Top.Mail.Ru
архив

За китайской стеной

 

АФК Система, СММ, Система масс-медиа, HuaweiИдея создания кинофондов витает на отечественном рынке уже много лет. Однако то, что предлагают «Система масс-медиа» (СММ) и Huawei, несколько необычно. Как сказал «Ко» вице-президент регионального офиса Huawei в СНГ Станислав Родионов, все началось с того, что Huawei предложила представителям СММ встретиться с ведущими производителями китайского рынка. «У России и Китая много примеров совместных проектов в различных областях, но в сфере кино и телевидения такое взаимодействие проходит еще недостаточно активно, – рассказывает президент холдинга «Система масс-медиа» Андрей Смирнов. – Поэтому мы и приняли решение организовать фонд, который бы поощрял культурное взаимопроникновение – в первую очередь в кино- и телеискусстве». Всего за первый год работы в фонд планируется привлечь $50 млн, а по итогам трех лет общий объем финансирования должен достичь не менее $150 млн. Для сравнения: созданный для распределения основной части госденег фонд в 2011 г. составил чуть менее $100 млн.

 

Китайский элемент

«Система масс-медиа» и Huawei выступили учредителями фонда, а в попечительский совет вошли министерства культуры обеих стран, федеральный Фонд кино, а также представители российских и китайских медиакомпаний. «Мы сотрудничаем с компанией RWS по целому ряду телевизионных проектов. Идея инвестиционного фонда, созданного нашими коллегами совместно с Huawai, позволит нам теперь посотрудничать и в полнометражном кино», – объяснил «Ко» член попечительского совета фонда, генеральный продюсер ГК «ВайТ Медиа» Тимур Вайнштейн. Специфика фонда накладывает определенные ограничения на фильмы, претендующие на финансирование. В первую очередь они должны быть ориентированы одновременно на зрителей России и Поднебесной и соответственно на распространение в обеих странах. Поэтому сюжет обязан включать российско-китайский «элемент». Кроме того, предполагается, что 50–60% проектов будут созданы по принципу co-production – совместного производства двух стран. Известно, что первыми деньги из фонда получат: игровая картина «Эскадрилья» о советских и китайских пилотах в 1950-е гг., а также документальные фильмы о Мао Цзэдуне и Дэн Сяопине. Неожиданно, но фонд также профинансирует фильм-сказку «Аленький цветочек», в котором тоже обещают сюжетное «присутствие» Китая. В зависимости от проекта, заявители могут рассчитывать на полное или частичное финансирование. За первый год своего существования фонд выделит деньги как минимум на три фильма, оставшиеся средства будут переходить на следующий год.
Изначально в фонд предполагается привлекать деньги не только учредителей, но и большого количества спонсоров, также приглашающихся к участию в попечительском совете. По словам Андрея Смирнова, многие компании, представляющие крупный бизнес, а также работающие на рынках России и Китая, уже высказали заинтересованность в работе фонда. «Для них это определенного рода показатель социальной ответственности – желание развивать не только бизнес, но и культурное взаимодействие двух стран», – объясняет эксперт. Создатели фонда также уверяют, что фильмы входящей в СММ кинокомпании RWS могут рассчитывать на деньги фонда только в порядке общей очереди. «Наш фонд может стать своего рода клубом делового общения с участием представителей бизнеса, различных ассоциаций и пр. И мы будем постоянно придумывать ходы для того, чтобы создать дополнительную ценность участия в проекте для спонсоров», – уверяет Станислав Родионов. При этом основные права на созданный с привлечением денег фонда контент останутся за продюсерами, однако они должны будут отдавать фонду определенный процент от кассовых сборов. При этом на финансовую отдачу от фонда его учредители не рассчитывают. Эти средства будут реинвестироваться обратно в фонд, поэтому его создатели предполагают, что со временем доля спонсорских денег станет снижаться.

 

