заканчивается в декабре) имеющих право выдавать признаваемые государством дипломы. До этого момента учебные заведения, готовившие "мастеров делового администрирования", обходились выдачей сертификатов, "корочек" о профессиональной переподготовке с указанием степени и дипломов о втором высшем образовании. Известно, что немалую роль в эпопее с государственным признанием MBA сыграла личность Владимира Филиппова, поддержавшего инициативу на высшем уровне: в свое время нынешний министр образования возглавлял Российский университет дружбы народов, и одним из первых внедрил в стенах своего заведения практику обучения по программе МВА. Так или иначе, среди передовиков рынка оказались АНХ, Всероссийская академия внешней торговли, Высшая коммерческая школа при Министерстве экономического развития и торговли РФ, ГУ-ВШЭ, Государственный университет управления, Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российский университет дружбы народов, РЭА им. Плеханова. Имеются в списке три питерских вуза и три провинциальных вуза - Нижегородский, Воронежский и Пермский госуниверситеты.

Впрочем, новый государственный диплом о дополнительном (к высшему) образовании, действительный лишь при наличии документа о высшем образовании, нравится не всем. "Уже сейчас очень многие отказываются получать такой диплом, предпочитая ему "корочку" старого образца, - говорит ректор Высшей коммерческой школы (ВКШ) Министерства экономического развития и торговли РФ Владимир Буренин. - На первый взгляд, разницы вроде бы никакой, но по одному диплому я могу изучать дневную программу МВА год, а "вечерку" - полтора, а по новому диплому - в соответствии с министерским приказом - вынужден увеличивать продолжительность программы до полутора и двух лет соответственно. Это делает процесс обучения, во-первых, дороже, а во-вторых, длиннее". Многих смущает и указание в дипломе двух квалификаций, причем специальность "менеджер" оказывается дополнительной к той, что была получена раньше.

Еще по теме