Top.Mail.Ru
архив

Реквием для мобильного телефона

Вне игры

Внуки бабушки Салоры

Компания Benefon организована в 1988 году, однако президент компании Йорма Ниеминен считает, что история предприятия началась раньше - в 1928 году, когда в финском городе Сало была построена фабрика по производству радиоприемников Salora. Впоследствии Salora влилась в группу Nokia, а в 1988 году от Nokia отпочковался Benefon (если считать отпочкованием решение вице-президента Nokia Йормы Ниеминена открыть собственный бизнес).

За 12 лет штат компании увеличился с 13 до 300 человек. Как подчеркивает Йорма Ниеминен, и тогда, и сейчас Benefon уделял первостепенное внимание исследовательской работе. Расходы на Research & Development (R&D) составляют около трети бюджета компании. В результате Benefon удается выводить на рынок принципиально новые решения, опережая при этом конкурентов. Так, в 1989 году компания разработала Forte - первую в мире модель мобильного телефона с автоответчиком. Изначально Benefon специализировалась на производстве телефонов стандарта NMT-450, распространенного в странах Скандинавии, Восточной Европы и в России. Завоевав половину мирового рынка в секторе NMT, Benefon принялся за освоение сектора GSM. (Наиболее интересные последние разработки предложены компанией именно для этого стандарта.)

Финская компания Benefon больше не выпускает телефоны. Benefon не покинула рынок - просто компания сменила позиционирование, открыв новую, пока никем не занятую нишу. Если прежде Benefon производила мобильные телефоны, то теперь производит средства для мобильной связи (Wireless communication instruments).

Наиболее наглядно разницу между телефоном и средством мобильной связи демонстрирует новый продукт Esc! "Ко" уже сообщал читателям об этой разработке Benefon в № 45 (93) от 13 декабря 1999 года. Напомним, что Esc! совмещает функции собственно мобильного телефона и устройства для навигации на местности GPS (Global positioning system). Другая новая модель Benefon - аппарат Twin имеет "посадочные места" для двух SIM-карт, благодаря чему может быть зарегистрирован сразу у двух операторов. Например, у финского и российского. В этом случае владельцу телефона при перемещении из страны в страну нет необходимости платить за международный роуминг. Обладатель Twin благодаря "двойной прописке" может пользоваться двумя тарифными планами одного оператора, выбирая один план для входящих звонков, и другой - для исходящих, либо "менять гражданство" в зависимости от времени суток, подключаясь к наиболее выгодному плану.

При этом компания не намерена уходить из сектора NMT и обещает операторам и пользователям этого стандарта продолжать исследования в сегменте NMT. Подтверждением того, что разработки компании в стандарте NMT действительно продолжаются, служит телефон Dragon, выведенный на рынок в 1999 году. Более того, как говорит директор Benefon по экспорту Пиа Лехтинен, в 2000 году компания намерена выйти в мировые лидеры по продажам в секторе NMT.

В России Benefon действует с 1992 года. Российский рынок для Benefon принципиально важен по причине распространенности здесь стандарта NMT. Несмотря на убытки, понесенные Benefon в России в результате августовского кризиса 1998 года (эти убытки отразились на итогах финансового года Benefon, см. график), компания продолжает инвестировать в нашу страну. "В 2000 году Benefon планирует значительно расширить свое присутствие на российском (прежде всего - московском) рынке в секторе GSM", -- говорит Пиа Лехтинен.

Директор Benefon по продакт-маркетингу Юкка Ниеминен считает, что эти модели благодаря своим принципиально новым возможностям находятся за пределами традиционного рынка мобильных телефонов. Тем самым Benefon занимает позицию вне игры, а значит и вне конкуренции. "Это - принципиально новые продукты. Место, которое они занимают на рынке, пока никому не принадлежит. Это - новая ниша, и наши модели предназначены для нишевого рынка. Об этом новом секторе мало что известно -- у нас нет статистики, но есть уверенность, что он будет расти", - говорит Юкка Ниеминен. Поводом для оптимистичных выводов, по мысли менеджера, является все возрастающая мобильность человечества: "Люди много путешествуют, а новые технологии позволяют им во время путешествий чувствовать себя максимально свободно".

