Top.Mail.Ru
архив

«Запасной» аэродром становится основным

Подготовку к новому летнему сезону многие туроператоры начали с «переезда», сменив свой базовый международный аэропорт с традиционного «Шереметьева-2» на только что отстроенный заново аэропорт «Домодедово». Причин тому много: и перегруженность «Шереметьева», и комфортность современного комплекса в «Домодедове», и удобство стыковок для транзитных пассажиров. Многие туроператоры говорят о том, что поначалу смена аэропорта смущала и их самих, и клиентов. Однако после первых же рейсов стало понятно, что туристы оценили европейский стиль «Домодедова».

Исход

Еще в конце прошлого года, когда реконструкция «Домодедова» близилась к завершению, начался постепенный переток авиакомпаний из перегруженного «Шереметьева-2» в заново отстроенное «Домодедово». Наиболее знаменательным событием нынешней весны в процессе «исхода» авиакомпаний (а вслед за ними и туроператоров) из «Шереметьева» стало «переселение» компании «Трансаэро», еще в марте объявившей о том, что с 24 апреля все ее рейсы переводятся в «Домодедово». Руководитель одной из крупнейших в России авиакомпаний Александр Плешаков мотивировал это решение тем, что в более современном аэропорту его компании будет комфортнее. Первой международной авиакомпанией, перебазировавшейся в «Домодедово», стала Air Malta. Туристические компании, для которых удобство перелета и качество обслуживания в аэропорту и на борту самолета имеют принципиальное значение, тоже стали поначалу осторожно, а затем все более уверенно переориентироваться на «Домодедово». Чартерными и регулярными рейсами авиакомпаний, базирующихся в «Домодедове», в нынешнем сезоне будут летать «Асент-Тревэл» (в Австрию и Хорватию), «Холидей-Мальта», «Спектрум», Bentour (в Турцию), «Южел и Ко» (в Италию), болгарская туристическая компания «Неда» (в Болгарию), «Библио-Глобус оператор» (на Кипр) и др. Переходя в «Домодедово», туроператоры частенько рассчитывают на рост числа туристов из регионов, которых привлечет удобство стыковок внутренних и международных рейсов, о чем особенно заботится руководство аэропорта. Весь восток и юго-восток страны, традиционно ориентированный на «Домодедово», теперь сможет летать за границу напрямую.

СПРАВКА

Реконструкция аэровокзального комплекса «Домодедово» завершилась в декабре прошлого года. В настоящий момент «Домодедово» соответствует самым высоким мировым стандартам обслуживания пассажиров. В 2000 году в аэропорту «Домодедово» на регулярной основе выполняли пассажирские перевозки более 60 авиакомпаний, обслуживавших 110 направлений. В 2000 году пассажиропоток аэропорта «Домодедово» составил 2,8 млн человек (прибывших пассажиров – 1,5 млн человек, отправленных – 1,3 млн). Отмечается постоянная положительная динамика роста чартерных перевозок, в том числе на международных направлениях по основным туристическим маршрутам: количество пунктов назначения чартерных рейсов выросло с 21 в 1999-м до 33 в минувшем году. Количество перевезенных пассажиров по итогам 2000 года увеличилось втрое – с 18,7 тыс. человек до 52 тыс.

Евростандарт

Клиентов в обновленном «Домодедове» в первую очередь привлекает то, что построен аэровокзальный комплекс по международным стандартам, и все службы тоже работают, как в Европе. На оформление пассажиров, регистрацию, сдачу багажа и прохождение таможенного и паспортного контроля уходят считанные минуты. Здесь нет таких очередей, как в «Шереметьеве-2», а в случае большого наплыва пассажиров предусмотрено подключение к их обслуживанию дополнительных сотрудников. Зарегистрироваться на рейс можно сразу у нескольких стоек. Проверка багажа проводится очень тщательно, в два этапа, но без участия пассажира, которого беспокоят лишь в том случае, если сканер обнаружит что-то подозрительное. В марте в «Домодедове» открылся магазин duty free, который пока еще уступает знаменитому шереметьевскому в плане ассортимента, но все же позволяет приобрести перед полетом все необходимое. Зато есть VIP-зал с двумя душевыми, рестораном и переговорными комнатами, оборудованными телефоном правительственной связи и прочими необходимыми для работы вещами. Есть также специальный зал ожидания для пассажиров первого и бизнес-класса, где бесплатно предлагаются напитки и легкие закуски. Тех, кто бывал в прежнем «Домодедове», происшедшие здесь перемены поражают – новый аэропортовский комплекс оставляет у пассажира ощущение, что он уже по ту сторону границы: современный дизайн, все сверкает чистотой, а представители всех служб (даже пограничники и таможенники) вежливы и приветливы. Решена в «Домодедове» и проблема безопасности пассажиров и багажа: во всех помещениях установлены камеры слежения, причем сотрудникам аэропорта неизвестно их точное местонахождение. А чтобы бдительность сотрудников, проверяющих багаж, не притуплялась, их сменяют каждые 20 минут. По словам сотрудников аэропорта, бдительность контролирующих служб проверяется регулярно: с согласия того или иного пассажира в его багаж подкладывают муляж гранаты, пистолета и т.п. Вообще нынешний «Домодедово» очень похож на суперсовременную квартиру, которую только что заселили и хозяин которой не успел еще расставить по полкам безделушки и повесить картины на стены. Количество лавочек и магазинчиков пока минимально («Шереметьево» ими буквально забито), зато есть лучшая в аэропортах России и СНГ комната матери и ребенка, по площади равная VIP-залу. Здесь есть все для детей от рождения до 12 лет. Дети до двух лет с одним сопровождающим могут находиться здесь бесплатно, 12 часов пребывания ребенка от двух до двенадцати лет стоят 3 рубля(!). В комнате матери и ребенка круглосуточно работает специально подготовленный медперсонал, с которым можно оставить ребенка, здесь есть зона для игр, всевозможные игрушки, сухой бассейн. Имеется специальный блок для грудных детей – с ваннами, столиками для пеленания и т.п.

