Top.Mail.Ru
$ 61.33
£ 73.76
¥ 45.89
 64.70
 9.02
Нефть WTI 89.40
GOLD 1781.32
РТС 1112.93
DJIA 33912.44
NASDAQ 13128.05
BTC/USD 24085.00
бизнес

H&M устроит распродажу в последний раз

Фото: italyphotopress / www.imago-images.de / Global Look Press Фото: italyphotopress / www.imago-images.de / Global Look Press

Один из крупнейших мировых ритейлеров одежды H&M сворачивает бизнес в России. Перед закрытием магазинов компания устроит финальную распродажу товарных запасов. Шведский бренд покидает страну из-за «текущих операционных проблем и непредсказуемого будущего». Опрошенные «Компанией» эксперты уверены, что уход из РФ без последующей продажи российского подразделения — разумное решение, поскольку не нашлось бы покупателя бизнеса по реальной стоимости. При этом ритейлер в случае возвращения с легкостью «снесет» любого отечественного лидера, уверены аналитики.

«После тщательного рассмотрения мы считаем невозможным, учитывая текущую ситуацию, продолжать наш бизнес в России», — заявила гендиректор Хелена Хельмерссон. Гендиректор также поблагодарила клиентов «за поддержку на протяжении многих лет». Сейчас компания сфокусируется на поддержке сотрудников наилучшим образом и на ответственном сворачивании операций.

Продажи в России H&M приостановила 2 марта. И закрытие магазинов в России, Белоруссии и Украины в 2022 году обошлось компании в 228 млн крон (1,2 млрд рублей). Свой уход из РФ бренд оценивает в 2 млрд шведских крон (почти 11 млрд рублей). В четвертом квартале прошлого года продажи ритейлера в России составили 2,07 млн шведских крон (11,34 млн рублей), что больше, чем в Китае, Италии, Нидерландах и Испании. Россия заняла шестую строчку среди десяти крупнейших рынков компании.

В H&M Group помимо одноименного бренда входят Monki, Weekday, COS, Arket, &Other Stories. Первый магазин &Other Stories открылся в России осенью 2020-го, а первый магазин Arket — в декабре 2021-го.

Ритейлер работает в России с 2009 года. За это время он открыл около 160 магазинов в стране, включая флагманские на Тверском бульваре (площадь — 5 тыс. кв.м) и в «МЕГА Теплый стан» (3,5 тыс. кв. м). Один из магазинов брендов располагался в парке развлечений «Остров мечты». Его оператор подал в суд на шведскую компанию из-за временного закрытия магазинов, что является «нарушением договора», вследствие которого арендодатель «понес убытки». Арбитражный суд Москвы постановил, что ритейлер обязан освободить посещение и выплатить компенсацию в размере 537,9 млн рублей и возместить судебные расходы на 195,5 млн рублей.

прочитать весь текст

Распродажа с проблемами

«В рамках процесса сворачивания деятельности планируется временно возобновить работу физических магазинов на ограниченный период времени для продажи оставшихся товарных запасов в России», — отмечено в сообщении H&M. Точной даты распродажи в России нет, сообщили РИА «Новости» в H&M. Но известно, что это будет в августе. Магазины будут продолжать работать, «пока не будет продана большая часть оставшихся запасов».

Продажи российского fashion-рынка в 2022 году должны были достичь 1,83-1,85 трлн рублей, подсчитывал Forbes в 2021 году.

Ранее распродажу остатков анонсировал уходящий из страны шведский ритейлер IKEA. Компания в середине июня анонсировала планы сократить масштабы бизнеса в стране. Онлайн-распродажа IKEA должна была начаться 5 июля, но сайт компании работал с перебоями. По словам источника ТАСС, искусственный «обвал» сайта организовали конкуренты. Распродажа возобновилась вечером 7 июля, но сайт перестал справляться с количеством посетителей. На следующий день IKEA заявила, что откроет продажи «после выходных», 11 июля, но и в этот день сайт ритейлера оказался недоступным для покупателей. Сегодня, 18 июля, IKEA сократила время покупок на российском сайте до 10-15 минут. Новые правила должны будут снизить общую нагрузку на фоне высокого спроса.

Россия без модных стандартов

Геополитическое обострение вынуждает иностранные компании пересматривать будущее своей работы в России. К примеру, польский LPP (бренды Reserved, Cropp, Mohito и Sinsay; 35% выручки приходилось на РФ) передал российский бизнес зарегистрированной в ОАЭ компании и своему топ-менеджменту. При этом источник «Коммерсанта» утверждал, что покупателем стало китайское подразделение группы. А российский бизнес Reebok перешел турецкому холдингу FLO Retailing.

Проработавший 29 лет на отечественном рынке Levi’s остановил поставки товаров и ищет покупателей, одним из которых может стать турецкая компания Fiba Holding A.S. При этом испанский бренд одежды Mango решил передать все свои 55 магазинов франчайзи. Под другим брендом на отечественный рынок может вернуться и бизнес Inditeх (бренды Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka).

Правительство решило опередить наступление возможного дефицита товаров на фоне ухода сотен компаний и разрешило параллельный импорт — ввоз продукции в страну без одобрения правообладателя — практически всех категорий товаров с 1 апреля.

По словам премьер-министра Михаила Мишустина, эта мера будет гарантировать поставки товаров в Россию «в том числе вопреки недружественным действиям иностранных политиков».

прочитать весь текст

Бизнес H&M — это арендные помещения и возможность реализовывать fashion-продукцию. Первое, как оказалось, никого в России не интересует, сетует эксперт по рынку ритейла Андрей Карпов. По его словам, шведская компания не могла позволить кому-либо стать представителем ее бренда, поэтому и решила полностью уйти из страны.

С экспертом согласен бизнесмен, управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко. Он считает решение руководства бренда свернуть бизнес в России без последующей продажи подразделения «очень разумным». «H&M знал, что не сможет продать бизнес по реальной стоимости — не нашлось бы покупателя», — объяснил Потапенко. По его словам, бренду было бы сложно найти и опытного руководителя для контроля магазинов, поскольку «в России пока не выработались стандарты развития массовой индустрии моды».

Бизнесмен считает, что стране для покупок иностранного бизнеса нужны глобальные перемены. Ведь бренд — «это всегда про историю, вкус и философию», а за последние 30 лет в стране их «не образовалось», уверен Потапенко. «H&M вернется в Россию, когда ему понадобится. При этом ритейлер "снесет" любого отечественного лидера — так оно и ранее происходило», — заключил эксперт.

Еще по теме