Top.Mail.Ru
архив

ЦУМ переходит в класс «люкс»

На прошлой неделе стало известно, что новым владельцем ЦУМа станет компания Mercury, крупнейший в России продавец товаров класса «люкс». Оформлением сделки занимается инвестиционная компания «ОЛМА» – один из акционеров торгового дома. До конца года «ОЛМА» должна передать Mercury контрольный пакет акций, часть которого до недавнего времени принадлежала председателю совета директоров ЦУМа Льву Хасису.

Акционером ЦУМа 36-летний Лев Хасис стал осенью 2001 года. Оставив пост вице-президента Альфа-банка, он приобрел блокирующий пакет Центрального универмага у портфельных инвесторов, а в середине 2002 года возглавил совет директоров. К настоящему моменту суммарная доля Хасиса в АО «ЦУМ», «ОЛМА» и четырех дружественных им компаний составляет около 60%.

У Хасиса были серьезные планы по развитию ЦУМа: превращение его в универмаг формата departmentstore, реконструкция исторического здания на Петровке с увеличением торговых площадей с нынешних 12 000 кв. м до 39 000 кв м, строительство нового семиэтажного торгового комплекса по соседству, открытие филиалов в регионах. Работы по реализации проекта планировалось начать в октябре текущего, а завершить к началу 2004 года.

Однако предприниматель, видимо, нашел иное применение своим силам и деньгам. После заключения сделки Хасис уйдет с поста председателя совета директоров универмага, оставив себе «небольшую долю», а средства, вырученные от продажи акций, собирается инвестировать в торговую сеть «Перекресток», чей совет директоров он возглавляет («Перекресток» входит в «Альфа-групп»). Свое решение Лев Хасис объясняет привлекательностью «более масштабного бизнеса». «Перед нами стоит задача максимально быстро, может быть, в течение двух лет, увеличить оборот сети до $500 млн в год», – сказал бизнесмен в интервью «Ко». В пресс-службе «Перекрестка», оборот которого в прошлом году составил $252 млн, информацию о том, что Хасис станет стратегическим инвестором сети, подтвердили.

Сколько Хасис выручит от продажи акций ЦУМа – неизвестно, так как стороны не раскрывают подробностей сделки. По мнению аналитика Альфа-банка Александра Свинова, при рыночной капитализации ЦУМа в $33 млн контрольный пакет должен стоить $20 млн – $25 млн. Однако, продолжает он, при реализации крупного пакета акций продавец должен получить значительную премию. Оборот ЦУМа в 2001 году составил $38 млн, а в первом полугодии 2002 года – $17,9 млн при чистой прибыли в $1,7 млн.

Судя по всему, Mercury продолжит начатую предшественниками политику развития ЦУМа. «Mercury – это не портфельный инвестор, который мог бы купить ЦУМ для перепродажи, – говорит Хасис. – Оба Леонида (Леонид Фридлянд и Леонид Струнин, совладельцы Mercury. – прим. «Ко») подтвердили, что будут дальше реализовывать эти планы. У меня нет никаких сомнений, что в ЦУМе они все сделают по высшему классу». Получить в Mercury подтверждение намерения продолжить дело Хасиса, как, впрочем, и самого факта сделки, не удалось.

Компания Mercury владеет сетью бутиков и занимается торговлей одеждой дорогих марок, часами и ювелирными изделиями. Оборот компании, по данным газеты «Ведомости», составит в этом году $300 млн. Mercury уже участвует в одном дорогостоящем проекте в центре Москвы. Речь идет об «улице бутиков» в Третьяковском проезде, расположенном в пяти минутах ходьбы от ЦУМа. По мнению аналитиков рынка, в центре города вряд ли приживутся еще 39 000 кв. м бутиков. «Скорее всего, при Mercury цены в ЦУМе будут ниже, чем в Третьяковском проезде, но выше, чем в торговом комплексе «Охотный ряд», – рассуждает один из экспертов.

Еще по теме