Top.Mail.Ru
бизнес

Период великой удаленки

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Тренд на передачу непрофильных процессов внешним подрядчикам сам по себе не нов. Однако пандемия заставила многие компании пересмотреть бюджеты, а вместе с ними и отношение к аутсорсу — эксперты «Авито Услуги» проанализировали для журнала «Компания», как массовый переход на удаленку изменил спрос, предложение и стоимость услуг по ведению дел.

Цифровизация и оптимизация

Два ключевых процесса, с которыми в этом году познакомился почти любой бизнес. Самоизоляция и карантинные ограничения заставили бизнес принимать непростые решения: осваивать онлайн-платформы, сокращать издержки, разрабатывать альтернативные бизнес-модели и искать варианты развития.

В то же время с освоением онлайна для многих предпринимателей стало очевидно, что некоторые процессы можно перевести на аутсорс. В первую очередь это коснулось направлений деятельности, напрямую не связанных с основным бизнесом: бухгалтерии, юриспруденции, найма персонала.

Рассказывает управляющий директор «Нмаркет.ПРО Екатеринбург» Наталия Арапова:

«Раньше мы полагали, что держать сотрудника в штате удобнее — так он постоянно погружен в контекст и может оперативнее решать задачи. Но сейчас, когда даже основной состав команды не каждый день работает из офиса, убедились, что непрофильные функции есть смысл передать внешним исполнителям. Так, специалисты, которые занимаются бухгалтерией, юридическими вопросами и созданием контента у нас вне штата — они работают удаленно и находятся в разных городах. Мы не устанавливаем для них графики работы и количество часов — есть только пул задач, который нужно выполнить за определенный срок. Например, к юристам обращаемся разово для согласования проекта договора, а затем — время от времени с конкретными задачами. Контент-маркетолог готовит для нас план публикаций и рассылок на неделю вперед.

Если сравнить расходы на содержание специалистов на аутсорсинге и штатных с этими же функциями, получается, что мы экономим примерно в два раза — при этом платим за решение четких проектных задач, что нас полностью устраивает».

Еще одним аргументом в пользу привлечения внешних подрядчиков стал рост предложения квалифицированных специалистов на онлайн-платформах: с переходом на удаленку именно этот канал стал для многих россиян способом найти дополнительный заработок. При этом переход в онлайн и повышение уровня доверия к удаленным сотрудникам, пусть даже внешним, расширили возможности выбора подрядчика — неважно, в каком городе находится бухгалтер или рекрутер, если отчетность можно подать онлайн, а собеседование провести в формате видеозвонка. Так, компании могут выбирать из большого числа специалистов по всей стране, специалисты — устанавливать комфортную цену за свою работу и удобные условия, а также работать в крупных федеральных компаниях и проектах из любой точки страны.

Анатолий Мазанов, соучредитель семейного бренда крафтовой косметики LiA Craft Cosmetics:

«Наша компания находится в Сочи, в Красной Поляне — здесь не самая простая ситуация на рынке труда: с одной стороны, есть явный дефицит высококвалифицированных кадров, с другой — ценник на услуги хороших специалистов порой выше московского.

Поэтому мы отказались от трех штатных сотрудников и нашли на рынке аутсорсинга бухгалтера, технического специалиста по работе с сайтом, дизайнера и редактора, который помогает нам с текстами.

Территориально все эти специалисты находятся в разных точках — Тольятти, Рязани, Саранске и за рубежом. Бухгалтер на связи пять дней в неделю, но в среднем он уделяет проекту всего 2–3 рабочих дня в месяц, что позволяет ему работать еще в одной компании. С дизайнером такая же история — к нашему специалисту на аутсорсинге мы обращаемся только тогда, когда есть задачи. Так, привлечение двух внешних специалистов позволяет нам экономить 80 тыс. руб. в месяц. Например, штатный бухгалтер в Сочи стоил бы нам от 60 тыс. руб. в месяц (ощущение, что бухгалтеры в Сочи самые дорогие в России), а удаленному сотруднику за работу на проекте мы платим в три раза меньше — исходя из его занятости.

И еще один неочевидный плюс, который мы открыли: взаимодействовать с временными сотрудниками даже проще и удобнее, сразу выстраивается простой человеческий диалог».

