Top.Mail.Ru
бизнес

От еды до такси: как экосистемы стали частью жизни россиян

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ / Legion-Media

Около 30% корпоративного дохода в мире будут создавать бизнес-экосистемы, прогнозировали аналитики McKinsey еще в 2018 году. В России между собой по разным направлениям конкурируют четыре крупные экосистемы: «Сбер», МТС, «Яндекс» и VK. Их подразделения расширяются и проникают во все новые сферы бизнеса. И это подтверждается числом поданных заявок на премию «Компания будущего — 2022», организуемой журналом «Компания».

Строительство экосистемы — наиболее эффективная бизнес-модель, считают аналитики агентства Spektr. На российском рынке экосистемы создавались через развитие собственных сервисов и интеграций с другими игроками. Сейчас в РФ только четыре компании подходят под определение экосистемы: «Сбер», МТС, «Яндекс» и VK, утверждают эксперты «Сколково». Они конкурируют друг с другом в сферах финансов, цифрового контента, E-commerce и телекоммуникаций. Пространство вокруг себя расширяет и ритейл — например, X5 Group.

«Сбер» первым в стране начал экосистемную трансформацию еще в 2017 году. Президент — предправления банка Герман Греф объяснял, что покупателям интересна самая дешевая и самая качественная услуга, а предоставить ее смогут только владельцы огромного количества данных, в том числе и о клиенте. И именно у таких игроков будет возможность предоставить любую универсальную услугу, идеально синхронизированную с предпочтениями клиента.

Термин «экосистема» британский ботаник Артур Тэнсли ввел еще в 1930-х годах. Он назвал экосистемой сообщества живых организмов. Для развития и процветания они конкурируют между собой, сотрудничают, вместе расширяются и меняются под внешними изменениями.

В 1990-х концепция распространилась и на компании. Бизнес-стратег Джеймс Мур предложил смотреть на компанию не как на отдельного игрока, а как на представителя бизнес-экосистемы, в которой находится множество игроков из разных отраслей.

прочитать весь текст

Эко-разнообразие

Если внимательнее рассмотреть экосистемы, то сразу проявляются стволы, которые обрастают новыми ветками, — банки, интернет-компании и ритейл. Так, «Сбер» давно уже перестал быть только банком: теперь он уже умеет доставлять продукты и предоставлять услуги телемедицины. «Яндекс» давно уже не только поисковик, VK — почтовый клиент, а X5 — сеть офлайн-магазинов.

Как только клиент попадает в один из сегментов экосистемы, он «заражается» выгодой и удобством, поэтому остается в ней надолго. Это и неудивительно, поскольку каждая из экосистем представляет чуть ли не с десяток сервисов, глубоко впечатанных в разные сферы жизни клиентов. Требования покупателей растут с каждой новой разработкой, а это, в свою очередь, ужесточает конкуренцию и вынуждает экосистемы создавать все больше новых продуктов и «заходить» в новые для них сегменты. Редакция «Компании» обратила на это внимание, получив от экосистем сразу несколько заявок на участие в премии «Компания будущего — 2022», — почти для каждой номинации они предложили отдельные продукты.

Так, за последний год «Яндекс» разработал робота для автоматической инвентаризации складов, желая снизить нагрузку на персонал и освободить его от монотонной работы. «Облачное» подразделение IT-гиганта, Yandex Cloud, создало нейросеть, которая помогает ученым оценивать состояние Байкала. Эксперты VK сделали ставку на развитие будущих IT-экспертов, поэтому вместе с ВШЭ открыли инженерно-математическую школу и поучаствовали в создании онлайн-практикумов по цифровизации промышленности.

«Сбер» постарался помочь нивелировать последствия санкций, ухода зарубежных компаний и некоторых продуктов, включая медицинские, поэтому по максимуму задействовал свои подразделения: финансовое направление банка добилось «бумажной экономии», внедрило российские «мозги» своим банкоматам и предложило решение по избавлению от непрофильных активов. Образовательное направление «Сбера» занялось переобучением цифровым профессиям и созданием отечественного маркетплейса с образовательными курсами. Медицинский сектор запустил проект по дистанционному мониторингу пациентов с хроническими заболеваниями и внедрил искусственный интеллект в медуслуги в селах.

Экосистема X5 сконцентрировалась на удобстве клиентов: благотворительный проект для продуктовой помощи людям, оказавшихся в тяжелой ситуации, программа обучения персонала для эффективной работы магазинов, переориентация программ лояльности и оптимизация бизнес-моделей.

Только подпишись

На начало 2022-го около 20 млн россиян подписаны на сервисы экосистем, а к концу года их число может вырасти до 30–40%, не исключали аналитики Frank RG. В среднем на каждого активного пользователя приходится 1,5 подписки.

Поскольку неохваченная подписками аудитория велика, жесткой конкуренции среди экосистем за клиента нет, утверждают аналитики. Экосистемы пока соперничают лишь в разнообразии входящих в подписку сервисов. По мере приближения к потолку они вступят в конкурентную борьбу за пересекающуюся клиентскую базу, прогнозируют во Frank RG.

Опрошенные подписчики экосистем по просьбе аналитиков Frank RG составили идеальную подписку из трех самых важных сервисов. Наиболее востребованными оказались те, что связаны с видеоконтентом и видеостримингом. Второй важный фактор — скидки или кешбэк в продуктовых магазинах. Третья компонента — бесплатная связь и интернет.

Наименее важными оказались скидки на авиабилеты, бронирование отелей и увеличенный объем облачного хранилища.

прочитать весь текст