Top.Mail.Ru
бизнес

Срывающему гособоронзаказ бизнесу пригрозили национализацией

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Президент РФ Владимир Путин согласился с идеей о возможной национализации предприятий, которые со сбоями исполняют гособоронзаказ. Опрошенные журналом «Компания» эксперты считают, что речь не идет об изменении политики, а до национализации полностью коммерческих структур дело, скорее всего, и не дойдет. 

«Да, такой инструмент [национализации бизнеса] возможен», — цитирует слова Путина ТАСС во время церемонии подписания генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателями и правительством РФ на 2021–2023 годы. Президент подчеркнул, что для предприятий, выполняющих гособоронзаказы, государственные деньги выделяются без задержек и на регулярной основе. Однако при выполнении планов случаются сбои. 

При этом, комментируя слова главы Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаила Шмакова о возможности такой меры для сохранения занятости, Путин указал, что подобный шаг носил бы крайний характер. Эта мера необязательно приведет к повышению экономической эффективности и увеличению жизнеспособности предприятия, считает президент. 

В то же время Путин согласился, что национализация возможна, «если собственники не справляются с текущей работой и не могут эффективно использовать в том числе помощь со стороны государства, которая в целом оказывается». Президент также потребовал, чтобы исполнители гособоронзаказа не перебрасывали полученные от государства средства на другие предприятия и бизнесы. 

«Национализация — крайний шаг» 

Заявление президента является напоминанием, что у государства есть рычаги воздействия на бизнес, сказал в беседе с «Компанией» политолог Павел Салин. «Речь идет о напоминании бизнесу о его обязательствах, поэтому здесь вряд ли можно рассматривать заявление президента как нечто сенсационное или как изменение политики государства», — подчеркнул он. По его словам, обязательным условием ведения крупного бизнеса в стране является выполнение госзаданий, и в отношении того, кто их не выполняет, применяются санкции — как формальные, так и неформальные. 

«Национализация — это крайний шаг, и, очевидно, всегда этот шаг подрывает инвестиционную привлекательность страны, подрывает всевозможные рейтинги доверия. Существуют инструменты контроля гособоронзаказа — должно пройти время, чтобы перейти к более радикальным действиям», — сказал в беседе с «Компанией» экономист, доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Владимир Колмаков. 

По его словам, очевидно, что в преддверии парламентских выборов это скорее «программное заявление», для того чтобы «прощупать почву»: как бизнес и иностранные партнеры будут реагировать. 

Колмаков считает, что реальной национализации не произойдет, поскольку половина предприятий, которые срывают гособоронзаказ, и так подконтрольны государству. 

«Речь идет о секретных и полусекретных заводах, которые в 90-е годы преобразовали в акционерные общества. Однако у многих из этих организаций государство по-прежнему имеет если не контролирующий, то существенный пакет акций, а еще часть этих компаний только на гособоронзаказ и работают. Поэтому если их национализируют, особенно на каких-то рыночных условиях, тогда большой проблемы с этим нет», — уверен Колмаков. 

Он добавил, что сейчас власти назначают представителей в советы директоров таких компаний, чтобы более продуктивно контролировать их деятельность изнутри, а также вводят различные инструменты проектного управления. 

«Там, где и это работать не будет — очевидно, возможна, национализация. Хотя сегодня мы понимаем, что исполнитель оборонзаказа очень часто оказывается в зависимости от зарубежных поставок, а санкции и коронавирус осложнили производственные цепочки или вовсе их разорвали. Выходит, что какие-то предприятия хотят и деньги имеют, но не могут исполнить свои обязательства по контрактам. В такой ситуации крайними будут именно они», — считает Колмаков.

Еще по теме