Top.Mail.Ru
бизнес

ПМЭФ-2021: внимание, двери открываются

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Возобновить «Русский Давос» решили на следующий день после неожиданно мягких санкций США, развеявших опасения, что праздновать триумф русской вакцины и обсуждать более справедливое мироустройство в Петербург приедет слишком мало иностранцев. Сам форум должен будет символизировать перелом в борьбе с пандемией, перезапуск экономики и возвращение к «мирной жизни». И это несмотря на то (а, возможно, и вопреки тому), что на подходе — новые, более серьезные санкции от США и ЕС против России.

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), отмененный прошлым летом из-за коронавируса, в этом году решено провести в его обычное время, 2–5 июня. Мир благодаря вакцинам оказался в точке «постпандемийного перелома», и пора это обсудить, объясняют в Росконгрессе.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что решение было принято давно. «Потенциальные участники форума, как я понимаю, уже привились, коллективный иммунитет в этой среде выработан, — рассуждает он. — Сигналы, что форум состоится в срок, были еще два месяца назад, поэтому я перенес занятия в МГИМО с июня на февраль».

Тем не менее 3 марта, когда объявили дату форума, опрошенные «Компанией» застройщики стендов еще не знали, состоится ли он вообще. Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин объясняет внезапное решение мягкостью санкций США из-за Навального, объявленных за день до этого, 2 марта.

«Решение провести форум в июне связано с двумя важными моментами, — говорит эксперт. Во-первых, это площадка для месседжей различным целевым группам внутри страны и внешней аудитории на фоне транзита власти. А ситуация с транзитом должна более-менее проясниться ко Дню Победы. Во-вторых, американские санкции, которых с напряжением ждали в Москве, оказались мягкими, поэтому опасения, что на ПМЭФ приедет слишком мало западных участников, отступили».

От требований равенства к борьбе с изоляцией

ПМЭФ, который называют «Русским Давосом», проходит с 1997 года. С 2006-го — под патронатом и при участии президента России. Форум постоянно посещают губернаторы, президенты иностранных государств (в 2013 году приезжала Ангела Меркель, в 2018-м — Эммануэль Макрон), главы крупнейших российских и мировых компаний.

Общая сумма заключенных на форуме контрактов постоянно росла, достигнув к 2013 году 9,6 трлн рублей, но через год обвалилась в 24 раза. Изменилась и тональность заявлений российских чиновников. До «Крыма» они подчеркивали глубину интеграции России в мировую экономику и требовали от Запада допуска к принятию глобальных решений. Потом возобладал пафос преодоления изоляции и угрозы «стратегического разворота на Восток».

Итоги ПМЭФ 2013-2019

Год Гости, чел. Сумма соглашений, трлн руб. Основные месседжи

2013

6 035

9,6

В России царит макроэкономическая стабильность.

Иностранные инвестиции растут на $16 млрд в квартал. Доходы населения вырастут.

Пенсионный возраст увеличен не будет.

Небольшое ослабление рубля будет временным.

2014

7 590

0,4

Visa и MasterCard остаются в России. Рецессии не будет.

Китай заключил 30-летний контракт с «Газпромом» на $400 млрд.

Владимир Путин: надо восстановить доверие, без него невозможно нормальное развитие бизнеса.

2015

10 000

0,3

Россия не в изоляции. Глубокий кризис не состоялся.

Владимир Путин: иностранные компании расширяют присутствие, несмотря на давление их властей.

Основатель Alibaba Джек Ма: Россию ждет скорое восстановление экономики, в будущем китайские компании начнут инвестировать в несырьевой сектор РФ.

2016

12 000

1

Владимир Путин: Россия готова отменить ответные санкции против Запада, но не уверена, что ее не обманут.

Проект «Большая Евразия» открыт для всех.

Саркози призвал снять санкции с России.

Джек Ма: мир ждут большие изменения, скоро появится новая экономическая модель, мир столкнется с проблемой создания рабочих мест для среднего класса. Россия к этому не готова из-за засилья крупных компаний и нехватки мелких. В России логистика и инфраструктура для ведения бизнеса «находятся в плачевном состоянии».

Дмитрий Козак: Резкого роста тарифов ЖКХ в России уже не будет.

Герман Греф: ипотечные ставки снизятся.

Александр Ткачев: экспортеры ждут отмены эмбарго на экспорт продовольствия за границу.

«Россия остается важнейшим центром притяжения для деловых и финансовых кругов всего мира», — советник президента, ответственный секретарь Оргкомитета ПМЭФ Антон Кобяков.

2017

14 000

1,8

Владимир Путин: Санкции дали импульс импортозамещению.

Инвестиционный и деловой климат улучшаются. Российская экономика вошла в фазу роста. 

В РФ рекордный за три года приток иностранных инвестиций. 

Россияне бедны, но, чтобы росли их доходы, необходимо развивать цифровые технологии. 

