Top.Mail.Ru
бизнес

Во что пандемия превратила русский бизнес

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Внезапно свалившаяся на голову пандемия коронавируса застала врасплох основную часть российского бизнеса. Резко сократились доходы, изменились правила игры и спрос на потребительском рынке. Для большинства компаний коронакризис породил новые вызовы: если перед одними он поставил вопрос о выживании, то другая их часть попыталась использовать непростую ситуацию для трансформации своей деятельности.

Совместные усилия ряда компаний по обмену опытом в преобразовании бизнеса к маю 2020 года увенчались успехом: по инициативе руководителей нескольких российских корпораций — «Сибур», «А1», «Почта России», «Фосагро» и AEON — было принято решение о создании совместной онлайн-платформы, главной целью которой должна была стать координация стремлений крупных и средних российских компаний по успешной трансформации своей деятельности в пандемический и постпандемический период.

Созданный онлайн-портал получил название #Трансформа1 и стал одним из важных инструментов информирования о трансформационных бизнес-процессах, происходящих как в России, так и за рубежом. Ключевым партнером проекта выступила инвестиционная компания А1, входящая в «Альфа-Групп», одним из направлений работы которой является формирование справедливой деловой среды в стране через защиту законных прав компаний и их владельцев при корпоративных спорах.

По мнению Павла Сигала, первого вице-президента «Опоры России», портал #Трансформа1 стал своевременным ответом на вызов времени.

«Консолидация лучшего опыта в стране по преодолению кризисных ограничений и проблем позволила всем участникам рынка получить необходимую информацию и руководство к действию в рамках решения появившихся из-за пандемии задач», — заявил эксперт.

За истекший год было проведено около 20 эксклюзивных онлайн-саммитов, бизнес-форумов, семинаров и лекций с участием ведущих экономических экспертов, таких как Владимир Мау, Андрей Шаронов, Александр Аузан и других, а также топ-менеджеров крупного бизнеса — глав компаний «Сибур», «Алроса», X5 Retail, AEON, HeadHunter, Riki и прочих. И хотя большинство дискуссий состоялось в удаленном формате, это не повлияло на уровень приглашенных спикеров и остроту поднимаемых ими проблем.

Кроме того, сейчас в активе портала — ряд совместных с А1 социологических исследований по влиянию коронавируса на текущие экономические процессы и адаптации бизнес-структур к пандемической реальности, которые задали новый тон при обсуждении процессов, происходящих в российском социуме.

«Запуск портала #Трансформа1 — важный шаг на пути к объединению усилий российского бизнеса для успешного преодоления последствий пандемии. В первую очередь он призван удовлетворить растущий спрос на новые отношения справедливости, взаимовыручки и партнерства в бизнесе», — заявил член правления А1 Кирилл Бабаев.

Среди отраслей, подвергшихся трансформации, выделилась финансовая. Основную роль в определении ее места в пандемию сыграли экосистемы, которые задали новый вектор развития для отечественной экономики. Удобство использования финансовых сервисов по принципу «все включено» вызвало повышенный интерес со стороны пользователей, вынужденных в условиях коронавирусных ограничений сократить физическое взаимодействие в области корпоративных и личных финансов.

«Для финансового сектора площадка обмена опытом трансформации оказалась важным подспорьем, и нам удалось обстоятельно озвучить проблематику экосистем в финансовом секторе одними из первых. Они, как выясняется, ни морально-этически, ни законодательно не регулируются и вызывают множество вопросов. В дальнейшем эта тема поднималась на совещаниях в ЦБ и правительстве», — заявил Александр Арифов, член экспертно-методического совета Банковского института НИУ ВШЭ, глава одного из московских банков.

Роль социологии в трансформации бизнеса

Важной частью совместной деятельности медиапортала #Трансформа1 и инвестгруппы «А1» стали исследования общественного мнения, посвященные преодолению последствий пандемии в бизнесе, и анализ поведения участников рынка в условиях продолжающейся пандемии COVID-19. Участниками социологических опросов в течение всего года становились как бизнесмены и топ-менеджеры ведущих российских компаний, так и их рядовые сотрудники.

Как известно, статистика знает все, и полученные при опросах данные сыграли важную роль в определении глубинных процессов, происходящих в современном обществе, помогая бизнесу в выработке стратегии в отношении появившихся в пандемию «черных лебедей». Анализ собранной информации помогает определять точки социального напряжения, возникающие в профессиональной среде, и оперативно на них реагировать, корректируя текущие преобразования в бизнесе.

Как изменилось поведение общества в коронавирус

В марте 2021 года совместно с компанией «А1» был проведено социологическое исследование с участием более полутора тысяч человек, занятых в сфере услуг и финансов. В качестве основного вопроса для респондентов фигурировала тема распространения COVID-19 среди их коллег по совместной работе. В результате исследования выяснилось, что уровень заражения коронавирусом на рабочем месте по-прежнему остается на достаточно высоком уровне. Одновременно удалось узнать, что степень информированности окружающих о вирусных вспышках стабильно находится на высоком уровне: так, более трех четвертей опрошенных были в курсе о случаях заболевания в своем коллективе, что говорит о повышенной социальной ответственности в российском социуме.

Трансформация

Следующий замер общественного мнения был посвящен вопросам тестирования COVID-19 на рабочих местах и проводился с целью объективной оценки регулярности проверок в российских компаниях на наличие вируса у сотрудников. Участниками исследования стало более 1,5 тысячи человек, работающих в различных секторах экономики. Результаты проведенного опроса показали, что коронавирусные обследования в офисах и на предприятиях не проводятся более чем в трети случаев. Одновременно почти четверть опрошенных призналась, что в их компаниях совсем не делают тестов, а сами сотрудники не спешат обращаться в медучреждения для проведения анализов на COVID-19. В то же время почти четверть россиян озабочена возможным наличием возбудителя болезни в своем организме и проводит все необходимые исследования по собственной инициативе. Собранные данные являются позитивным фактором и свидетельствуют о росте самосознания у граждан страны.