"Целевая аудитория Esc! состоит из двух групп, - говорит директор Benefon по продажам и маркетингу Томи Райта. - Первую образуют любители "высокого адреналина" -- альпинисты и горные туристы, для которых путешествия - хобби. Во вторую группу входят те, для кого путешествия по незнакомым местам - профессиональная обязанность: водители, спасатели, сотрудники спецслужб".

Новый продукт Benefon позиционирует в секторе hi end - цена Esc! составляет от 1000 до 1500 евро.

Новые знакомства

Смена позиционирования повлекла за собой серьезные перемены в дистрибуции. Как сообщил "Ко" Томи Райта, Benefon подписал соглашение с известной в Западной Европе компанией Suunto, специализирующейся на дистрибуции часов, компасов, туристического снаряжения. Смысл альянса - продвижение телефона Esc! по сетям Suunto. Томи Райта говорит, что новые продукты требуют от дистрибуторов высокого профессионализма и что Benefon повышает профессионализм партнеров при помощи семинаров по новым продуктам, тренингам по продажам и послепродажному обслуживанию.

Чтобы создать аппарат, совмещающий несколько функций, Benefon должен была значительно расширить круг стратегических партнеров. Помимо Suunto в этот круг вошли Hewlett Packard, Arboreal и Geodata - первая компания в качестве производителя навигационного оборудования, две другие - как разработчики географических информационных систем. Программное обеспечение Esc! базируется на разработках Microsoft и финской Yomi Media - эти две компании также вошли в число стратегических партнеров Benefon.

В компании Benefon считают, что развитие мобильной телефонии требует освоения все новых и новых функций. Президент Benefon Йорма Ниеминен говорит, что устройство связи следующего поколения может быть размером с наручные часы. При этом оно будет способно передавать данные, видеоизображение и им станет возможным пользоваться для работы в Интернете.

О том, что мобильная телефония в перспективе будет совмещать множество функций, свидетельствует технология WAP (доступ в Интернет через мобильный телефон), которая становится непременным атрибутом новых моделей ведущих производителей телефонов.

Что же касается собственно навигации, то в офисе другой скандинавской компании, производящей мобильные телефоны, "Ко" получил следующий комментарий: "В ближайшем будущем в сотовых сетях появится такая функция, как определение положения абонента внутри сотовой сети. Уже идет работа над тем, как правильно построить этот сервис. Определить местоположение абонента нетрудно, но при этом важно, чтобы эта функция была добровольной. Иначе все абоненты будут чувствовать себя "под колпаком". На этот сервис можно будет подписаться по желанию. Конечно, эта функция в отличие от GPS будет доступна не по всему миру, а только в радиусе действия данной сотовой сети".

Любопытно, что сколь бы новы ни были технологические разработки Benefon, рекламные ролики, созданные по заказу компании финским рекламным агентством FCB, подчеркнуто традиционны. "Хотя Benefon является инновационной компанией, в нашей рекламе не делается акцент на новых технологиях. В соответствии со скандинавской традицией создатели роликов подчеркивают совсем другое - красоту северной природы и индивидуальность человека", - говорит Томи Райта.

Однако в Benefon не исключают, что когда наступит время продвигать Esc! на российский рынок, то для местного зрителя придется изготовить другой ролик. Но эта пора пока не наступила: продвижению Esc! в России мешает административное ограничение - в РФ подобная навигационная аппаратура (точность определения координат на местности составляет 30 метров) отнесена к разряду шпионской и ее применение требует специального разрешения. Тем не менее в Benefon надеются, что рано или поздно это ограничение будет снято. Не исключено, что либерализацию пролоббирует спрос: по свидетельству операторов, российские пользователи уже проявляют интерес к "игрушке", хотя продвижением Esc! в нашей стране компания еще не занималась.

Еще по теме