Top.Mail.Ru
политика

Российские шахтеры на Шпицбергене остались без еды

Фото: Kerstin Langenberger / imageBROKER.com / Global Look Press Фото: Kerstin Langenberger / imageBROKER.com / Global Look Press

География транспортного конфликта России дошла от Литвы до Арктики. МИД Норвегии не разрешил провезти грузы для российских поселений Шпицбергена в Северном Ледовитом океане, объяснив это санкциями. Москва обвинила Осло в нарушении международных соглашений. С этим согласны и опрошенные «Компанией» эксперты. По их словам, Норвегия «сама создает себе проблемы», пытаясь самоутвердиться в глазах европейских коллег. Между тем других вариантов доставки грузов аналитики не видят и допускают, что решение ситуации с Норвегией будет походить на исход инцидента с Калининградской областью.

О том, что МИД Норвегии запретил России транспортировать грузы через пропускной пункт «Стурскуг» для отечественных поселений Шпицбергена, начали говорить еще 28 июня, однако норвежский телеканал NRK заявлял, что внешнеполитическое ведомство отклонило заявку России от треста «Арктикуголь» еще 15 июля. Трест просил МИД Норвегии пропустить 20 тонн продовольствия для российского шахтерского поселка Баренцбург.

Свое решение Норвегия объяснила санкциями против РФ — страна оказалась не готова сделать исключение. В Баренцбурге действуют те же законы, что и на остальной части Шпицбергена, отмечали в норвежском МИД. Губернатор Шпицбергена Ларс Фаузе заявил, что регулярно связывается с «Арктикуглем» по поставкам, и заверил, что никто не пострадает, «пока Норвегия имеет полный и безоговорочный контроль над архипелагом». Генконсул России Сергей Гущин подтверждал, что ситуация пока остается нормальной, но Москва будет продолжать просить разрешить поставки товаров в гуманитарных целях.

Он добавлял, что российские поселения архипелага обеспечены запасами продовольствия как минимум до августа. Так, 28 июня к российским вахтовикам прибыл контейнер с продуктами питания из Европы. «Голода нет, нехватки нет, но есть большая проблема в обеспечении оборудованием», — говорил Гущин. Речь шла о медицинском и горном оборудовании, а также об автомобилях и судах «Арктикугля». По словам генконсула, из 20 тонн застрявшего на границе груза 7 тонн — продовольствие, а остальные 13 тонн — техника.

Действия Норвегии возмутили российские власти. МИД РФ 29 июня вызвал временную поверенную в делах Норвегии в России Сольвей Россебё. Ей заявили о «неприемлемой ситуации вокруг блокируемой норвежской стороной доставки на Шпицберген грузов, предназначенных для обеспечения работы ФГУП “Государственный трест “Арктикуголь” на архипелаге».

Угольные острова

Шпицберген — архипелаг между Северным полюсом и Европой, который сами норвежцы называют Свальбард. До 1920 года он был ничейной землей, богатой залежами угля. В том же году Норвегия получила суверенитет над Шпицбергеном, а США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Швеция, Россия и другие страны смогли получить равное право вести на архипелаге экономическую деятельность и использовать природные ресурсы островов и территориальных вод в рамках Шпицбергенского трактата, подписанного в Париже (его также называют Парижским договором).

Россия — единственная страна, кроме Норвегии, которая поддерживает на архипелаге свое экономическое присутствие. В Баренцбурге находится генеральное консульство страны и шахты «Арктикугля». В городе проживают около 500 человек, включая вахтовиков-шахтеров, работающих на угольных шахтах треста.

Гострест «Арктикуголь» не может быть акционирован и приватизирован, он внесен в перечень стратегических предприятий и организаций и относится к градообразующим предприятиям. На Шпицбергене трест владеет территорией в 251 кв. км и несколькими рудниками:

  • механизированной угольной шахтой «Баренцбург» рядом с одноименным поселком;

  • законсервированными рудниками «Пирамида» и «Грумант». При этом на «Пирамиде» сохранена производственная и социальная инфраструктура.

У треста также есть филиал в Мурманске, через который проходит поставка материалов, оборудования и продуктов. Обычно из Мурманска они доставляются на Шпицберген через норвежский город Тромсё грузовиками через единственный КПП «Стурскуг» на границе России и Норвегии. Далее грузы на острова архипелага каждые десять дней перевозит единственное судно Bring.

