Top.Mail.Ru
архив

Cоциалистическое бистро

В неуклонном продвижении вперед объединенной Европы произошел облом. Пока непонятно, как это скажется на судьбе европейской интеграции. Возможно, она оправится, но только после серьезной очистительной работы, но не от коррупции, а от идеологии.

Совершенно очевидно, что отставка европейской комиссии - это только внешне коррупционный скандал. По сути все было вызвано и подготовлено длительной и упорной деятельностью евросоциалистов, которые проникли во все поры европейской администрации и сделали систему объединенной Европы невыживаемой в жестких условиях кризиса. Все разговоры о том, что сейчас возникнет мощная валюта евро, что совокупная мощь Европы сильнее Америки и евро станет валютой мировых расчетов, - все эти общие рассуждения о доле европейской торговли, о доле европейской промышленности, о потенциале человеческом и экономическом оказались пустым звуком. Жизнь показала, что в настоящих условиях важна не доля, а качество политики.

Дело в том, что воровали в европейском сообществе всегда. Я не думаю, что независимым экспертам удалось уловить позитивную динамику с точки зрения размеров воровства. В связи с этим стоит заметить, что преимущество российской переходной экономики перед европейским закостеневшим социализмом в том, что европейский чиновник не может своровать все, он ворует только часть. Часть значительную, но меньшую. Остальные средства - как при коммунизме - зарываются в землю. Якобы используются по назначению, но на самом деле бессмысленно и во вред экономической эффективности. У нас же все финансовые потоки направляются не туда, куда хочет экономика, а туда, куда хочет чиновник. При этом они разворовываются до конца. Еще в сентябре прошлого года был опубликован доклад независимых экспертов, из которого следовало, что 3 млрд фунтов стерлингов дотаций было потрачено не по назначению. Например, субсидировали отлов рыбы норвежских рыбаков, которые и так ловили рыбу за пределами зоны ЕС.

Отставка комиссии и предшествующий ей уход министра финансов Германии и лидера социал-демократов Лафонтена сказались на курсе евро. Это отдельный эпизод, на котором стоит остановиться.

Европейской валюте исполнилось всего 2,5 мес., но она уже успела гакнуться. Курс евро неуклонно снижается. Любопытно, что, когда новая валюта вводилась, еврочиновники попытались договориться с американцами и японцами об оптимальном обменном курсе. Что встретило некоторый интерес со стороны японцев. Американцы же, грубо надругавшись, послали их подальше, заявив, что с технической точки зрения это невозможно. В итоге неуклонное и неспекулятивное падение евро было приостановлено одним маленьким эпизодом - отставкой Оскара Лафонтена.

Немецкая экономика составляет треть от совокупной экономики стран зоны евро. Собственно, если говорить о стимулах к евровалюте, то для мелких стран это попытка привязаться к чему-то более мощному. Для французов и большого количества сопровождающих их социалистов - это возможность осуществлять свои социалистические бредни в монетарной политике, размазывая их по поверхности большой Европы. Для немцев - это возможность усилить марку под видом усиления зоны евро. А для англичан - это непонятная и ненужная зараза, поэтому даже при английских социалистах Великобритания сторонится этого дурацкого эксперимента. Это единственная страна, которая не вступает в зону евро не по причине недостаточности маастрихских критериев, а по причине логичных опасений, унаследованных еще от бабушки Тэтчер.

Несмотря на очевидный провал немецкой экономики, в стране развернулась борьба за создание рабочих мест. Для полной ясности стоит привести несколько цифр. Доля госрасходов в ВВП крупнейших европейских стран колеблется вокруг 50%. Причем у французов - 54%, у немцев - примерно 47%, в США - на уровне 30%. Так вот доля госрасходов в немецком бюджете 1999 года, принятого социалистами, выросла на 6,8%. Это делается за счет повышения налогов. В результате специфической налоговой реформы на столе Шредера появилось письмо, в котором сообщалось, что немецкие компании будут переводить производство за рубеж. А концерн «Сименс», не утруждая себя письмами, объявил что $600 млн будут потрачены на скупку мелких и средних предприятий hi-tech в Америке. То есть рабочие места естественным образом стали возникать по другую сторону океана.

Это не убедило социалистов. Более того? Лафонтен опять решился вернуться к идее жесткого валютного коридора, договорившись о пределах колебаний евро и йены. Однако успел отказаться от этой идеи за день до того, как его выгнали. Валютный рынок отреагировал на это одномоментным ростом евро на 3%. Но это европейскую валюту не спасло и не спасет.

Яркий пример торжества социалистических идей - это гармонизация налогов. Сие означает, что нельзя устанавливать налоговый режим легче, чем в соседних странах, потому что это создает неоправданные преимущества при конкуренции. Проще говоря, надо запретить отдельным государствам использовать налоговую систему для достижения неоправданных преимуществ конкуренции. Если кто был в Германии, то хорошо знает, что после 18 часов нельзя найти ни одного работающего магазина, а в воскресенье нельзя даже купить хлеба. Все эти «маленькие радости социализма» пронизывают европейскую экономику очень глубоко. Для оголодавшего и озверевшего российского туриста они, может быть, даже очень милы, однако в жестких условиях конкуренции ставят европейскую экономику на порядок ниже, чем, к примеру, экономику США.

Тем не менее европейские социалисты собираются на свои конгрессы, где разрабатывают дальнейшую тактику вредительства. В феврале в Вене состоялось совещание социалистов, которые разрабатывали стратегию вредительства на XXI век. Сильно навредить они не могут. Существует защитный механизм рынка. Хотя они искренне считают себя рыночниками, прямо как Маслюков с Примаковым.

В качестве примера хочу привести результат общения товарища Тони Блэра с Юрием Лужковым. После своего визита в Москву г-н Блэр решил покрыть Великобританию сетью государственных структур, которые за счет налогов, собираемых с заведений неспециализированного питания (баров, ресторанов и т. д.), будут контролировать качество пищи. И каждый британец может прийти и пожаловаться, что ему дали тухлый пирожок. Следующим в развитии лейборизма, судя по всему, должно стать открытие в Британии государственной сети учреждений питания под названием «Английское бистро». Не все же нам поклоняться доллару, монетаризму и макдональдсу.

Еще по теме