ВВП растет третий квартал, высокий спрос на ипотеку и автомобили. 

Власти поддержат IT-компании.

Игорь Шувалов: в ближайшие 5–10 лет мы соединим госполитику и технологии.

Вагит Алекперов: Мы хотим стабильную цену на нефть, нам не нужны стрессы.

Алексей Кудрин: С 2008 года средний рост экономики — 1%, это потерянное десятилетие.

2018

17 000

2,6

Владимир Путин: «Сегодня нам нужны не торговые войны и даже не временные торговые перемирия, а полноценный торговый мир».

Путин намерен придерживаться Конституции и не идти на третий срок.

Антон Силуанов пообещал, что налоги в России не будут меняться шесть лет.

Герман Греф извинился перед Алексеем Миллером и Геннадием Тимченко за уволенных сотрудников «Сбербанка CIB», заявивших, что выгоду от строительства экспортных газопроводов получают подрядчики, а не акционеры «Газпрома».

Алексей Кудрин считает возможным наращивание дефицита бюджета.

Вагит Алекперов: бензин в России не подешевеет.

Эльвира Набиуллина не планирует повышать ставку.

Антон Кобяков: «Несмотря на санкционное давление… Россия — территория возможностей».

2019

19 000

3,1

Владимир Путин: Россия преодолела трудности в экономике из-за санкций, цены на нефть в $60–65 ее устраивают.

Си Цзиньпин: «Как сказал знаменитый русский писатель Достоевский, красота спасет мир».

Алексей Кудрин: отток капитала из России с начала года удвоился и достиг $40 млрд

Игорь Сечин: США с помощью санкций получили контроль над алюминиевой, никелевой, медной, платиновой и палладиевой промышленностью России.

Игорь Сечин: мировой спрос на нефть будет расти на 1% в год.

Антон Силуанов: кредит Белоруссии возможен только на основе общих подходов к интеграции.

Татьяна Голикова: образование в России не отвечает рынку труда.

Антон Кобяков: «Ни американские, ни европейские компании уходить с российского рынка не хотят и вряд ли уйдут в перспективе».

Александр Шохин: «Мне кажется, мы очень близки к повторению горбачевской перестройки».

С 2016 года число гостей и контрактов снова стало расти. В последнем форуме, по данным организаторов, участвовало более 19 тысяч человек из 145 стран. Общая сумма контрактов достигла трети от «докрымской», и в основном это внутренние сделки.

Иностранные компании действительно не уходят из России, но из 46 больших контрактов, заключенных по итогам ПМЭФ-2019, журнал «Компания» насчитал 12 с иностранным участием. Из 95 участников этих контрактов 46 — российские госструктуры, 34 — российские частные компании, 15 — иностранные.

«Русский АнтиДавос» на фоне новых санкций

Повестка Петербургского форума традиционно повторяла давосскую: определение глобальных трендов и адаптация к ним с акцентом на Россию. Влияние это сохранялось даже в 2014 году, когда Клаус Шваб устроил встречу российских, украинских и западных бизнесменов, итоги которой легли в основу Минских соглашений по Донбассу. Но в последние годы идеология ПМЭФ скорее противостоит Давосу. Сейчас это «альтерглобализм для избранных» — обсуждение более справедливого и инклюзивного мира, на олимпе которого найдется место элитам России и странам третьего мира.

Ярким примером стало выступление Владимира Путина на январской онлайн-конференции Davos Agenda. Президент, проводящий праволиберальную политику внутри РФ, предстал чуть ли не в образе социалиста. Он критиковал эгоизм больших корпораций, уличал Запад в попытках решить свои внутренние противоречия (рост неравенства, безработица) за счет остального мира, даже ценою войн. Давал понять, что человек должен быть не ресурсом, а ценностью — как в России, готовой стать для мира маяком гуманизма.

Судя по обсуждению тематики форума в экспертных кругах в официальном телеграм-канале Росконгресса, гуманизм этот связан с победным шествием вакцины «Спутник V» по планете. А готовность ее покупать приравнивается к вступлению в клуб стран, противостоящих «глобалистскому проекту» Шваба.

«Россия выпустила успешную вакцину и адаптировалась к пандемии», — формулирует один из главный месседжей ПМЭФ-2021 Евгений Минченко. Иными словами, в России все хорошо, прививочная кампания идет успешно, руководство страны намерено перезапустить экономику и вернуться к нормальной «послевоенной» жизни.

О том, что форум подчеркнет символическую победу России над Западом в борьбе с пандемией, косвенно свидетельствует и недавний рассказ Владимира Путина о визите в Кремль экс-премьера Франции г-на Фийона. По словам президента России, тот отметил, что в крупнейших городах Европы «редкие машины на улицах» и «все закрыто», а «Москва живет».

