Top.Mail.Ru
архив

Высокая "облачность"

IT-инфраструктура
В России, по оценкам IDC, среднегодовой темп роста сегмента до 2014 г. будет превышать 100%. Такое развитие событий поставит компании перед необходимостью изменения корпоративной компьютерной архитектуры ради сохранения конкурентоспособности. Что нужно учитывать при принятии таких решений, "Ко" рассказал руководитель отдела по продвижению информационных офисных систем Microsoft в России Павел Кузьменко.


- Павел, об "облаках" и в самом деле много говорят. Это восходящий тренд, имеющий все шансы стать мейнстримом. Давайте начнем с того, что попробуем просто и ясно сформулировать, что такое "облако".

- Если совсем просто, то это расположенные в Интернете сервисы. Это может быть софт как сервис (Software as a Service, или SaaS), платформа как сервис (Platform as a Service, или PaaS), инфраструктура как сервис (Infrastructure as a Service, или IaaS). Между этими тремя типами "облаков" нет Китайской стены, они вполне могут пересекаться и активно развиваются.


- Когда разговариваешь с представителями среднего и малого бизнеса, понимаешь, что многие предприниматели считают "облака" технологией, больше подходящей для крупных бизнесов. Возможно, они правы?

- Мне кажется, у вас сложилось неверное ощущение. "Облако" - уже не экзотика, и сегмент среднего и малого бизнеса его уверенно осваивает. Это дань не моде, а экономической целесообразности. Самое главное, что дает "облако" - это конкурентное преимущество. Или как минимум шанс его не потерять. Ведь "облачные" технологии - это еще и так нужные всем, и в первую очередь среднему и малому бизнесу, эффективные и недорогие CRM, программные инструменты для HR, онлайн-бухгалтерия, приложения для совместной работы.

Многие компании предлагают сегодня корпоративным клиентам самые разнообразные "облачные" решения. Они позволяют среднему и малому бизнесу пользоваться теми же профессиональными программными продуктами, которые применяются в крупном бизнесе. Например, наше новое "облачное" решение Office 365 предлагает таким компаниям самые популярные в бизнес-среде продукты Microsoft - Microsoft Office, Exchange, SharePoint, Lync - единым пакетом в "облачном" варианте.

Прежде небольшому бизнесу пользоваться такими технологиями было и технически сложно, и экономически невыгодно: нужно было разворачивать и поддерживать собственную IT-инфраструктуру, для чего требовались и финансовые затраты, и наем специалистов. С "облаком" для всего этого нужен только доступ в Интернет.


- Который, кстати говоря, в России не самого высокого качества...

- Не соглашусь, ситуация со связью в России вовсе не так ужасна, как многие привыкли считать. В большинстве городов с населением свыше 500 000 человек есть Интернет приемлемого качества и множество поставщиков. Кроме того, на 100 человек, которые используют "облачную" почту в среднем режиме, требуется канал 89 Кб/с - это ниже среднего уровня по России. Кроме того, в "облаке" меняется культура пользования ресурсами: по почте, например, пересылается не сам файл, а ссылка на него, то есть трафик снижается.


- Что переход в "облако" конкретно означает для компаний?

- Размещение кусочка или всей IT-инфраструктуры за пределами своей серверной. Могу привести примеры из практики. В ООО "Информационно-техническая компания" решили оптимизировать существовавшую централизованную инфраструктуру, чтобы снизить затраты на IT. После внедрения Office 365 рабочее место сотрудника компании - это ноутбук с 3G-модемом и телефон с ОС Windows Phone. Все, что требуется для "подключения" нового сотрудника, - настроить учетную запись пользователя и обеспечить интернет-канал. Все сервисы доступны пользователю автоматически после входа в систему через браузер.

Еще пример - расчетный центр "Практик". Офисы компании находятся в разных городах, что осложняет создание единого внутрикорпоративного информационного пространства. Наше "облако" помогло решить эту задачу, причем все возможности Office 365 заказчик теперь получает по цене, которую раньше платил только за корпоративную почту!

Более того: есть расчеты, которые показывают, что по сравнению с традиционными серверными IT-инфраструктурами "облачная" платформа обходится в 40 раз дешевле.


- За счет чего достигается экономический эффект?

- За счет минимизации расходов на поддержание IT-инфраструктуры и, при необходимости, масштабирование. Плюс повышение эффективности труда. Появляется возможность предоставить доступ к современным средствам совместной работы и офисным коммуникациям любому числу сотрудников, оплачивая использование ресурсов по принципу аренды, переводя расходы на IT из капитальных в операционные.

Не нужно закупать серверное оборудование и тратить средства на техническую поддержку. Можно синхронизировать свою работу, оставаясь на связи благодаря службе мгновенных сообщений и видеоконференций, проводя виртуальные внутренние совещания и встречи с партнерами, вне зависимости от места нахождения каждого из участников. Можно работать совместно над документами и файлами в удаленном режиме, делясь своим расписанием с коллегами и получая доступ к своей почте и календарю почти с любого устройства в офисе, в дороге или дома, создавая и поддерживая информативные сайты с той же легкостью, с какой редактируются документы в текстовом редакторе.


- Как реагируют компании, когда речь заходит о том, что важные для бизнеса данные окажутся уже не в привычном и родном "железе" в серверной, а где-то там, в "облаке"?

- Мы все и всегда немного опасаемся перемен. Даже если понимаем, что они к лучшему. При принятии решения о переходе в "облако" главное - полагаться на здравый смысл и пользоваться услугами надежных, известных поставщиков. Услуги таких поставщиков в сочетании с современными IT-решениями, как правило, обеспечивают намного более высокий уровень безопасности, чем собственные локальные ресурсы организаций.

Microsoft считает, что данные клиента принадлежат только ему, поэтому пользователь нашего "облака" всегда знает, где хранятся его данные, кто и когда имеет к ним доступ, и может удалить их в любой момент. Работа Office 365 поддерживается мощными центрами данных, стратегически распределенными по всему миру и защищенными на пяти уровнях по одному из наиболее высоких мировых стандартов безопасности. Могу с гордостью добавить, что разработанные нами методики и политики основываются на 20-летнем опыте обеспечения безопасности данных в Интернете.


Еще по теме