Сойтись характерами

АФК Система, СММ, Система масс-медиа, HuaweiПо единогласному мнению участников профильного рынка, китайский рынок в теории нужен представителям российского кинобизнеса. За последние пять лет бокс-офис кинотеатров в Китае ежегодно рос на 20% и в 2010 г. превысил $1,4 млрд. Примерно такими же темпами растет и количество кинозалов в стране. При этом копродукция, на которую во многом нацелен новый кинофонд, позволяет обойти жесткую квоту на иностранные фильмы в китайском прокате – не более 20 картин в год. «Очевидно, в Китае есть интерес к российскому кино, в том числе к старому советскому, с близкой идеологической направленностью, – поясняет управляющий директор по медийным проектам J'son & Partners Consulting Михаил Шеховцов. – Заинтересуют китайцев и лучшие из новых российских фильмов». По словам председателя совета директоров группы Star Media продюсера Влада Ряшина, представители китайских фондов, телеканалов и дистрибьюторы принимают участие в российских копродакшн-форумах, а также проявляют покупательскую активность на телерынках MIPCOM и MIPTV в Каннах. В частности, китайский государственный телеканал CCTV купил у Star Media сериалы «Сестры по крови», «Держи меня крепче» и документальную драму «Великая война», а также решил участвовать в новом международном проекте Star Media под рабочим названием World At War. Кроме того, на CCTV с марта 2011 г. идут «Смешарики». По данным СММ, сегодня Поднебесная является вторым, после Франции, потребителем российского кино среди зарубежных стран. Например, фильм «Скалолазка и последний из седьмой колыбели» собрал в кинотеатрах КНР больше, чем в российских ($2,5 млн против $1,23 млн). «А при условии, что французский потенциал обеспечивают лишь закупки Canal+, Китай в скором времени вполне может выйти на первое место, изменив соответствующие приоритеты. По привлекательности рынка Китай давно обогнал Англию и Германию и сейчас активно соперничает с Европой», – уверен Андрей Смирнов.
Впрочем, не все так гладко. «Самый кассовый российский фильм в кинопрокате Китая – «Мы из будущего», собравший в 2010 г. $3 млн. Но после провала в том же году «Черной молнии» ($1,3 млн) наши фильмы в КНР пока больше не выходили», – рассказывает руководитель отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня» Сергей Лавров. Более того, в отечественном прокате китайские ленты традиционно проваливаются. Так, фильм «Битва у Красной скалы» собрал в нашей стране всего $140 000 на 75 копиях. «Бокс-офис российских картин в совокупных кассовых сборах редко превышает 25%. Чего же ожидать от китайских картин?» – недоумевает Анастасия Соснова, аналитик «Инвесткафе». Еще одной потенциальной сложностью российско-китайского co-production участники рынка называют актерский состав совместных лент. «Если в фильме будут и российские, и китайские актеры, он может понравиться только наполовину, – констатирует Олег Иванов, генеральный директор Movie Research. – Так произошло с фильмом «Ирония любви» (СП «Интерфеста» Рената Давлетьярова и «Казахфильма». – Прим. «Ко») – превосходную актрису со стороны Казахстана наш зритель не оценил». Второй потенциально проблемный момент – это спонсоры. По мнению Анастасии Сосновой, круг потенциальных спонсоров не так широк, как кажется на первый взгляд: люди, ведущие бизнес в Китае, как правило, далеки от киноиндустрии, а государство занято субсидированием массовых российских проектов. «В том, что создатели фонда – серьезные организации – внесут в него деньги, я не сомневаюсь, но вот по поводу спонсоров возникают большие сомнения», – считает Олег Иванов.

 

Нефондовый рынок

На российском кинорынке уже довольно давно появлялись идеи создания подобных фондов. Так, о необходимости создания специализированного инвестфонда «Ко» рассказывали в «Централ Партнершип» еще в 2007 году. Предполагалось, что подобная структура могла бы представлять инвесторам бизнес-план кинопроекта, а впоследствии распределять между ними прибыль. Потребность в таком механизме объяснялась очень просто: непрофильным инвесторам необходимы прозрачность и цивилизованный способ работы с продюсерами. В частности, опыт сотрудничества с продюсерами, которые брали деньги на так и не увидевшие свет проекты, отпугивал от рынка потенциальных инвесторов. С другой стороны, со временем стало ясно, что в прокате «выстреливают» лишь единицы из российских картин. Так, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», общий бокс-офис за 2010 кинопрокатный год в прокате СНГ составил $1,057 млрд, при этом сборы 69 вышедших российских фильмов составили лишь $154 млн, что на 12,5% меньше, чем в 2009 г. При этом только шесть лент из 69 окупились в прокате и принесли прибыль. «Насколько мне известно, на российском рынке существовало несколько проектов инвестиционных кинофондов, однако во время кризиса все они были заморожены, – рассказывает Тимур Вайнштейн. – Ни в одном из них не принимали участие профессиональные продюсеры или крупные инвесторы».
При этом эксперт уверен, что отечественный кинорынок достиг уровня, который позволяет серьезно рассматривать его с точки зрения вложений, что создает предпосылки для появления инвестиционных фондов. «Индустриальное финансирование фильмов может производиться на основе венчурных фондов. Мне известно о подобных переговорах, причем сразу в нескольких компаниях и финансовых институтах, которые приведут к созданию нескольких фондов», – говорит Олег Иванов. В свою очередь Анастасия Соснова упоминает и другой инструмент: по ее словам, на рынке уже появилось несколько закрытых хедж-фондов для узкого круга богатых инвесторов, впрочем, их пул не разглашается, а клиентская база – коммерческая тайна. «В целом же кинопроизводство на макроуровне по своей сути является инвестиционным бизнесом, схожим с рынком акций: чем больше кинофильмов снимаешь, тем ниже риски и выше прибыльность бизнеса», – добавляет Михаил Шеховцов.

Зарубежный опыт

Инвестфонды – очень распространенный механизм вложения средств в кинопроекты во всем мире. К примеру, зарегистрированный в Германии World Cinema Fund спонсирует более 70 кинопроектов, произведенных в Латинской Америке, Африке, на Ближнем Востоке, каждый из которых получает из фонда около 50 000 евро. Известные голливудские продюсеры, братья Вайнштейны, около пяти лет назад также создали фонд объемом около $300 млн, средства которого направляются на производство азиатского кино и его прокат как на локальных рынках, так и на территории США. В свою очередь, некоммерческие кинофонды в большинстве стран мира находятся в компетенции государственных структур


 

АФК Система, СММ, Система масс-медиа, Huawei

 

Еще по теме