Top.Mail.Ru
архив

Astra на могилу Березовского

21 апреля 2000 года министру по налогам и сборам Александру Починку удалось невозможное - он смог отменить проведение традиционного пятничного совета директоров самого крупного в мире производителя автомобилей General Motors. Сигары остались невыкуренными, виски - невыпитым... А все из-за темы, которую директора GM собирались обсуждать: на повестке дня стояло принципиальное согласие концерна на совместный проект с АО "АвтоВАЗ". Сделал свое дело Починок легко и непринужденно, за несколько часов до заседания (видимо, случайно - сказалась разница во времени между Москвой и Детройтом) заявив, что "АвтоВАЗ" должен государству гораздо больше, чем это принято считать. Тольяттинскому гиганту припомнили все былые грехи - от невозврата валютной выручки до истории с дагестанским песком - и аккуратно намекнули на существование новых претензий.

Через неделю директора GM вернулись к виски, сигарам и "русскому вопросу". …..... Тем не менее вопрос о том, почему глава МНС возымел претензии к ВАЗу как раз накануне подписания "контракта века", остается открытым. А значит, остается открытым и вопрос о будущем "АвтоВАЗа".

Мытарь в поисках олигарха

Вполне возможно, что демарш Починка и собрание в Детройте совпали случайно. Тем не менее ситуация выглядит более чем забавной. Контракт с GM "АвтоВАЗ" готовил с 1996 года, причем дата подписания контракта переносилась столько раз, что само существование такого проекта в реальности стало казаться сомнительным. И вот сейчас, когда Владимир Каданников окончательно решился на сотрудничество с именитым производителем, Починок демонстрирует неожиданное фискальное рвение.

Собственно, глава МНС не сказал ничего нового. "Речь идет о делах 1996 - 1997 годов, мы еще не дошли до 1998-го", - заявил Починок. Впрочем, министр был безапелляционен: по результатам повторной проверки на "АвтоВАЗе" было обнаружено занижение налоговых платежей, и предприятию грозят "сумасшедшие доначисления". Естественно, даже таких выдержанные люди, как директора GM, не смогли скрыть своей озабоченности: а не обанкротят ли их потенциального партнера по СП?

История, таким образом, повторилась. В 1996 - 1997 годах уже существовал проект сотрудничества GM с "АвтоВАЗом", который тогда закончился печально. Напомним, что на первом этапе сборку автомобилей GM "АвтоВАЗ" предполагал организовать в Выборге совместно с "Всероссийским автомобильным альянсом" и финским концерном Valmet, который на своем заводе уже собирал "европейский" вариант "Самары". На втором этапе - уже без Valmet - сборку планировалось разместить в Тольятти. Но в 1997 году проект был успешно заморожен первым вице-премьером Владимиром Потаниным - его "постановлением правительства № 254". Тогда ситуация была очевидной: создание совместных предприятий "АвтоВАЗа" и GM промоутировалось группой Бориса Березовского - Бадри Патаркацишвили - Самата Жабоева, которых принято в просторечии именовать "ЛогоВАЗом".

По одной из версий, которую корреспонденту "Ко" изложил источник в аппарате правительства, не обошлось без Березовского и теперь: "Каданников, председатель совета директоров "АвтоВАЗа", до сих пор продолжает сотрудничать с группой Березовского. По сути заявлением Починка Каданникову дали понять, что тому именно сейчас предстоит сделать выбор: или "ЛогоВАЗ" - или сотрудничество с "новым окружением" Путина, не связанным с Березовским. А чтобы Каданников побыстрее определился, напомнили ему про старые грехи".

"Олигархическая" версия происходящего была бы хороша, если не принимать во внимание тот факт, что "ЛогоВАЗ" и "АвтоВАЗ" в последние несколько лет не имеют практически ничего общего, кроме совпадающих трех букв в названиях. Бывший первый вице-премьер Каданников - сам немалая величина в политической сфере - время от времени пользуется контактами группы "ЛогоВАЗ" во властных структурах (например, именно этим контактам приписывают волшебное исчезновение "дела о дагестанском песке" в 1999 году). Однако в нынешней версии проекта с GM пока не видно и следа Березовского: его выкинули из проекта еще в 1997 году.

В поисках утраченного бремени

Однако, каковы бы на самом деле ни были причины "прозрения Починка", оно может дорого стоить и Каданникову, и президенту ВАЗа Алексею Николаеву. Очередное ежегодное собрание акционеров "АвтоВАЗа", которое состоится 27 мая, может стать для них последним: над ВАЗом вновь нависла угроза передачи контрольного пакета его акций государству.