По данным СПАРК, выручка «Арктикугля» в 2021 году составила 436 млн рублей. Чистый убыток треста за тот же период — 16 млн рублей.

Запрет — это «беспредел»

«Своим волевым решением норвежские власти пытаются оставить российских шахтеров без продуктов питания, что аморально по своей сути. Это нарушает права человека и принципы гуманизма», — заявил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев в своем Telegram-канале. Он обвинил Норвегию в нарушении Парижского договора от 1920 года, согласно которому «суда и грузы [других стран, присоединившихся к договору] не будут подлежать каким-либо сборам или ограничениям, не применяемым к гражданам, судам или грузам, пользующимся в Норвегии режимом наиболее благоприятствуемой нации.

Норвегия действительно нарушает международное право по Парижскому договору, считает независимый экономический и промышленный эксперт Леонид Хазанов. Он добавил, что статус этих территорий очень спорный: хоть земля и норвежская, но открыта она русскими поморами. «Эта блокировка создает очень опасный прецедент, потому что непонятно, кто будет обеспечивать людей едой. Сами норвежцы?» — сказал аналитик «Компании». По его словам, это Норвегия создает сама себе проблемы, лишая Россию возможности «кормить» Шпицберген.

Есть целая серия соглашений, предполагающая совместное хозяйствование России и Норвегии на Шпицбергене, до последнего проблем с ними не возникало, даже несмотря на членство Осло в НАТО, соглашается политолог Дмитрий Абзалов. Он добавил, что в этот раз Норвегия все же нарушила международное право.

Запрет на ввоз товаров — это «беспредел», считает экономист Никита Кричевский. По его словам, это уже «вопрос не политики, а престижа». «Все понимают, что Россия сможет защитить своего человека на Шпицбергене, но сумеет ли она сохранить свое лицо? Это очередная проверка, они смотрят реакцию», — уверен он.

Аналог Калининграда

По словам Гущина, «Арктикуголь» может доставлять грузы на Шпицберген и другими способами, к примеру, российскими судами из Мурманска и Архангельска сразу в порт Баренцбурга. Однако это дорогие и далеко не самые эффективные варианты, отмечал генконсул.

Хазанов назвал два варианта обеспечения товарами россиян в Баренцбурге. Первый способ — отправить самолеты и опустить еду на парашютах. «Теоретически это возможно, но практически — я сомневаюсь. Вот если они пшенку и консервы скидывают — это одно, но банку варенья кидать не стоит», — рассуждает эксперт. Второй вариант — ледокол, который подвезет на своем борту вертолет, а тот уже приземлится в поселке. «Однако и тут есть вопрос: не будет ли конфликта с норвежцами», — предположил Хазанов.

Ситуация стабилизируется в скором времени, уверен Абзалов. По его словам, этот случай напрямую связан с аналогичным инцидентом в Калининградской области, в которую власти Литвы запретили перевозить попавшие под санкции ЕС российские товары. «Скоро решится проблема с Литвой, потому что никто не хочет экономических последствий. Вопрос с Норвегией, скорее всего, будет решен по той же схеме», — сказал политолог. Он убежден, что Евросоюз не планирует создавать дополнительные проблемы на ровном месте, еще и с анклавами.

Блокировка транзита грузов со стороны Литвы вызвала большой резонанс в политическом сообществе ЕС и России. Кремль назвал решение Вильнюса «нарушением всего и вся» и пообещал ответные меры. Зампред Совбеза Дмитрий Медведев гарантировал, что эти меры будут способны «перекрыть кислород нашим прибалтийским соседям». Он также назвал бывшего главу МВД Латвии Мариса Гулбиса придурком за слова о том, что частичное ограничение транзита в Калининградскую область — «первый шаг Европы и НАТО по отсечению Калининграда».

Более конкретным оказался Совет Федерации. Его сенатор Владимир Джабаров заявил, что «блокада» Калининградской области может обернуться «вооруженным конфликтом с Россией».

Между тем литовские власти получили от Еврокомиссии документ с инструкцией по этому вопросу, но он их не устроил, и они вернули его обратно со своими замечаниями. Но европейские лица продолжают склоняться к компромиссному соглашению с Вильнюсом, чтобы не вызвать дальнейшую эскалацию с Москвой, сообщали источники Reuters.

прочитать весь текст