Дорога к аэропорту

Основная забота руководства «Домодедова» на сегодняшний день – преодоление стереотипа самого удаленного от Москвы аэропорта. Группа «Ист Лайн», являющаяся управляющей компанией «Домодедова» и проводившая реконструкцию аэровокзала, успешно работает над решением этой проблемы. В частности, совместно с Московской железной дорогой «Ист Лайн» планирует создать скоростную транспортную систему (СТС), которая соединит аэропорт с центром Москвы. 14 пар специальных электричек будут ходить от Павелецкого вокзала до привокзальной площади «Домодедова». Зарегистрироваться на рейс можно будет уже в Москве, на Павелецком вокзале, где к тому же планируется открыть и офис для продажи билетов на рейсы из «Домодедова». Уже в июне пассажир сможет добраться из центра Москвы до аэропорта на скоростной электричке за один час. Приведена в порядок автомобильная трасса, ведущая к аэропорту, – она также отвечает самым современным требованиям, а платная охраняемая автостоянка для туристов, отправляющихся на отдых из «Домодедова», обходится всего в 25 руб. в сутки (иными словами, туристу, улетающему на неделю, достаточно заплатить 150 руб., чтобы не беспокоиться за сохранность своего автомобиля). В дневное и вечернее время (до часа ночи) между аэропортом и станцией метро «Домодедовская» курсируют фирменные маршрутки и автобусы, а в ночное время можно воспользоваться услугами муниципального такси, которое работает по государственным расценкам.

Мнения туроператоров:

Борис Бурыкин, генеральный директор «Асент-Тревэл»: Мы переносим в «Домодедово» наши традиционные маршруты на Зальцбург – хит зимнего сезона. До сих пор туристы летали из «Шереметьева – 2», и у нас были опасения, что перенос рейса в другой аэропорт может быть воспринят негативно. Однако после первого же посещения нового аэровокзального комплекса все сомнения рассеялись. Летом мы собираемся предложить туристам озерный отдых, тоже с рейсами из «Домодедова». Попробуем летать в Хорватию на Ил-86 компании «Ист Лайн». В нынешнем сезоне мы переходим на английский стиль работы: будем делать тематические программы (море и солнце, озера и горы, экскурсионные программы).

Евгения Конколь, гендиректор компании «Спектрум»: Мы раньше других начали работать с аэропортом «Домодедово» – организовали чартер с «Домодедовскими авиалиниями» на Бали еще в 1999 году. Когда шла реконструкция (а аэропорт не прекращал работу ни на день), конечно, было сложнее, но все равно клиенты оставались довольны. Поначалу туристов приходилось убеждать в том, что «Домодедово» лучше, потом аэропорт понравился всем. Очень удобно, когда сначала сдаешь багаж, а уже потом проходишь таможню. Багаж досматривают сканером без участия пассажира, которого вызывают только в том случае, если к нему есть вопросы. В прошлом году летали в Турцию на Даламан, в этом году добавим рейсы на Дубай и в Италию (с детскими программами). На Даламан будем летать с 28 апреля по 26 октября. Эндрю Аджюс, генеральный представитель «Холидей-Мальта» в России: На российском рынке мы работаем уже три года, и теперь решили попробовать отправлять туристов из «Домодедова» рейсами Air Malta. Пока впечатления от нового аэровокзала очень хорошие. Думаю, и клиентам понравится.

Джафар Аббасов, директор Bentour, одного из крупнейших туроператоров по Турции, имеющего собственную сеть гостиниц: Мы третий сезон в России. В 1999-м отправили в Турцию 5 тыс. россиян, в прошлом году – 20 тыс. Летали из «Шереметьева». Сейчас планируем летать из «Домодедова» трижды в неделю в Анталию, два раза – в Бодрум. Раньше мы с «Ист Лайном» не летали, но, побывав в аэропорту, уже не беспокоимся о том, как туристы воспримут это новшество. Евгения Захарова, гендиректор «Южел и Ко»: Мы специализируемся на итальянском направлении. Летаем и из «Шереметьева-2», и из «Домодедова» (на Римини). Сейчас клиенты (особенно туристы из регионов) часто сами просят отправлять их из «Домодедова». Транзитным пассажирам это очень удобно: внутренние и международные рейсы состыкованы таким образом, что пассажирам не надо долго ждать или переходить из одного здания в другое с багажом. В «Домодедове» пересадка происходит быстро и без багажа – он перекладывается из самолета в самолет без участия пассажира. Очень нравится нашим клиентам и высокое качество обслуживания, и работа таможенных органов, и самолеты. Со 2 июня мы начинаем летать из «Домодедова» еще и в Неаполь.

Александр Туголуков, директор компании «Библио-Глобус оператор»: Наша компания занимается только Кипром, мы работаем на рынке с 1994 года. До сих пор возили своих клиентов из «Шереметьева-2» – в прошлом году отправили отдыхать 12 тыс. человек. В нынешнем сезоне планируем до четырех вылетов в неделю на Ларнаку из «Домодедова». Этот аэропорт действительно самый современный и удобный, к тому же трасса на «Домодедово» значительно лучше Ленинградского шоссе.

Еще по теме