Top.Mail.Ru
политика

Суверенные братья

Владимир Путин и Александр Лукашенко. Фото: ТАСС Владимир Путин и Александр Лукашенко. Фото: ТАСС

Косвенное подтверждение тому, что в Минске остались не удовлетворены переговорами в Сочи, прозвучало из уст необычного спикера. Начальник Генштаба Вооруженных сил Республики Беларусь Олег Белоконев заявил, что Белоруссия готова к совместным учениям с НАТО и на данный момент идут переговоры о возможных форматах сотрудничества.

Как бы то ни было, говорить о том, что «поглощение» Белоруссии Россией — дело решенное, преждевременно.

Справедливость по-белорусски

Сочинская встреча проходила в преддверии важной даты. 8 декабря исполнилось 20 лет со дня подписания договора о создании Союзного государства России и Белоруссии. Тогда Александр Лукашенко выступал в качестве главного заинтересованного в объединении лица. Он даже успел поддержать под руку Бориса Ельцина, едва не упавшего во время зачитывания речи по итогу подписания Договора. У президента Белоруссии была возможность стать во главе новой страны.

Сегодня ситуация другая. В Белоруссии чувствуют, что переговоры по политической интеграции несут в себе угрозу для суверенитета страны. Поэтому Минск делает ставку на обсуждение экономических вопросов. Главный посыл, озвученный Лукашенко: «Люди и субъекты хозяйствования должны иметь равные условия для жизни и работы». Сергей Чалый, аналитик и экономист из Белоруссии, полагает, что «именно экономическая интеграция позволит существенно снизить импортные цены на энергоносители, что принципиально для Белоруссии, где считают несправедливым, что сейчас цена на газ для РБ складывается по формуле цены газа для ЯНАО и стоимости транспортировки его до государственной границы. Причем платит Белоруссия в долларах США».

Милые бранятся?

Дебаты вокруг возможных форм объединения проходят на фоне не самых дружественных отношений между двумя государствами. Недовольство Минска вызывает также резкий рост экспортных цен на сырую нефть для белорусской стороны, которые увеличились в результате налогового маневра РФ. Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина заявила об убытках в 100 млн $ по итогам первых пяти месяцев 2019 года. Связанный с подорожанием российской нефти рост цен на бензин бьет по карману белорусских граждан. Кроме того, власти республики неоднократно выражали обеспокоенность в связи с регулярными запретами Роспотребнадзора на поставку в Россию мясной и молочной продукции.

Для Кремля же главным раздражителем остается «многовекторная внешняя политика» режима Лукашенко, которая, однако, позволяет белорусским правящим кругам находить новые источники доходов. И здесь дело выходит далеко за рамки известной истории с «белорусскими креветками». Так, Минск не согласовал с Москвой введение безвизового режима въезда в Белоруссию с туристическими целями для граждан 73 государств. Пограничная служба ФСБ России вернула контроль на въезд в страну со стороны Белоруссии и установила трехкилометровую пограничную зону вдоль границы.

Нарастающие в белорусском обществе слухи о возможности «поглощения» Белоруссии Россией на протяжении прошедшей недели находили неоднократные подтверждения. В частности, Дмитрий Медведев во время пресс-конференции российским СМИ 5 декабря, комментируя детали возможной интеграции, заявил, что «любая интеграция — это частичное уменьшение суверенитета». Лукашенко был вынужден лично заверять общественность в отсутствии, во всяком случае у него, подобных намерений. 

Я — не пацан, который отработал 3-4-5 лет президентом. И я не хочу перечеркнуть все то, что сделал вместе с вами, с народом — создал суверенное независимое государство, — чтобы его сейчас уложить в какой-то ящик с крестом наверху и куда-то выбросить или кому-то передать? При мне такого не будет никогда

—сказал президент в привычной для себя манере, выступая в нижней палате парламента

Тем не менее белорусское общество будоражило. За два дня до переговоров в Сочи в российском сегменте YouTube был заблокирован ролик «Беларуси не станет 9 декабря?» белорусского оппозиционного блогера Степана Путило, создателя крупнейшего в Белоруссии «Телеграм»-канала NEXTA. 8 декабря около тысячи человек вышло на улицы Минска. Против обыкновения, ни один из участников самого крупного с 2017 года протестного марша не был задержан.

Вполне вероятно, что «пратэст супраць інтэграцыі» стал лишним козырем в рукаве президента Белоруссии, однако воспользоваться им в полной мере Лукашенко не удалось. Как сообщает «Телеграм»-канал «Беларусь головного мозга», Лукашенко покинул переговорную комнату в плохом расположении духа. Видимо, цена решения экономических вопросов не устроила белорусского лидера. Как заявил Павел Северинец, лидер оппозиционной партии «Белорусская христианская демократия», «на данном этапе интересы Лукашенко и белорусского народа совпали».

Несмотря на заявления о подписании части «дорожных карт» (согласованы компенсации потерь Белоруссии в результате налогового маневра, а также проекты по вопросам электроэнергетики и сотрудничества таможенных служб), в России не чувствуют удовлетворенности. Николай Межевич, профессор факультета международных отношений СПбГУ, считает, что «отсутствие очевидного прогресса для любой из сторон на данном этапе — это нормально. Ни у России, ни у Белоруссии нет ни единого основания для выхода из переговорного процесса. Интеграция для обеих стран в любом случае выгодна и неизбежна. А когда она произойдет — через две недели или через десятилетия — по большому счету не важно».

20 декабря в Санкт-Петербурге состоится следующая встреча двух глав государств на саммите Евразийского экономического союза. По мнению Сергея Чалого, «на саммите Путин и Лукашенко вряд ли будут выходить за рамки вопросов, связанных с ЕАЭС. Вся ситуация, связанная с интеграцией, останется в подвешенном состоянии до 2020 года, когда будет введен в эксплуатацию газопровод «Северный поток-2», что одновременно усилит переговорные позиции Москвы и ослабит Минск, поскольку «Газпром» приобретет дополнительный козырь для установления желаемой им цены на газ для Белоруссии».