Крупный бизнес также использует аутсорсинговые услуги, но в меньшем объеме, чем малый и средний. Отличается и специфика этих услуг. Так, например, «Авито» привлекает внешних специалистов и сервисы для организации командировок, а также ставит отдельные задачи в рамках больших проектов, например, в департаменте маркетинга. Если задача проектная и стандартная, компания передает ее внешним исполнителям. Так, в частности, PR-команда сотрудничает с агентствами, привлекает внешних копирайтеров — все это позволяет выполнять огромный объем работы.

Ирина Гусакова, директор по персоналу сети магазинов «Улыбка радуги»:

«Сотрудники на аутсорсинге, к примеру, помогают нам открывать новые магазины. Речь, как правило, идет о грузчиках и сборщиках торгового оборудования. Таких специалистов мы привлекаем через аутсорсинговые компании, выдвигаем основные требования: скорость, внимательность и обучаемость. Грузчики и сборщики торгового оборудования начинают свою работу за 5 дней до открытия магазина. Число привлекаемых специалистов зависит от площади нового магазина — как правило, приглашаем от 3 до 5 человек.

На мой взгляд, основное преимущество партнерства с аутсорсинговыми компаниями — это возможность получить качественную услугу под конкретную бизнес-задачу». 

Делегирую, недорого

Тенденция перехода от найма к услугам хорошо прослеживается, если обратиться к статистике запросов на онлайн-платформах по поиску услуг и подрядчиков. По данным «Авито Услуг», чаще всего на аутсорс передают юридическое сопровождение — спрос на эту услугу в I квартале 2021 года вырос на 50% по сравнению с годом ранее, а по сравнению с предыдущим кварталом — на 23%.

На втором месте по популярности — услуги по подбору персонала. Ими российские предприниматели интересуются на 103% чаще, чем год назад, и на 37% чаще по сравнению с IV кварталом прошлого года.

Рост спроса на удаленных рекрутеров объясним: в разгар карантина компании были вынуждены приостановить найм и сократить штат, а к концу года стало ясно, что выгоднее и проще время от времени покупать услугу, чем возвращать штатных сотрудников — учитывая, что во многих отраслях найм в полной мере так и не восстановился.

Стоимость деловых услуг в среднем по стране осталась практически неизменной по сравнению с прошлым годом — подорожали лишь наиболее востребованные услуги юристов, консультантов и копирайтеров. Сильнее всего выросла стоимость деловых услуг в Сочи и Красноярске — на 100% и 40% соответственно.

Благодаря переходу в онлайн предприниматели могут сами определить, сколько они готовы платить специалисту, и выбирать предложения из разных регионов, исходя из возможностей и бюджета. Дороже всего обойдутся услуги специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Краснодара и Красноярска.

Аутсорс, чего от него ждать

Если несколько лет назад под «временным сотрудником» подразумевался человек, который выполнял несложные и неключевые задачи — во время весеннего карантина предприниматели научились работать с внешними подрядчиками, которые готовы взять на себя непрофильные, но важные задачи.

Александра Леонтьева, действующий директор по персоналу, эксперт по созданию комплексных HR-систем, добавляет:

«Сейчас, когда многие компании пытаются минимизировать расходы на персонал, мы рекомендуем перед любым масштабированием бизнеса протестировать определенную функцию на аутсорсинге.

Например, вы решили расширять штат и вам нужен рекрутер, но вы никогда раньше не работали в этом направлении — найдите внешнего специалиста в нужной области и посмотрите, как это вообще работает в вашем случае. Таким образом компания может понять, какие задачи выходят в приоритет, как долго они закрываются и какой результат можно ожидать за определенный период. В этом смысле аутсорсинг — это возможность протестировать функцию и нагрузку без существенных финансовых затрат со стороны бизнеса».

Специалисты советуют стартапам и малому бизнесу отдавать на аутсорс те задачи, для решения которых у предпринимателей недостаточно личных компетенций и времени. Найти толкового бухгалтера на аутсорсе проще, чем разбираться во всем самому. Не менее важно найти платформу, которой вы доверяете. Следует оценить, как давно сервис представлен на рынке, количество анкет специалистов по конкретному направлению и возможность на начальном этапе понять, подходит ли вам человек.

При выборе специалиста стоит выяснить, понимает ли человек специфику бизнеса и насколько хорошо он может решить конкретную задачу, которую вы перед ним ставите. Если вы начали сотрудничество, но результат вас не удовлетворяет, значит, есть смысл попробовать с другим подрядчиком — есть большая вероятность, что дело не в формате, а в том, что специалист оказался недостаточно компетентен.