С чем пришлось столкнуться бизнесу в результате карантинных ограничений

Изучение общественного мнения частично затронуло и сферу спроса на товары отечественных производителей в условиях коронавирусных ограничений.

Трансформация

Участниками очередного опроса стали более пятисот руководителей крупнейших бизнес-структур из разных отраслей российской экономики. Удалось установить, что в результате введенных противовирусных ограничений пострадало подавляющее количество отечественных компаний. Рост продемонстрировали единицы, и в основном это произошло в силу увеличения спроса на ряд специфических товаров, ставших остро необходимыми в условиях пандемии. В результате с уверенностью можно отметить, что падение потребительского спроса в России действительно приобрело масштабный характер.

Трансформация

Тому, с какими сложностями пришлось столкнуться российскому бизнесу в 2020 году из-за пандемии и карантинных мер, был посвящен анализ деловой активности, проведенный информационными партнерами среди 500 представителей бизнес-элиты России. В ходе состоявшегося опроса респонденты по-разному отмечали негативную степень воздействия пандемии на свою деятельность. Основными трудностями для бизнеса во время пандемии стали: оплата налогов или арендных платежей, выплата заработной платы сотрудникам, невыполнение обязательств партнерами и невозможность исполнения собственных обещаний перед третьими лицами. Как свидетельствуют результаты исследования, российский бизнес столкнулся с рядом серьезных проблем из-за коронавирусных ограничений. Впрочем, небольшой процент закрывшихся компаний говорит о том, что в целом отечественный бизнес сумел трансформироваться в новых условиях и преодолеть кризисные явления в экономике.

Часть компаний уверена в положительном влиянии пандемии на свою деятельность 

Одной из основных тем соцопросов за прошедший год стал акцент на положительной стороне последствий пандемии для бизнеса.

Трансформация

Среди основных профитов в этой области респонденты выделили стремительное расширение онлайн-сервисов, развитие новых направлений в бизнесе и повышение готовности компаний к трансформации. Одновременно представители деловых кругов отмечают позитивные сдвиги в своей деятельности, которые происходят на фоне постепенного выхода из коронакризиса.

В рамках данного исследования был также задан вопрос о возможных путях развития бизнеса на среднесрочную перспективу. Большая часть респондентов отметила важность диверсификации своего бизнеса в сложившихся условиях, вторым по популярности стал ответ об увеличении доли рынка за счет компаний, которые не пережили пандемию. Одновременно почти каждый десятый участник опроса решил перепрофилировать свой бизнес или считает оптимальным для себя вариантом тесную кооперацию с различными госструктурами.

«В постпандемийный период пришло понимание, что государство стало более открытым к высокотехнологичным проектам. Власти выстраивают модель реализации масштабных проектов, предусматривающую множество решений и участников: “чем выше конкуренция — тем ниже цена для конечного потребителя”. Сегодня это не просто лозунг, а реальная модель взаимодействия с бизнесом», — уверена Александра Зимина, заместитель генерального директора АО «ГЛОНАСС».

Что является основным фактором для возобновления работы бизнеса в формате офлайн

Важной темой для аналитиков медиапортала и их коллег из компании «А1» остаются опросы на тему выхода на работу офлайн тех людей, кто до этого времени трудился в удаленном формате.

Трансформация

Более половины респондентов подтвердили, что сотрудники их компаний испытывают стресс при выходе в офис после удаленки, тогда как почти четверть опрашиваемых затруднилась ответить что-то определенное на этот счет.

По-прежнему боится заражения коронавирусом своих сотрудников в офисе пятая часть опрошенных руководителей, а каждый шестой из них отметил быструю утомляемость на рабочем месте. На вопрос, требуется ли адаптация вашим сотрудникам при выходе на работу в офис, большинство опрошенных руководителей высказались положительно, а более чем в 15% случаев респонденты выразили явное неудовольствие текущим уровнем событий, и почти каждый десятый затруднился дать определенный ответ.

Трансформация

В рамках проводимого опроса руководители поделились и способами адаптации новых сотрудников к удаленной работе. Так, больше половины опрошенных оборудовали свой офис средствами индивидуальной защиты, 46% респондентов дали персоналу возможность чередовать присутствие в офисе с удаленной работой, треть решила оставить часть сотрудников на домашней работе, в то время как пятая часть вообще не использует методы адаптации.

«Офисная жизнь в пандемию кардинально изменилась. Кризис показал, сколько сотрудников действительно нужно компании, чтобы продолжать развитие бизнеса. Многие руководители отметили, что 20–30% персонала могут работать в удаленном режиме на постоянной основе. Важно отметить, что цифровые инструменты показали свою эффективность на деле и позволяют управлять бизнесом с большей результативностью. Это вопрос не только контроля, но и координации всей работы», — считает Иван Котов, управляющий директор и партнер Boston Consulting Group.

Постскриптум 

Все мероприятия и исследования, состоявшиеся за прошедший год, показали исключительную важность своевременного информирования бизнеса о трансформационных процессах, происходящих как в отечественной деловой среде, так и в российском обществе. Регулярные обмены мнениями, публикация результатов социологических исследований и актуальных материалов из мировых и российских СМИ сделали существование медиапортала #Трансформа1 неотъемлемой частью информационного бизнес-ландшафта и плодотворным образом отразились на эмоциональном состоянии отечественного бизнеса в наше непростое время. Именно такие задачи и ставили перед собой инициаторы создания онлайн-платформы о трансформации российского бизнеса в мае 2020 года.

Еще по теме