На теме "АвтоВАЗ и налоги" в российской экономике за последние пять лет сломали себе шею столько федеральных чиновников, что Починку впору призадуматься: а что, собственно, последует за его смелыми словами о "сумасшедших доначислениях"? Впрочем, однажды уже уволенному министру не привыкать - игра стоит свеч. Похоже, именно сейчас решается вопрос о том, как "АвтоВАЗ" будет расплачиваться по старым долгам и в каком объеме.

Стоит вспомнить, что помимо постановления №254 вопрос о реструктуризации задолженности "АвтоВАЗа" удостоился специального указа президента №1314 и кучи специальных ведомственных актов и решений. У публики, успокоенной заверениями официальных представителей "АвтоВАЗа" о том, что компания осуществляет все предписанные ей схемой реструктуризации платежи в срок, создалось впечатление, будто "АвтоВАЗ" уже эмитировал пакет в 51,1% акций и передал его РФФИ в залог своевременного погашения долга. Спешим разочаровать: последним документом, который удалось разыскать "Ко" в архивах ФКЦБ на этот счет, было решение совета директоров "АвтоВАЗа" о проведении дополнительной эмиссии акций компании во исполнение указа №1314. Что любопытно, совет директоров состоялся 27 декабря 1999 года. Да, вы не ошиблись: "АвтоВАЗ" действительно тянул с эмиссией более чем два года, и не исключено, что тянет и сейчас - по сведениям "Ко", в реестре акционеров "АвтоВАЗа" на начало года РФФИ со своим контрольным пакетом не присутствовал.

Впрочем, причина этой заминки - явно не "АвтоВАЗ". Согласно "предварительной" схеме реструктуризации тольяттинский завод должен федеральному бюджету около 2,9 млрд руб., то есть примерно $100 млн. Их он должен выплачивать в течение 10 лет равными порциями, не забывая при этом перечислять и все текущие налоговые платежи (в 1999 году "АвтоВАЗ" выплатил в бюджеты всех уровней 16,3 млрд руб., то есть около $570 млн). $10 млн в год - сумма, явно необременительная для плательщика, тратящего ежегодно на налоги сотни миллионов долларов. Правда, в 1997 году, когда были зафиксированы суммы долга, они были минимум в 5 раз больше, но время, девальвации рубля и текущая инфляция до сих пор работает на Каданникова. Судя по всему, МНС сейчас пытается "повесить" на "АвтоВАЗ" как можно больше долгов: Починок уже сообщил, что сумма доначислений превысит ранее объявленные 1,5 млрд руб. Какой будет окончательная сумма, которую "АвтоВАЗ" должен выплатить под страхом потери контрольного пакета, остается только догадываться.

Китайский эндшпиль

Зачем МНС вообще пытается увеличить сумму налоговой нагрузки на "АвтоВАЗ", раскапывая ради этого истории 1996 - 1997 годов, неизвестно. Возможно, из любви к мытарскому ремеслу, абстрактной истине и федеральному бюджету. А может, ради того, чтобы менеджеры компании были подконтрольны государству. Каданников и Николаев чувствуют себя неуязвимыми именно потому, что ВАЗ принадлежит самому себе по схеме перекрестного владения. В капиталах крупнейших акционеров - "АВВА" (30% акций ВАЗа) и "Центральной компании Автомобильной финансовой корпорации" (19%) - "АвтоВАЗу" принадлежит соответственно 80% и 49%. Но достаточно "навесить" на ВАЗ непосильную сумму платежей в бюджет, и контрольный пакет перейдет в руки РФФИ через пару месяцев после подписания окончательного соглашения о реструктуризации долга.

Конечно, здорово, если в Тольятти будет создано совместное предприятие частной компании "АвтоВАЗ" и также негосударственного GM. Владимир Каданников тогда может претендовать на персональную сигару и пятничный стакан виски в офисе GM в Детройте. Однако не исключено, что комфорт ветерана автомобильной промышленности менее важен, чем возможность собирать Opel Astra на СП с государственной, а не с частной компанией. В конце концов можно и не создавать никаких СП, а просто продать контрольный пакет ВАЗа тому же GM за пару миллиардов долларов. Видимо, прав был Борис Березовский, предлагавший, по слухам, Каданникову в 1996 году осуществить такую же сделку с Daewoo. Теперь эти деньги могут уйти в федеральный бюджет.

Похоже, Починок отменил совет директоров GM все-таки из государственных соображений. Из каких именно - станет известно, когда претензии ГНС выльются во что-то более конкретное.

Еще по теме