Top.Mail.Ru
архив

Я помогаю женщинам

Ровно год назад российское отделение Mary Kay Cosmetics обрело нового руководителя - 32-летнего Дмитрия Чарикова. Чтобы оценить уникальность этого факта, достаточно сказать, что компания с 37-летней историей всегда держалась исключительно на женских плечах. Чарикову приходится управляться со 150 штатными сотрудницами и 40 тыс. женщинами-консультантами.

К окончанию московской средней школы с языковым уклоном Дмитрий в отличие от одноклассников в совершенстве знал не только английский, но и немецкий. Собственно, в самой десятилетке он отучился всего два года, а остальные восемь лет провел в Нью-Йорке и Вене вместе с отцом-журналистом, который заведовал в этих городах корпунктами Гостелерадио СССР. Решение последовать по стопам отца, принятое по окончании школы, выглядело вполне логичным, и Дмитрий после двухлетней службы в армии поступил на факультет журналистики МГУ.

Казалось бы, обычное начало карьеры, однако не каждому студенту журфака выпадает возможность пройти стажировку в американском информационном агентстве. Обычно такие преференции устраиваются студентам за счет родительских связей. Но Чариков утверждает, что все получилось случайно. Якобы ему в 1991 году позвонила "знакомая из американского посольства" и предложила сотрудничество с американскими СМИ. Так будущий бизнесмен отправился во время летних каникул в Грузию в качестве собкора информагентства WTN.

В Тбилиси тогда можно было наблюдать все контрасты военного времени. В центре города шла война - мятежники осаждали президентский дворец Звиада Гамсахурдиа. На окраине продолжалась обычная жизнь, люди ходили в рестораны и кинотеатры.

Частный почтальон

Здравый смысл, по словам Дмитрия, у него всегда срабатывает раньше, чем желание испытать острые ощущения. Попытка прыгнуть с парашютом закончилась тем, что уже в самолете он отказался от этой затеи. Кто-то назовет это трусостью, Чариков же говорит: "Прежде чем браться за рискованные операции, следует просчитать степень риска".

После престижной, но опасной стажировки в Тбилиси Чарикову расхотелось быть журналистом. И в 1994 году по окончании МГУ он выбрал стезю бизнесмена.

Деловые отношения между США и Россией в то время интенсивно развивались, из-за чего возросла потребность в почтовом обмене между двумя странами. Уловив тенденцию, Дмитрий Чариков создал фирму Post International, которая занялась доставкой международной почты из Россию в Америку и наоборот. Благодаря тому, что Post International одной из первых заняла эту нишу, компании удалось обогнать своих конкурентов PXPost и RSMI.

Речь идет не об экспресс-доставке корреспонденции - в этом бизнесе делами заправляют три крупные международные компании. Фирма Чарикова занималась примитивной пересылкой обычных писем: государственная почта в те годы работала так плохо, что многие люди предпочитали доверять свои послания частным почтальонам.

По словам Дмитрия Чарикова, его компания контролировала тогда почти 90% рынка, а ее годовой оборот достигал $10 млн. Можно считать, что в Post International он и получил первый опыт управления женским персоналом - представительницы прекрасного пола составляли три четверти штата.

Объемы перевозок иной раз бывали такими, что авиакомпания Air France, с которой сотрудничала Post International, не справлялась с заказами. Перевозка осуществлялась пассажирскими рейсами, а объемный вес грузов превышал емкости багажных отсеков. Приходилось фрахтовать дополнительные самолеты. В месяц Post International перевозила десятки тонн писем и бандеролей.

Но к середине 90-х бизнес начал давать сбои, и в 1996 году Чариков продал компанию. "Появилась электронная почта, и перевозить письма больше не было смысла" - так он сам объясняет то решение.

Продажи не растут

Среди клиентов Post International наряду с американским и бразильским посольствами, фирмами Coca-Cola и PepsiСo было и российское представительство Mary Kay. Президент европейского отделения компании (на тот момент и генеральный директор российского отделения) Джулия Расмус предложила Дмитрию должность руководителя проектов. Компания как раз активно расширяла свою деятельность в России, а заодно и количество персонала. Дмитрий несколько месяцев раздумывал, прежде чем перебираться в косметический бизнес.

В России компания обосновалась в 1994 году, и к моменту прихода в нее Дмитрия Чарикова в московском офисе работали около 200 человек. К августу 1998 года штат увеличился до 300 человек, а потом уменьшился до 150 сотрудников.

За время своей работы Дмитрию не удалось увеличить объем продаж компании в России. Сам он объясняет это послекризисным спадом спроса. "В этом был свой азарт: в сложных условиях добиться если не увеличения, то хотя бы стабилизации объемов продаж", - говорит Чариков. Он утверждает, что ему удалось удержать продажи Mary Kay на предкризисном уровне.

Сейчас главными своими конкурентами Чариков считает российские компании. Именно на их продукцию в конце 1998 года переключились многие из бывших потребителей Mary Kay. Дмитрий Чариков утверждает, что российская косметика хоть и дешевле, но уступает импортной по качеству: отечественные производители не могут позволить себе использовать дорогие ингредиенты. Хотя уровень их технической оснащенности, по словам Чарикова, "очень высокий".

Основной зарубежный конкурент компании Дмитрия Чарикова - компания Oriflame, работающая по тому же принципу прямых продаж. "Мы и Oriflame можем быть конкурентами по способу подачи продукции, но о прямой конкуренции мне говорить не хотелось бы", - уклоняется от оценок Чариков. Компании работают в разных ценовых нишах: продукция Mary Kay дороже.

Чем дело пахнет

Особенность отечественного спроса заключается еще и в том, что наши женщины предпочитают декоративную косметику. Между тем 90% косметики, производимой Mary Kay, - средства по уходу за кожей.

Поэтому Чариков сейчас пытается убедить своих зарубежных боссов в необходимости наладить контрактное производство таких средств на одном из российских предприятий. Он вспоминает комичный момент: "Мы обратились в Госкомстат, чтобы получить данные о российских представителях косметического бизнеса. Но оказалось, что в России и СССР не было косметической отрасли. Все предприятия, выпускавшие косметику, относились к пищевой промышленности". С отечественными "представителями пищевой промышленности" Дмитрий уже встречался и зондировал возможность сотрудничества. Однако пока никаких договоров не заключено. Нет полной уверенности и в том, что головной офис компании даст добро инициативе Чарикова.

Вообще поговаривают, что позиции российского директора не слишком прочны. Некоторые из топ-менеджеров головного Mary Kay до сих пор не могут смириться с появлением мужчины в "женской компании". С одной стороны, сильных менеджеров-женщин в нашей стране действительно нет. С другой стороны, корпоративные традиции есть корпоративные традиции. Да к тому же бизнес компании в России не растет.

Как бы там ни было, 40 тыс. "консультанток" компании распространяют исключительно косметику, производимую за рубежом. Чариков не называет точных цифр, но если исходить из показателя средней продуктивности одного консультанта ($56 в месяц), то общий объем продаж за год должен составить порядка $26 млн - $27 млн. По данным самой компании, за прошлый год в России было продано 6 млн единиц косметической продукции Mary Kay.

А супруга Дмитрия Чарикова в шутку возмущается: "Я не понимаю, чем ты занимаешься. Поздно приходишь, духами пахнешь..." Возможно, ей больше по душе продукция конкурентов Mary Kay.

Еще по теме