Но проблема в том, что именно вакцины могут стать триггером новых санкций. 9 марта Госдеп обвинил спецслужбы России в «дискредитации западных вакцин». По данным NYT, в ближайшие три недели США планируют провести кибератаки на российские сети в ответ на атаку «русских хакеров» на ПО компании SolarWinds. Цифровое возмездие будет сопровождаться новыми экономическими санкциями. А Bloomberg сообщает, что США и Великобритания на уровне глав МИД изучают возможность дополнительных санкций против России — в том числе против олигархов и госдолга.

«Ситуация напоминает 2018 год, — говорит Павел Салин. — Тогда у нас тоже сначала все расслабились, а потом под санкции попали Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг».

В этом году правительство рассчитывает привлечь на внешнем рынке 3,7 трлн рублей. Запрет покупать госдолг России приведет к секвестру бюджета, и в первую очередь социалки. Смягчить удар могут растущие цены на нефть, но Салин обращает внимание на санкции США против королевских особ. Возможно, Саудовскую Аравию таким образом мотивируют нарастить добычу и снизить цены.

Петербург: 2019 год не повторится, но город оживет

Просчитать экономический эффект от ПМЭФ-2021 пока никто не берется. Но можно оценить его, отталкиваясь от суммы контрактов прошлого форума (3 трлн руб.) и от ущерба, который принесла его отмена в 2020 году Петербургу.

В июне Санкт-Петербург возглавил антирейтинг европейских городов Cushman & Wakefield по доходности отелей: загрузка не доходила до 50%, а доходность на номер упала на 79%, до $14. Потери гостиничной индустрии города от отмены ПМЭФ гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров оценивал в 2 млрд рублей, а потери кейтеринговых компаний — в 1 млрд рублей.

Особенностью форума в этом году может стать нехватка иностранцев из-за третьей волны пандемии в ряде стран — на этот случай для гостей предусмотрено дистанционное участие.

«Ближайшие два месяца дадут возможность отельерам сориентироваться, какой будет загрузка, — пояснила «Компании» Нана Гвичия, замглавы Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. — Цена размещения будет однозначно выше нынешней, это нормальная мировая практика при проведении деловых мероприятий. Российским гостям цены в лакшери-отеле могут показаться высокими, они могут выбрать другой. Но мы надеемся, что, даже если форум частично будет проходить в онлайн-режиме, иностранные гости к нам все равно приедут».

«Проведение форума даст сигнал, что ограничения снимаются, — говорит партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова. — Мы ожидаем роста загрузки, и качественные отели ведущих туристских направлений уже показывают эти результаты: по сравнению с разгаром локдауна Москва увеличила загрузку с 19% до 46%, Санкт-Петербург — с 9,3% до 25,6%.

Но мы не ожидаем, что спрос и цена достигнут показателей 2019 года. Причина не только в отсутствии иностранных гостей, но и в росте предложения — в частности, в сегменте апарт-отелей и апартаментов, которое может поглотить часть внутреннего спроса»

Президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин ожидает, что объемы услуг восстановятся в лучшем случае по итогам первого квартала, количество гостей — в лучшем случае во втором, а о полном восстановлении гостиничного бизнеса можно будет говорить не ранее чем через 3–5 лет. «В прошлом году отели накопили долгов, а прямую финансовую поддержку получили не все, — напомнил он «Компании». — Поэтому откуда гостиницам деньги брать? Загородные и курортные отели еще как-то подзаработали, а остальным придется еще долго рефинансировать кредит за кредитом».

Для застройщиков стендов ПМЭФ — самое дорогое мероприятие в мире. По словам директора Конгресс-бюро Республики Башкирия Павла Музыченко, долго работавшего в Петербурге, стоимость стендов в «красном» павильоне стартует в среднем от 50 до 100 млн рублей. А самая простая вечеринка компаний — участников ПМЭФ может стоить от 10 млн рублей, всего это 200–500 млн рублей.

«Но с февраля в ЕС опять ужесточился локдаун, поэтому посмотрим месяца через два, — рассуждает Музыченко. — У нас в Башкортостане 5 марта должно было пройти крупное международное мероприятие, но гости не смогли приехать, и пришлось его отменить».

Помочь могут новые технологии безопасности. «На Международной неделе бизнеса в Уфе мы поставили дезинфекционные коридоры с автоматическим термометром, — говорит Музыченко. — На стойках регистрации не было людей: гости сами выбирали на дисплее фамилию, сами фотографировались и сами получали бейджи».

Но в любом случае, «если ПМЭФ-2021 пройдет, это будет отличным стартом для туристического сезона, — говорит Денис Соколов, руководитель департамента исследований и аналитики по Восточной Европе Cushman & Wakefield. — Иначе еще год, и индустрия гостеприимства в Петербурге загнется. Да, Италия снова закрывается, неизвестно что будет. Но в России пока все неплохо, и все хотят перевернуть эту страницу. Мы хотим доказать себе, что мы это пережили».